{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

В мире чат-ботов: тренды, которые нельзя упустить

Казалось, совсем недавно Telegram, ФБ*, Инста* и WhatsApp анонсировали запуск платформ для создания ботов, как произошла революция в онлайн-общении. Чаты из простых диалогов превратились в рабочую среду. Стало ясно: переписка с ботом может быть такой же полезной и полноценной, как с человеком.

С помощью бота можно решать задачи прямо в чате. Не нужно переключаться на другие устройства (компьютер, ноутбук, планшет) или на другие ресурсы (веб-сайт, приложение, сервер).

По данным Google, начиная с 2015 года поисковые запросы «chatbot» непрерывно растут.

Примечательно, что в течение 2-лет после анонса количество запросов резко увеличивается. В этом случае, если учесть анонс Инсты* в 2021 году, до 2023-2024 гг. ожидается очередной скачок.

Рост интереса к ботам обусловлен также тем, что мессенджеры постоянно обновляют платформы и расширяют функционал. К тому же бот-платформа может приносить доход и повышает ценность самого сервиса, который бесплатен.

Если на заре появления чат-боты ограничивались диалогами, то сегодня их возможности сопоставимы с сайтами и приложениями. Можно реализовать практически любые сценарии, поэтому боты популярны во многих сферах жизни и бизнеса. Вот несколько примеров:

  • продажа товаров и услуг, подписки, донаты и чаевые;
  • управление сообществами и группами;
  • общение с клиентами, получение обратной связи, проведение опросов и сбор заявок;
  • интеграция со сторонними ресурсами и базами данных;
  • кастомизация оффера под клиента на основе его данных, страницы социальной сети, геолокации;
  • автоматизация бизнес-процессов;
  • игры, задачи, развлекательный контент.

Еще одна причина популярности — низкий порог входа. В отличие от сайтов и приложений, создание ботов занимает меньше времени, дешевле и возможно без навыков программирования.

Люди все чаще тестируют гипотезы и запускают MVP в формате ботов

Взять к примеру раздел «Трибуна» на VC. ru. В апреле этого года было опубликовано около 50 проектов, из которых 11 чат-ботов, 22 сайта и 9 приложений. Несколько SaaS, виджетов, браузерных расширений.

В 2022 году** на «Трибуне» опубликовано 168 материалов про чат-ботов,

  • за 2021 год — 397,
  • за 2020 год — 327,
  • за 2019 год — 192,
  • за 2018 год — 56.

Общий контент VC.ru также отражает тенденцию. Если в 2018 году материалов, так или иначе связанных с чат-ботами, было 1688, то в 2019 году — 2968, в 2020 году — 5490, в 2021 году — 7665, в 2022 году** — уже 4448.

Полагаем, что в этом году их количество превысит 10 тысяч.

Исходя из концепции инноваций Э. Роджерса, каждый тренд проходит через 5 типов потребителей (пользователей): новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и консерваторы. Следовательно, каждая новая технология (или продукт), прежде чем стать массовой, должна последовательно пройти по этим группам.

По нашему мнению, тренд чат-ботов прошел этапы новаторов и ранних последователей, теперь переходит к раннему большинству. И вот почему:

  • Само понятие ботов вошло в обиход, и редким людям нужно объяснять, что это такое.
  • Создается много ботов, стартапы и компании тестируют идеи в мессенджерах.
  • Растет User Lifetime мессенджеров. Телеграмм, ФБ*, Инста* и WhatsApp остаются в топе скачиваемых и используемых приложений.
  • Увеличивается функционал ботов.
  • Крупные компании создают своих официальных ботов.
  • Все больше денег на рынке ботов. Business Insider прогнозирует рост объема платежей через чат-ботов до 142 млрд долларов к 2024 году.

Если на этапе новаторов и ранних последователей тренд еще не устоялся, и на новом рынке не так много денег, то сейчас открылось окно возможностей. Общество (большинство пользователей) принимает технологию, а на рынке растет объем капиталовложений — самое время запускать своих чат-ботов.

Увеличение доли рынка новой технологии (желтая линия) по мере ее принятия группами пользователей (синяя линия).

Боты напрямую связаны с технологиями, которые могут «изменить мир». Исследовательская компания Gartner сообщила о 12 трендах, которые в ближайшие 3-5 лет окажут существенное влияние на технологии и бизнес. Например, гиперавтоматизация — быстрая идентификация, проверка и автоматизация IT и бизнес-процессов. Боты — один из инструментов автоматизации.

Также по их данным, к 2025 году 80% организаций по обслуживанию клиентов откажутся от нативных мобильных приложений в пользу обмена сообщениями для повышения качества обслуживания клиентов, а службы поддержки станут центрами прибыли.

С одной стороны, использование чат-ботов снижает издержки: можно масштабировать компанию, сохраняя количество сотрудников. С другой стороны, клиенты не любят ждать, будь то консультация или оплата. 33% потребителей предпочитают покупки без продавца, а среди миллениалов это число возрастает до 44%. Две трети клиентов называют долгое ожидание причиной разочарования в продукте.

Мы думаем, что популярность чат-ботов обусловлена также тем, что смартфоны всегда под рукой, мессенджерами пользуемся каждый день, а функционал ботов постоянно расширяется. Поэтому тренд сохранится надолго.

* Продукты Меты запрещены в РФ.

** По состоянию на 23.05.2022.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Artem Aznagulov

Ни разу , вообще никогда, не видел в РФ нормального бота, который мог что то сделать или помочь везде всё убогое и кривое, чтобы там кто не придумал всё будет упираться в изначальную проблему того что глубоко насрать на конечного пользователя, а боты это просто способ сэкономить, а не сделать удобнее и проще за счёт автоматизации. Хотя казалось бы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Толмачев

Похоже что Вы провели подробное исследование рынка, разобрались в сферах применения, опросили реальных пользователей и подтвердили свои гипотезы статистикой.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Prikhodko

t.me/egrul_bot например

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Korolyov

согласен. Автор, можно примеры MVP чат-ботов?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan

На трибуне думаю много. В статье оттуда цифры

Ответить
Развернуть ветку
Бульбяш-в-АйТи

Сейчас за ботов бьют в морду, чат бот сразу убивает интерес клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan

Смотря для чего и как использовать 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда