Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

Основатели котокафе из Таллина, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга — о появлении идеи, работе с клиентами, уходе за животными и рекламе.

Котокафе Nurri, Таллин

Рассказывают основатели Яанус Илленд и Хелен Иыудна.

О создании

Мы продали дом и долго путешествовали по Европе, а когда вернулись и стали выбирать постоянное занятие, увидели передачу о лондонском кошачьем кафе. Идея сразу понравилась. Позже кафе стало семейным делом и постоянным местом работы.

Мы открыли кафе с кошками в 2014 году. Но сначала мы создали группу в Facebook, провели опросы и открыли краудфандинговый сбор на платформе hooandja.ee. Проект оказался успешным — в кафе вложилось больше 600 человек. Стало понятно, что идея востребована.

Но сбор — это малая часть того, что требовалось для открытия. Тратили деньги, которые остались от продажи дома, поскольку брать кредит слишком накладно. От краудфандинга мы получили €10 тысяч, а всего на ремонт и помещение ушло около €60 тысяч. Но этой суммы недостаточно.

€150 000

столько, по мнению основателей Nurri, нужно для «идеального» открытия котокафе

Помещение нашли быстро, но оно было в ужасном состоянии. Тем не менее мы открылись почти в срок, как обещали во время сбора денег. Пришлось задержаться только на две недели из-за стульев — их не успели доставить из Британии.

После открытия в течение полугода мы дали больше 25 интервью разным изданиям и передачам. Всем каналам и радиостанциям было интересно написать о таком формате. Сейчас основной путь продвижения кафе — сарафанное радио, Facebook и Instagram.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

О клиентах

Многие приходят через Trip Advisor, а финские туристы узнают о кафе с помощью интернет-радиостанции Kattiradio. Это радио на финском языке, оно вещает прямо из кафе — над ним работает финская журналистка, для которой выделили небольшое помещение. Приют, где мы брали кошек для кафе, тоже рекламировал нас, так что после открытия мы быстро стали известными.

Сейчас половина клиентов — туристы. На каникулах чаще приходят семьи с детьми, около 25% посетителей — постоянные клиенты, которые бывают в кафе раз в две недели. Самый тяжёлый месяц — февраль, когда у людей не остаётся средств после зимних праздников, тогда в день бывает всего 20 посетителей.

В туристический сезон может прийти и 150 клиентов (если считать не количество человек, а число заказов). Средний чек тоже сильно зависит от погоды — от €5 до €15 на клиента.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

Мы проводим и дополнительные мероприятия: встречи, посвящённые публикациям книг, воскресенья блинчиков. Смысл в том, что посетители платят фиксированную сумму (взрослые — €4,70, дети — €3,50) и могут съесть столько блинчиков, сколько в них поместится.

Nurri — это не тайм-кафе. У нас есть полноценное меню. По законам Евросоюза животные могут находиться рядом с едой. Но на кухню зверям вход закрыт.

Если владельцы могут подтвердить, что на кухне кошек не будет, то готовить можно. В залах, где находятся животные, сами клиенты должны следить за чистотой тарелок.

О животных

В кафе живет 11 кошек. Все деньги, которые остаются после необходимых платежей, уходят на них. Лечить и содержать животных дороже, чем людей, потому что для них нет системы страхования.

Кошки приходят из приюта или из семей. Например, одного кота отдали из семьи, в которой у ребёнка обнаружилась аллергия на перхоть. Конечно, перед тем, как оказаться в кафе, кошки проходят ветеринарное обследование.

Расширяться мы не планируем. Сначала были подобные идеи, но теперь понятно, что развитие потребует слишком много сил и ресурсов. Это такой бизнес — с ним становишься эмоционально богатым. Но денег не будет.

Кафе Murrchim, Новосибирск

Рассказывает основательница Анна Стародуб.

О создании

Кафе в Новосибирске открылось в 2016 году в мае. Это логичное продолжение увлечения. У нас [основателей кафе] была работа. В то же время мы занимались помощью приюту для бездомных животных. Сочетать было трудно: не хватало сил и времени. Поэтому мы подумали, как превратить защиту животных в работу.

Чтобы открыть, например, ветеринарную клинику, нужен большой опыт и серьёзные вложения, но у нас этого не было. Потому мы выбрали котокафе. На его открытие деньги пришлось собирать у друзей: своих накоплений не было, кредиты в банке предлагали под безумные 30%.

400 000 рублей

потратила основательница кафе Murrchim на ремонт помещения, но ей всё равно не хватило

Мы приносили из дома всё, что можно принести, вплоть до пылесоса. Открылись в полуготовом состоянии, а ещё месяц после заканчивали ремонт. Помещение — это старое здание, которому больше 100 лет, и мы разбирали потолки и стены. Многое делали своими руками, так что научились работать шуруповертами и молотками.

Больше всего средств ушло на аренду, поскольку нужно было оплачивать ещё и депозитный взнос. Арендные каникулы продолжались всего две недели, а на ремонт ушло три месяца. То есть мы впустую каждый месяц платили больше 50 тысяч рублей.

Тогда в России таких заведений почти не было, тем более успешных, поэтому посоветовать нам никто ничего не мог. Мы обращались к другим владельцам кафе, но готовых рецептов и подсказок не получили, всё пришлось делать своими силами.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

В это же время мы штудировали СанПиНы, чтобы понять, как же нам правильно открыться и соблюсти все законы. Но оказалось, что нормы относятся либо к сельскохозяйственным животным, либо к общепиту. Не существует никаких норм и регламентов для котокафе.

Мы не попадаем ни под одну привычную категорию: мы не контактный зоопарк, не приют, не ресторан. Мы вообще не обязаны никого уведомлять об открытии, потому что не относимся к общепиту и не оказываем услуги по лечению. У нас просто тайм-кафе, где живут коты.

Поэтому проверяющие органы не знают, как с нами взаимодействовать, и все котокафе на местах устроены по-разному. Например, у кого-то нет постоянной посуды, только пластиковая.

Мы ходили в управление ветеринарии и потом больше года сотрудничали с ними: они чипировали и проверяли животных, советовали лекарства и средства для дезинфекции. Сейчас всё уже отлажено, и мы работаем со своими ветеринарами.

А в Роспотребнадзоре, куда мы обращались за консультацией, не поняли, кто мы такие. Всё закончилось фразой: «Делайте что хотите».

Примерно через год после открытия первого кафе мы открыли ещё одно — в Академгородке. На него тоже пришлось добывать деньги, потому что прибыли не хватило.

После полугода работы стало ясно, что мы справляемся. И у нас появилась идея фикс — сделать франшизу. Я подумала, что один удачный проект — это ещё не статистика, надо было открыть второе кафе и проверить, работает ли наш бизнес. С первым кафе могло просто повезти — выбрали удачное место.

Поэтому второе кафе отрывали в отдалённом районе, и открылись мы быстрее. Во-первых, не требовался ремонт, во-вторых, мы уже знали, что делать. В Академгородке больше помещение и дороже аренда, но проект прекрасный, не хочется его закрывать.

Но мы поняли, что франшизы не будет. Слишком много моральных нюансов. Люди, которые обращаются за франшизой, хотят удачный бизнес, а это не самое рентабельное дело. Деньги здесь не такие, какие должны быть в предпринимательстве, и сил отнимает кафе немало.

О животных

В каждом кафе живут по 15 котов. Раньше мы брали для них корм суперпремиум-класса по закупочной цене, но потом кошек стало много, а тратить по 16 тысяч рублей только на еду слишком накладно, учитывая, что в кафе живут не все наши подопечные.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

Пришлось перевести их на корм подешевле, теперь питание обходится примерно в 8000 рублей в месяц. Это не считая лечебного корма для тех, кто не живёт в кафе и лечится. На специальное питание может уйти и 2000 рублей на одного кота. К счастью, постоянные посетители нередко оставляют корм для таких кошек. А наполнитель Lucky cat мы получаем по спонсорской поддержке. Хотя его не всегда хватает.

До открытия бизнеса мы работали с приютом, а когда решили сделать кафе, начались разногласия. Это часто бывает среди зоозащитников, хотя цели у нас общие. Нашлись те, кто считал, что мы будем зарабатывать деньги на страданиях животных. Так что мы решили зарегистрировать благотворительный фонд «Варежка» (как в старом мультике). Занимаемся кошками и собаками: пристраиваем бездомных животных, помогаем лечить.

Самое сложное — подготовить кошку к кафе. Только льготная стерилизация и прививки обходятся минимум в 3000 рублей, а если животное болеет, суммы могут быть заоблачные. Один из котов как-то перестал есть. Неделю его обследовали в стационаре и поддерживали капельницами. Никто не понял, что это было, возможно, депрессия. Кот снова начал есть, но его обследование и лечение обошлось больше чем в 50 тысяч рублей. Без фонда мы бы не могли себе такое позволить.

О клиентах

В центре города в кафе приходят разные люди: туристы, дети, семьи. Без родителей мы пускаем детей старше 14 лет, но делаем исключения для постоянных посетителей, которых знаем. В Академгородке больше семей с детьми и много иностранцев, потому что в кафе приходят делегации с семинаров.

Летом всегда достаточно клиентов, а в сентябре начинается тишина по будням, зато полная посадка по выходным. В среднем в месяц приходят 500-700 посетителей. Обычно в кафе проводят час, который стоит 200 рублей. Потом начинается поминутная тарификация, и остаются только постоянные клиенты или люди, пришедшие поработать. Стараемся поднимать чек продажей сувениров, напитков, сопутствующих товаров.

Дети оплачивают полную цену, потому что от ребёнка проблем нередко больше, чем от взрослого. Но нет ограничений по возрасту, наша миссия — воспитывать ответственное отношение к животным. Иногда к нам приходят дети, которые до этого вообще ни разу не держали кота на руках. Каждому гостю рассказываем правила на входе, предупреждаем, какие коты не любят повышенного внимания.

О рекламе

Наша лучшая реклама — сарафанное радио. Можно завесить всё билбордами, но если людям не понравится внутри, то ничего не поможет. Мы делаем упор на работу с персоналом. Некоторые кафе относятся к работе как к благотворительности: владельцы считают, что к ним должны ходить ради помощи котам, а на недочеты не обращать внимания, ведь благое дело требует жертв.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

У нас не было такого похода. Наша цель — чтобы люди видели, что животные с улицы так же прекрасны, как купленные за большие деньги. И что люди, которые помогают бездомным животным — нормальные, как и все остальные. Поэтому мы следим, чтобы администраторы были приветливыми и общительными, а в кафе всегда было чисто: никакого запаха, никакой шерсти.

В октябре и декабре, самые тихие месяцы, мы запускаем рекламу в Instagram. Это простой способ, потому что у нас много контента — ведь котики всегда популярны. Судя по опросам, о нас узнают по рассказам друзей и из социальных сетей.

Когда мы открылись, брались за все дополнительные мероприятия подряд. Сначала думали, что нам придётся искать людей, но наша площадка настолько интересна, что ищут нас. За два года выработали список лекторов, на которых приходят люди.

Всегда собирают посетителей кулинарные курсы по работе с шоколадом, психологические тренинги, детские мастер-классы: мыловарение, рисунки. Иногда просят программу на дни рождения. По вечерам мы устраиваем кинопоказы, которые тоже нравятся клиентам.

Кафе «Котики и люди», Москва

Рассказывает основатель Владимир Кузин.

О создании

«Котики и люди» — первое котокафе в Москве. Идея появилась в 2015 году. Мне было тогда около 40 лет, из-за кризиса личности хотелось чего-то нового: открыть свой бизнес, причём такой, который доставлял бы удовольствие. Я долго думал и нашёл формат, который совмещает кафе, искусство, а также общение с животными и людьми. Я читал о котокафе и смотрел ролики на YouTube, ездил в кафе в Санкт-Петербург, потом открыл своё.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

Я уволился с должности ИТ-директора и решил открыть бизнес, причём старался сделать сразу два проекта: ресторанное приложение, в которое я и вложил все свои деньги, и котокафе. Приложение не взлетело, денег на кафе не осталось.

Кредит малому бизнесу дают только под заранее утверждённые аналитиками бизнес-планы: под хостел, пивную, крематорий, а под котокафе нет. Поэтому пришлось обращаться к родственникам и занимать у них. Я даже писал бизнес-план, но потратил намного больше, чем собирался.

Вначале я ещё верил всем на слово, не знал, что строительные сметы обойдутся в два раза дороже, что арендные каникулы продлятся меньше, чем ремонт. Мы заплатили за три месяца 900 тысяч рублей, и всё это время делали помещение.

900 000 рублей

потратил основатель «Котики и люди» на аренду помещения за три месяца

Нас подвели люди и пришлось дважды менять помещение, терять деньги, потраченные на ремонт. Это детские ошибки, и я сейчас сам не могу понять, как мы их совершили. Наверное, как всем начинающим бизнесменам, нам казалось, что всё будет хорошо: «Вот откроемся и пойдут миллионы». Потери на первом этапе не огорчают.

Я привык к планам и KPI, обращался к финансовым аналитикам, пробовал просчитывал перспективы кафе. Мне сказали, что шансов нет, будут только убытки и лучше не открываться. Если бы мы не верили в идею, то и не открылись бы.

Но мы до сих пор не вернули затраты на открытие, потому что случилось несколько ситуаций, потребовавших новых вложений.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

О животных

У нас 25-30 кошек. Кошки легко заболевают. Поэтому мы работаем с кураторами — частными лицами из фондов и приютов, которые находят кошек, лечат их и пристраивают в кафе или к хозяевам. После стерилизации, прививок и анализов животные попадают к нам, от нас — к хозяевам. Подготовка кошек стоит от 4 до 15 тысяч рублей. По спонсорской программе мы получаем наполнитель для туалетов, а корм и лечение — это уже на нас.

Я не хотел разделять кошек и общение, поэтому кухни у нас нет. Нельзя открыть заведение с кухней и животными, хотя в других странах есть подобные бары и рестораны. Все продукты готовятся у нас вне заведения, мы их только размораживаем. Мы подаём тин паны, димсамы и бельгийские десерты. Мы могли бы закупать пиццу и беляши, но это не зажигает.

О клиентах

Мы воспринимаем кафе как произведение искусства — не хотим продавать «колу» и «сникерсы», поэтому ищем концепты, удивляющие людей. Если бы мы хотели зарабатывать деньги, то торговали бы алкоголем. Но мы выбрали здоровую и вкусную еду. Вся еда разогревается на пару, она не пахнет, в ней нет жира. Многие приходят только ради меню.

В будни к нам приходят 80-100 человек, а в выходные и праздники 100-150 человек. Лето у нас тяжелое время, мы выживаем. Владельцы выходят на смену, чтобы экономить. Но мы стараемся держать низкие цены: долго просчитывали, что мы сможем сделать, в итоге в выручке не теряем.

Чтобы не поднимать цены, надо наблюдать за людьми и понимать, почему они приходят. Исходя из этого можно строить ценовую политику. У нас была акция: мы ввели стоп-чек (клиент оплачивает фиксированную стоимость за посещение кафе, не ограничиваясь во времени) для парочек по четвергам. Оказалось, что именно в четверг стало приходить больше людей.

Но в среднем посетители проводят в кафе полтора часа, не больше. Мы решили не ограничиваться четвергом и расширили акцию на все дни недели. Клиенты приходят и возвращаются — шаг был верным. Просто действие, но для этого пришлось почти год наблюдать за посетителями.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

Во многие котокафе в мире детям до 10 лет нельзя заходить, и это легко объяснить. Но мы решили, что так неправильно. Сначала ограничивали возраст, потом пытались ввести детские дни. Но за почти четыре года нам пришлось лишь один раз попросить семью выйти из кафе из-за поведения детей. И мы поняли, что ограничивали права огромного количества детей ради единственного случая.

Тогда мы одного ребёнка до десяти лет стали пускать бесплатно. Теперь к нам больше приходит семей. С каждым ребёнком мы подписываем договор, в котором описаны правила поведения в кафе, читаем его вместе на входе. Понятно, что с детьми нужно больше работать, но кошки остаются в гостевых помещениях и сами выходят к посетителям. Значит, кошкам комфортно.

О рекламе

Мы постоянно экспериментируем с продвижением, но заказ крупной рекламы не окупается. Контекстная реклама стоит дорого и тяжело настраивается. Лучше всего работает сарафанное радио и Instagram. Можно взять 50 тысяч рублей, вложить в раскрутку, и люди придут. А можно сделать что-то крутое бесплатно, и люди тоже придут.

Создать поток посетителей, которые зайдут один раз, легко. Достаточно хорошей необычной идеи. Мастерство в том, чтобы мотивировать их вернуться, и у нас это получилось.

Мы решили отойти от общей практики открытых дверей в приюте или выставки «на пристройство», открыли формат прогулок с собаками — каждые выходные в Аптекарском огороде при помощи кураторов собираем бездомных собак, с которыми можно пройтись по парку.

Для нас это ничего не стоило, кроме организационной работы. В итоге каждые выходные около 150 человек приезжают погулять с собаками, и там мы тоже рассказываем о кафе. Люди жертвуют деньги, подписываются на соцсети, потом приходят в котокафе. Сейчас это наш любимый способ продвижения.

Ещё мы готовим на каждый месяц афишу с дополнительными мероприятиями. У нас работает школа для детей по поведению, школа для владельцев кошек, школа для кураторов и мастер-классы по рисованию. Люди приходят с большим удовольствием.

Кафе Soulmate, Санкт-Петербург

Рассказывает основательница Арина Кудрявцева.

О создании

Когда мне было 18 лет, я увидела шестисекундные видео из японских котокафе, где держат по 50 кошек. Мне это так понравилось, что я решила повторить. Стартовали мы в мае 2016 года и открылись всего за месяц — нашли идеальное помещение с окнами на набережную Фонтанки.

Окна панорамные, подоконники находятся на уровне колен прохожих, и с улицы отлично видно помещение кафе и котиков. Коты на подоконниках, в гамаках, на заднем фоне — везде. Чтобы помещение не «ушло», пришлось организовать всё очень быстро.

Это мой первый бизнес, деньги на дело я занимала у родителей, вернуть средства получилось за полтора года.

1 000 000 – 2 000 000 рублей

нужно, по мнению основателя Soulmate, для открытия «хорошего» котокафе

О животных

Мы сотрудничаем с приютом «Островок надежды», они готовят кошек к тому, чтобы их можно было выпускать к посетителям: лечат, стерилизуют, прививают. А мы ищем животным хозяев. Сейчас у нас живёт 21 кошка. Держать их сложно, потому что на ветеринаров можем потратить до 50 тысяч рублей в месяц, если кто-то из животных заболеет.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

В месяц на корм, наполнитель и лечение уходит до 70 тысяч рублей. Мы планируем оформить партнёрские программы с производителями корма или с поставщиками, но пока всё в процессе.

У контролирующих организаций не было к нам никаких претензий, потому что мы не общепит, за кофе, чай деньги не берём. К тому же мы при открытии упирали на то, что стараемся решить проблему бездомных животных, а эта идея чиновникам нравилась.

О клиентах

У нас очень разные посетители. Много молодых людей, которые любят котов, много семей, а также тех, кто просто проходил мимо. У нас нет ограничений для детей, заходить в кафе могут все.

Обычно посетители сидят около часа, компании, которые пришли поиграть в настольные игры, проводят у нас больше времени. По выходным в кафе постоянно находится около 20 человек, по будням — 5-10 человек. Мы стараемся не пускать больше 30 посетителей одновременно, потому что в толпе котам некомфортно. В этом году пришлось поднять цены, и за минуту мы берём 5 рублей.

После открытия мы проводили рекламные кампании в соцсетях, а дальше подключились рекомендации. Огромную роль сыграло место: мы в центре города, на пешеходной улице, рядом театры и университет балета, поэтому у нас большой поток посетителей, которые увидели кошек и зашли в гости. Теперь мы меньше вкладываемся в рекламу, хватает рекомендаций.

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

В первые полгода в кафе работали мои друзья, потом все разошлись по «взрослым» местам, всё-таки администратор в котокафе — это занятие больше для студентов. Но нам легко набирать персонал, потому что желающих работать в таком формате очень много. Часто к нам приходят студенты-ветеринары, которые любят животных.

Мы проводили игру «Что? Где? Когда?», лекции по психологии и мастер-классы по дизайну, чтобы привлечь посетителей. Но летом поток людей предсказать сложно. В плохую погоду кафе забито, в хорошую многое зависит от туристов, так что мы временно приостановили проведение мероприятий, но в будущем вернёмся к ним.

Мы хотели развиваться и открывать другие кафе, но в Петербурге уже есть «Республика кошек», и недавно они открыли ещё одно кафе. Три котокафе на один город — это много. Нам хватает гостей, потому что у нас разные форматы и аудитория разная, но четвёртое кафе будет лишним. Франшизу открывать не планируем, хотя запросы были. Для каждого города всё будет индивидуально и рискованно, и мы не хотим торговать репутацией.

2424
28 комментариев

Мы вот в Soulmate взяли кошку Мушку пару лет назад, ни о чём не жалею

29
Ответить

Был весной в котокафе на Фонтанке, не понял, в чём там бизнес. Кофе никакой, чай низкобюджетный, печенье говно, уюта вообще нет, оплата поминутная.
Респект только за котов и за уход. Чисто благотворительный проект. Второй раз не пойду.
От меня недалеко в столовке три кота живёт. Почти такой же формат, но можно и перекусить.

8
Ответить

Котами

Ответить

Ходили как-то в такое кафе в Москве на Китай-Городе, остались негативные впечатления - люди, работавшие там постоянно рассказывали, что они взяли кошек из приютов и какие эти кошки бедняжки и неплохо их было бы забрать к себе домой. Зачем мне это как клиенту, пришедшему расслабляться?

4
Ответить

Очень вам сочувствую, это просто ужасно. Эта история так напрягла, наверное.

13
Ответить

тоже была в этом заведении и тоже пытались пристроить) но я вежливо объяснила, что мне достаточно приходить сюда, хотя не думаю, что это плохо. Наоборот, они берут кошек сверх нормы, а потом пристраивают. Все от любви к животным. Возможно, не умеют вести бизнес, но остаются людьми.

1
Ответить