«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

Привет! Я пользуюсь услугами Тинькофф с 2017 года. С 2019 года также открыл там обычный брокерский счёт и ИИС. С 2021 года открыл ИП в «Тинькофф бизнес». Помимо дебетовой карты у меня также есть кредитная карта от этого банка, которой я достаточно часто пользовался. И всё на протяжении этого времени было в порядке, подкупало удобное приложение, относительно быстрая поддержка.
16.06.22 я с утра решил наконец заняться своим портфелем на брокерском счёте. Если кто не в курсе, недавно Тинькофф ввёл комиссию на валютные счета, включая брокерский. У меня на счёте были доллары, относительно небольшая сумма (до 1 млн). Я решил пока не спешить продавать все доллары, а только около 30%, а потом вывести их со счёта в рублях и положить себе на вклад в ПочтаБанке. Что в итоге я и сделал, конвертировал доллары в рубли, вывел на дебетовый счёт в Тинькофф, далее СБП перевод на свой счёт в ПочтаБанке, положил их на вклад и был доволен собой.
Через несколько часов мне прилетело вот такое письмо:

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

Когда я его получил, честно говоря не придал этому большого значения, хотя и был немного ошарашен. Отправил несколько документов ответным письмом.
Через несколько минут получил вот такое письмо:

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

Сказать что я офигел это ничего не сказать :) Я подумал, что это наверное какая-то ошибка и с этим можно разобраться, ведь это же Тинькофф. Написал в чат приложения о проблеме, ответили примерно тоже самое, что надо что-то направить, направил, ожидайте и т.д.

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

Пока поддержка обрабатывала мой запрос пошёл гуглить, что могло случится. Как я понял, мой случай не единичный: часто подобным образом банили счета за работу с криптой, уход от налогов. Но я никогда не работал и не планирую с криптой, с налогами вроде всё тоже в порядке. Коротко о себе: до января этого года работал аналитиком в организации, до осени взял перерыв перед переходом на другую работу, параллельно занимался своим веб-сайтом с игровыми модификациями, когда веб-сайт вырос я открыл под него ИП и далее перешёл на патентное налогообложение. Платежи принимал через UnitPay, откуда они далее поступают на бизнес-счёт в Тинькофф, на всякий случай прикладываю скриншот личного кабинета, с репутацией там у меня всё вроде в порядке:

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

Сайтом занимаюсь сам, единственное что мне необходимо оплачивать это хостинг, я арендую машины на Hetzner, но не напрямую (что наверное кстати сейчас и не возможно), а через компанию SpaceCore, у которых вроде бы всё в порядке с репутацией, по крайней мере за 1,5 года проблем не возникало, за исключением того, что у них как и многих компаний возникают иногда проблемы с платёжными системами, и приходилось пополнять счёт не только через UnitPay, который они тоже используют, а также Qiwi и другими.
Я просмотрел историю своих платежей, ничего криминального не нашёл, это обычные бытовые траты. Но на всякий случай расписал в чат смысл своих платежей, начиная от перевода своих денег на вклад в другой банк, заканчивая тратами на парикмахера :)

На следующий день прилетело вот это письмо:

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

На что я ответил в чат поддержки, что помимо того, что я имею банковский счёт, я являюсь клиентом и других продуктов их экосистемы:

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

"Проверили":

«Тинькофф банк» внезапно заблокировал мои счета по 115-ФЗ, когда я выводил деньги с его брокерского счёта

Другими словами "заберите свои деньги и уходите лесом". Нормальная практика? Окей, я закрою счёт, а тут те кто сталкивался с подобной ситуацией говорят 15% надо будет ещё заплатить, а у меня как бы брокерский счёт и выводить могу только на их банк. Тот же вопрос что делать со счётом ИП, тоже бежать?
Самое главное что меня смущает, что выкидывают из списка своих клиентов без каких либо объяснений, поскольку я являюсь клиентом нескольких их продуктов до сих пор не понимаю, что стало триггером:
1) Вывод денег с брокерского счёта на вклад в другой банк? Это такой "прощальный подарок" от банка моим сбережениям, на которые итак грозятся валютную комиссию ввести?
2) Какие-то проблемы с бизнес-счётом? Чего-то где-то не доплатил? Я вносил все необходимые налоговые платежи в ФНС через госуслуги в апреле для своего микро-бизнеса. Если где-то вдруг накосячил, нельзя было об этом прямо написать?
3) Как клиент их банковского счёта что-то сделал не так? Сделал перевод какому-то подозрительному лицу? Например продавцу в магазине на карту? Или может принял платёж от какого-то подозрительного лица? Об этом тоже нельзя написать, чтобы я хотя бы в будущем перестраховался? Так наплевать на своих клиентов?
В общем, для себя я сделал выводы, насколько ненадежно было связываться с этим банком. У меня были связаны с ним личные расходы, сбережения и небольшой бизнес. На текущий момент я не могу пользоваться своими деньгами, потому что банк их "ограничил". Хорошо хватило ума держать часть денег в другом банке на вкладе. Сработал принцип "не держи все яйца в одной корзинке".
Если кто-то сталкивался с подобным, то может подскажет какой банк/банки лучше для сбережений, личных расходов и микро-бизнеса, куда вы ушли? Есть ли смысл судиться с банком за такие выходки или просто молча уйти?
Надеюсь, что мой опыт работы с этим банком будет полезен кому-то, кто сомневается и ищет информацию о банке в интернете.
UPD: после публикации поста ещё написали следующее, если в двух словах, то брокерским счётом вы тоже теперь пользоваться не сможете. Типа мы заблокировали ваши счета потому что могли, заберём за вывод с брокерского счёта и перевод в другой банк 15%, добра и удачного настроения!
UPD2: после публикации поста на этой площадке банк более подробно рассмотрел мою ситуацию. Запросили информацию по конкретным операциям, то есть проблема была именно в пункте номер 3. Скорее всего там был недобросовестный получатель, через которого я переводил деньги на оплату хостинга (деньги на оплату хостинга в итоге поступили, но возможно получатель сам был за что-то заблокирован, а мне досталось за то, что я ему когда-то что-то переводил). В итоге мои счета разблокировали, проверил, транзакции работают. Спасибо площадке и сообществу, что привлекли внимание банка к моей ситуации. Жаль, что банк сразу не пошёл на встречу и оставил такой неприятный осадок. Для себя выводы сделал, буду осторожнее с транзакциями.

1313
33 комментария

Странная история с сайтом, и его игровыми модификациями. Переводами вокруг него и арендой хостинга через посредника. Что-то слишком много намудрено здесь и хорошая репутация не дает защиту от проверок. Банк просто следовал указаниям которые ему установил ЦБ, поэтому и был вынужден приостановить обслуживание. Думаю подробно разберут, возможен баг и просто проверку отменят, средства вернут)

10
Ответить

По-моему остается только собирать всю инфу, фоткать и слать им до победы, если все чисто и прозрачно, должны снять все ограничения и уходить никуда даже не придется

1
Ответить

Что-то мне кажется что занимаясь сейчас подобным бизнесом и переводами, нужно сразу все собирать, чтобы решение подобных проблем не отнимало столько сил

Ответить

У меня сегодня была доставка с Lamoda, я попробовал перед этим снять наличные с вашей карты, вылезла ошибка. Попробовал курьеру оплатить заказ через терминал вашей картой - ошибка. Спасибо что была карта ПочтаБанка с деньгами. Так что ваши ограничения = блокировка.

4
Ответить

советую сразу переводить все в другой банк с РС, не разблокнут, теряешь время и деньги

Ответить

Здравствуйте.

Мы не блокируем счета, а можем временно установить ограничения. Напишите, пожалуйста, ФИО и дату рождения в личку. Проверим в чем дело и вернемся с комментариями.

Ответить

Про «временные ограничения» — наглая ложь. Чаще всего клиентам в ответ на обращение говорят, что вопрос об ограничении ДБО пересмотру не подлежит, оно изначально бессрочное.

11
Ответить