Ассертивность как залог здорового сотрудничества

Наверняка вы сталкивались c понятием ассертивное поведение. Если нет, то вот: ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Проще говоря, способность не сваливаться в пассивную или агрессивную позицию в непростых эмоционально заряженных обстоятельствах.

Ассертивность — крайне важное качество как на работе, так и в жизни. Включает в себя массу атрибутов, чтобы уместить их в один пост. Я собрала краткий чек лист, чтобы вы могли быстро проверить себя и решить нужно ли вам прокачать это качество.

1. Умение признавать свою неправоту, менять точку зрения и просить прощения.

2. Позитивная установка в случае неудачи.Пример: несколько недель вы активно работали над проектом, чтобы уложиться в срок. Ваш коллега не выполнил вовремя свою часть работы, сорвав вам дедлайн. Ваша реакция: выскажите все что думаете о его/ее некомпетентности (агрессор)/будете жаловаться на дураков, которые работаю с вами (жертва)/набросаете план что можно сделать, чтобы минимизировать ущерб и распределите задания с коллегами (ассертивность)?

3. Ориентация на win-win.В любом общении или сотрудничестве вы ориентируетесь на взаимную пользу, даже если вы не были инициатором диалога.

4. Самоуважение и уважение к другим.Соглашаетесь на невыгодные условия, терпите, когда другие разговаривают во время вашего доклада, не можете отказать коллеге, который хочет свалить на вас свою работу? Вы боитесь вступить в открытую конфронтация и испортить отношения, вместо того, чтобы спокойно и тактично отстоять свои границы.

5. Адекватная реакция на конфликт.Ассертивность показывает вашу способность не скатиться в деструктивное поведение в эмоциональном споре. Соглашаетесь в чужой точкой зрения лишь бы не спорить (жертва)? Переходите на личности или примеры не связанные с темой, чтобы показать некомпетентность спорщика (агрессор)? Или будете спокойном тоном, в открытой позе выражать свои доводы (ассертивность)?

6. Готовность давать/получать фидбек.На словах все просто, а на деле мало кто готов конструктивно указать на недоработки или лишний раз признать чужие заслуги, не говоря уже о том, чтобы без ущерба для собственной психики воспринять отказ.Пример: вы пришли к боссу просить повышение зп и получили отказ. Ваша реакция: уйдете, хлопнув дверью кабинета (агрессор)? Будете долго жаловаться домашним на начальника-*удака (жертва)? Спросите, что можно сделать, чтобы выйти на новый уровень и когда можно вернуться к обсуждению (ассертивность)?Про ассертивность можно говорить еще много, но основную суть вы точно уловили.

Переходя от пункта к пункту и поразмышляв над примерами из жизни, я сильно удивилась количеству случаев, когда мои реакции были далеки от ассертивных.

Что ж, будем работать!А как у вас?

1010
5 комментариев

Ассертивность - это, по-моему, отстаивание границ адекватными ситуации методами и способами.
Поэтому согласилась с тезисами, но не со всеми примерами якобы ассертивных действий.
Например, во втором случае, если коллега сорвал дедлайн, то почему за него должны делать/переделывать другие? Ассертивно? Нет.
То же в конфликте - если попадаешь внутрь чьей- то истерики или неготовности к диалогу - какой смысл разумно доносить доводы? Ассертивно - дождаться окончания истерики в спокойном месте, обратиться к внешним арбитрам или что- то еще.
В шестом случае - при отказе в повышении без внятного обоснования ассертивно задуматься о смене работы или обратиться к начальнику повыше.

1
Ответить

Наталья, здесь, конечно, бескрайнее поле для обсуждений. Во втором случае, если проект ваш, то вы больше всех и заинтересованы в сроках. Это больше про выбор- тратить время на разборки или обвинения или перейти к продуктивной части процесса.
В кейсе с повышением зп можно, конечно, задуматься и о смене работы, но если на текущем месте все ок, то ассертивность- это про то, как добиться взаимовыгодного сотрудничества и хороших результатов для себя (в виде прибавки) и бизнеса/начальника (в виде доп проектов или усиления компетенций). Во многих компаниях обращение к начальнику повыше не идет на руку ни сотруднику, ни его непосредственному руководителю- хождение через голову начальника- плохая корпоративная практика.

Ответить

очень трудно занять позицию между жертвой и агрессором, вот над этим нужно много работать

Ответить

Очень полезная тема. Кажется, какой-то базис ассертивного поведения может быть основан на развитии эмоционального интеллекта, чтобы понимать и отслеживать свои реакции/эмоции и своих коллег.

Ответить