Роботы наступают

О децентрализации, блокчейне и роботах в FMCG-ритейле рассказала Юлия Плавник, CBDO R2CMarket.com

Идея о том, что с помощью технологии блокчейн можно децентрализовать любую сферу экономической деятельности, до сих пор не потеряла свою популярность. За последнее время наблюдалось немало попыток “перестроить” различные виды бизнеса, не связанные с IT: искусство, ресторанный бизнес, медицина, аренда машин, недвижимость и даже такси.

Роботы наступают

Не секрет, что неистовая токенизация всего подряд проводилась, прежде всего, ради искусственного повышения инвестиционной привлекательности таких проектов, а если точнее - для сбора денег на ICO. В большинстве “наспех децентрализованных” проектов по факту не было ни коммерческой целесообразности, ни реального потенциала к созданию новых форм рыночных отношений - без посредника и гарантированных общепринятым консенсусом.

Однако справедливости ради стоит признать, что все-таки есть сферы реального бизнеса, в которых децентрализация будет иметь смысл. Одной из таких сфер, на мой взгляд, является FMCG-ритейл.

Зачем ритейлу блокчейн и децентрализация

Сейчас в FMCG-ритейле блокчейн внедряют для повышения прозрачности цепей поставок товаров, эффективного управления логистическим документооборотом, расчетами, а также запуска различных программ лояльности для покупателей. Данный подход применяют такие крупные игроки рынка, как Amazon и Walmart.

Говоря непосредственно о децентрализации FMCG-ритейла, стоит отметить, что проектов, заявивших себя как “дисрапторов” в этом сегменте, пока немного: INS, Nucleus Vision, Delicia и другие. Разумеется, каждый из них имеет свою специфику, но все эти проекты могут быть объединены общей стратегией: создание единой онлайн-экосистемы (маркетплейс), в которой посредник (то есть тот самый ритейлер) между покупателем и поставщиком/производителем будет исключен. Транзакции между участниками экосистемы будут фиксироваться в реестре блокчейн, расчеты производиться нативными токенами экосистемы наряду с фиатными деньгами или вместо них, а также указанные токены будут использоваться в целях создания поставщиками программ лояльности для покупателей и предоставления им различных бонусов и скидок.

Предполагается, что основными эффектами такой экосистемы будут предоставление покупателю доступа к неограниченному ассортименту товаров за счет подключения к ней поставщиков/производителей любого уровня и уменьшение товарной наценки ввиду исключения промежуточного звена в виде ритейлера.

Рассмотренная стратегия создания децентрализованного FMCG маркетплейса кажется весьма адекватной, поскольку соответствует запросам современного потребителя и общему тренду внедрения IT-технологий (не только блокчейн) в реальном бизнесе. Однако на текущий момент она практически нереализуема.

Роботы наступают

От оффлайна сразу к децентрализации?

Главной причиной, почему мы не можем децентрализовать FMCG-ритейл прямо сейчас, является тот факт, что сегодня его доля в сегменте онлайн катастрофически мала (с натяжкой - до 7% от всего ритейл-рынка). Несмотря на то, что современный покупатель почти живет в Интернете, используя для любых своих запросов ноутбуки, мобильные устройства и другие “on-the-go” гаджеты, ритейл до сих пор так и не смог найти эффективное решение для своего масштабного перехода в онлайн-сферу.

Препятствуют этому следующие обстоятельства:

  • как правило, у единицы FMCG товара низкая стоимость (около 1-2$ за штуку), поэтому любые дополнительные действия с ним - проставление RFID меток, дополнительное штрихкодирование, переупаковка - кардинально его удорожают;

  • современные системы автоматизации складов до сих пор остаются нерентабельными для таких типов товаров;

  • существующая система доставки (курьером до дверей покупателя) не позволяет создать высокую плотность товарного потока и снизить логистические издержки «последней мили».

Ввиду сказанного кажется логичным предположить, что на сегодняшний день мы не можем резко заменить оффлайн-ритейл его децентрализованной альтернативой и добиться ее масштабирования, минуя стадию полноценной трансформации оффлайн-ритейла в онлайн. Бессмысленно сейчас запускать децентрализованные приложения для FMCG-ритейла, не привив предварительно потребителю новую культуру онлайн-покупок.

Как же FMCG-ритейлу все-таки перейти в онлайн?

Для того, чтобы онлайн FMCG-рынок наконец начал формироваться, набирать обороты, нужно, чтобы товарная наценка и все возможные издержки (операционные и капитальные) были хотя бы сопоставимы с классическим оффлайн-рынком, а еще лучше, чтобы были ниже.

Роботы наступают

На текущий момент такие издержки превышают на 10-15% издержки оффлайн рынка.

В поисках наиболее эффективного пути сокращения указанных издержек, ключевые игроки ритейл-рынка (Amazon, Ocado, AutoStore) инвестируют крупные суммы в разработку роботических решений, которые позволили бы автоматизировать максимальное количество процессов в логистике и розничных продажах.

На сегодняшний день имеется большое количество активных элементов автоматизации, которые предназначены для транспортировки и набора товара (RBG, конвейер, карусель, 2D-шаттл, робот для перевозки стеллажей, робот для откапывания лотков и набора товаров, андроидные руки и пр.). Не буду упоминать “развлекательных” роботов-консультантов, например, LoweBot, и тех, что занимаются инвентаризацией товара на полках (Tally в магазинах Target )

Было немало попыток создать автоматические или автоматизированные торговые системы на базе вышеуказанных компонентов, однако в одних случаях решения оказались просто не применимы технологически, либо с ограниченной применимостью для автоматизации больших складов. Все эти решения имеют высокую инвестиционную стоимость (более 80% годовой выручки), что фатальным образом отражается на себестоимости и окупаемости магазинов.

В результате такие решения не способны конкурировать с существующими форматами, в которых автоматизация отсутствует вовсе, как в инвестиционном плане, так и по операционным затратам. Часто они не дают заметной выгоды по повышению производительности труда, так как требуют более квалифицированного, соответственно более дорогого персонала.

Каков же выход?

На сегодняшний день однозначного ответа так и не найдено. Как указано выше, крупные компании инвестируют значительные суммы в автоматизацию некоторых элементов своей логистики. Как правило, речь идет об автоматизации склада.

Представляется, что наиболее верный способ масштабировать и сделать прибыльным online FMCG-ритейл - кардинально пересмотреть всю концепцию логистики, включая доставку, как на этапе внедрения IT-технологий в склад и иные элементы логистической цепочки, так и на “физическом” уровне - путем создания сети автоматических пунктов выдачи заказов, сформированных онлайн, в шаговой доступности от населенных пунктов. На “физическом” уровне - создать сеть автоматических пунктов выдачи заказов, сформированных онлайн, в шаговой доступности от населенных пунктов. Таким образом, не углубляясь в видение “новой стратегии” онлайн FMCG-ритейл, хотелось бы подчеркнуть, что только автоматизации отдельных бизнес - процессов в этой индустрии будет недостаточно.

Вывод

В статье я попыталась “примерить” популярную идею децентрализации к текущему фактическому статусу FMCG-ритейл рынка. До тех пор, пока не менее 90% индустрии существует в оффлайн-формате, мечты о децентрализации утопичны. Сначала переведите ваших потребителей в онлайн, напишите для них удобные приложения. Необходимо создание новой культуры приобретения товаров FMCG онлайн, которой пока еще нет.

Когда это будет выполнено, переход к децентрализованным платформам, а в конечном итоге - создание нового рынка без посредников, будет неизбежен.

33
реклама
разместить
2 комментария

поверхностный поток сознания: RFID, децентрализация, последняя миля.
у Аmazon почти 50% e-commerace market share в US, какая дефрагментация)))
online retail выиграл битву уже вчера

у блокчейн весьма маргинальная функция в retail, а главное что за бенефиты даёт технология создания доверия в среде где доверие уже сформировано. похоже на турбонадув для лошади

Традиционный FMCG это еда, напитки, туалетные принадлежности, там не бывает RFID
очень хотелось бы чтобы статьи писали специалисты, которые поработали в Озоне, X5, прежде чем фантазировать про brick & mortar и online retail

1

"Традиционный FMCG это еда, напитки, туалетные принадлежности, там не бывает RFID" не соглашусь