One-on-One. Как собирать фидбек от сотрудников, получая пользу и не усложняя процесс

Я, Даша Трифонова — проектный менеджер. Немалая часть моей работы — встречи с сотрудниками один на один. Мне важно, чтобы эти встречи были полезны и приятны для коллег. Поэтому я постоянно ищу идеи, инструменты и лайфхаки для организации One-on-One.

One-on-One. Как собирать фидбек от сотрудников, получая пользу и не усложняя процесс

В интернете есть много советов о классическом формате таких встреч: упор на следование четкой структуре, фокус на KPI сотрудников, продуктивность и эффективность встречи, четко выделенные action items с ревью результатов. Материалов, где менеджеры делились бы реальным опытом и результатами из практики, практически нет.

Я решила исправить эту ситуацию — собрала и систематизировала опыт «коллег по цеху» в LinkedIn, моих непосредственных коллег в компании, а также личный опыт менеджера, который проводит One-on-One. Вот результаты анализа.

ОоО в MetaLamp

Недавно мы собеседовали кандидатов на позицию менеджера проектов и задали вопрос: «Как вы решали такие проблемы разработчиков, как выгорание, сложности в личной жизни, отсутствие мотивации?». Соискатель ответил, что «никак, личные проблемы — это личная ответственность». Кандидату мы отказали, потому что майндсет нашей компании диаметрально противоположен этой позиции — на первое место мы ставим эмпатию, заботу и внимание к каждому сотруднику. И ОоО — это один из способов выявить и решить сложности у коллег.

Первые зачатки ОоО в компании возникли в 2018 году, с появлением первых удаленщиков. Периодически менеджер просто звонил им и задавал пару неформальных вопросов, как бы создавая атмосферу общения «у кофемашины». Постепенно на удаленку перешло всё больше людей, и именно такие неформальные созвоны позволили им не отдаляться от коллектива.

Оказалось, что постоянные созвоны без какой-то цели не напрягают людей. Наоборот, атмосфера в коллективе стала доброжелательнее и теплее, ребята стали активнее участвовать в общих инициативах, в планерках, чаще стали делиться идеями для улучшения процессов компании. Из инициативы менеджера по работе с командой неформальные встречи переросли в системный процесс. Правда, встречи One-on-One немного отличаются по формату от классических советов.

Чего мы добились, внедрив One-on-One

Забегая вперед, расскажу о результатах внедрения практики OoO на регулярной основе.

Двигатель процессов в компании. Именно на OoO коллеги озвучивают идеи, которые в итоге превращаются в процессы и улучшают нашу работу. Например, после OoO мы внедрили тематические открытые планерки, куда может прийти любой желающий, оплачиваемый ресерч-час, который можно тратить на обучение, формат онбординга новых сотрудников. ОоО способствует укреплению плоской структуры: каждый сотрудник чувствует, что он вносит вклад в команду.

Повышение вовлеченности. Коллеги у нас не просто отрабатывают время — им интересно, как живет компания, интересно познакомиться с удаленными коллегами. Например, на наш летний корпоратив в этом году приехали удаленные сотрудники из другой части страны.

Инструмент удержания сотрудников. Именно на ОоО мы заранее узнавали о намерении коллег уволиться. Несколько человек остались в команде: мы обсудили причины, придумали комфортные решения. В каком-то случае это была смена стека, когда фронтендер переквалифицировался в бэкендеры. Другой коллега поменял проект. Есть сотрудники, которые ушли в продолжительный отпуск и после поняли, что увольняться не хотят. Наконец, помогла новая внутренняя задача, свой собственный проект и проведение исследования на интересующую тему.

Обратная связь на изменения в компании. Мы в MetaLamp не сразу внедряем идеи и предложения руководства. Сначала обсуждаем их на ОоО: коллеги озвучивают мнение, выдвигают другие идеи, дают изменениям оценку. Например, так мы занялись реформированием системы ставок по agile: каждую новую идею презентовали сотрудникам на ОоО и сразу же получали обратную связь. В итоге система получилась именно такой, какой ее хотели бы видеть сами разработчики.

Human resource management. Общение на ОоО помогает нам планировать. Например, мы заранее уточняем, кто готов работать на проекте с жесткими дедлайнами, кому предпочтительнее работать в европейской тайм-зоне, кому интересна конкретная предметная область.

Принципы и особенности моих ОоО

Планируя встречи, я немного отхожу от классических канонов OoO — это гибкий инструмент, его стоит видоизменять, если это приносит пользу компании. Вот основные нюансы.

One-on-One. Как собирать фидбек от сотрудников, получая пользу и не усложняя процесс

Структура. Все источники по ОоО проповедуют единообразную структуру встреч, потому что это якобы повышает результат и продуктивность. Обычно это план, наличие action items с фиксацией в процессе, ревью результатов, фоллоу-апы, планы до следующей встречи. Всё это накладывает обязательства, встреча становится «обязаловкой». Я же хочу, чтобы сотрудник с OoO уходил с ощущением, что его искренне выслушали, его ценят и от него не требуют никакого результата прямо сейчас. Поэтому я рекомендую быть внимательным к коллегам. Если вы понимаете, что соблюдение структуры повредит, лучше откажитесь от нее.

Ценность встречи. Я считаю, что ценность должна определяться не менеджером, а самим сотрудником. На первом ОоО я узнаю у коллеги, что он ждет от встреч? На чем нужно сделать упор, чтобы получить пользу?

У меня на ОоО 10 коллег, с каждым формат разный:

  • Для кого-то это почти «перфоманс ревью»: разработчику хочется обсудить прогресс, дать ретроспективу, запросить фидбэк, наметить планы. ОоО помогает поддерживать мотивацию, получать обратную связь и закреплять результат для самого себя.
  • Кому-то не хватает общения на удаленке. Коллеги рассказывают, какие фильмы смотрели, какие игры попробовали, куда планируют поехать в отпуск. На встрече мы обмениваемся новостями о других проектах компании, о жизни компании. Аналог офисной жизни и разговоров у кулера.
  • Кто-то относится к ОоО как к аналогу встречи с психологом. Люди делятся личными проблемами, хотят услышать мнение и совет, выговориться. Это самый сложный формат для менеджера, требует максимальной погруженности и эмпатии. После таких встреч устанавливаются самые доверительные отношения, видна отдача и польза от работы.

Формат ОоО со временем может меняться — «перфоманс ревью» превратиться в неформальный разговор о кино, а разговор «с психологом» в обсуждение карты развития специалиста.

Обстановка. Это важный элемент для создания комфортной атмосферы. Мы спрашиваем сотрудников, где и когда им приятнее пообщаться. Например, с кем-то договариваемся о созвонах по субботам, чтобы никуда не торопиться. Офисные сотрудники летом предпочитают общаться на свежем воздухе, в парке или в кофейне.

Интроверты. Классические ОоО работают на активных экстравертах с самомотивацией, открытых к обсуждению проблем, полных инициатив и идей. К интровертам нужен другой подход — сразу показать искренний интерес к ним и продемонстрировать конкретную пользу. Например, сразу после встречи решить какую-то проблему, которую человек озвучил. Показатель эффективности встреч с интровертом — когда обычные десятиминутные созвоны постепенно перерастают в часовые разговоры.

Длительность. У нас нет какого-то норматива по ОоО. Если человек после нескольких вопросов не идет на контакт, я аккуратно подвожу встречу к концу. Не вижу смысла дотягивать такой разговор до стандартных 30-40 минут. Но и лимит на встречи не ставим — иногда 15 минут перерастают в часовой разговор.

Менеджер — не супермен. Важно помнить, что ты не психолог. Ты не можешь и не обязан решить все проблемы человека. Задача менеджера на ОоО — выявить проблему и «направить» человека. Если необходимо – можно вынести решение вопроса за пределы ОоО (например, передать решение вопроса другому сотруднику, который имеет нужные компетенции или полномочия).

90 на 10. В классической теории ОоО говорится, что менеджер должен 90% времени слушать, 10% времени говорить. Я не согласна: важнее эффективность встречи, а не количество общения. Если это уместно, менеджер может озвучить свое мнение, рассказать про личный опыт. Разумеется, без каких-то оценочных характеристик. У нас некоторые ребята сами спрашивают, как прошли выходные, что нового. На ОоО я стараюсь создать атмосферу обычного разговора с другом, а не сеанса у психолога.

Фокус только на встрече. Сложно выстроить доверие с человеком, когда он видит, что ты параллельно занят чем-то другим. Обычно я ставлю телефон в авиарежим и закрываю все приложения на компьютере. Стараюсь планировать встречу так, чтобы больше никуда не торопиться.

Помощь не на словах, а на деле. ОоО — это не просто разговор. После встречи нужно зафиксировать проблемы, озвученные сотрудником, преобразовать их в задачи. Я делаю пометки во время разговора, а после сразу заношу в «Трелло» задачи, которые всплыли во время общения.

Важно дать фидбек коллеге. Например, сотрудник упомянул о проблеме. Обработайте ее, вернитесь к коллеге — скажите, что обсудили вопрос с тем-то, пришли к такому результату, ситуация изменится вот так. Это доказательство эффективности встреч и внимания к коллеге.

Важно: соблюдайте личные границы. Если проблема деликатная, сотрудник должен явно выразить согласие на вынос ее за пределы ОоО. Если вам нужно привлекать к решению проблемы кого-то еще, проговаривайте это.

Предварительная подготовка. Чтобы в разговоре не было неловкого молчания, к нему нужно готовиться. Для каждого сотрудника я составляю небольшой список вопросов, которые можно обсудить. Важно подбирать темы, интересные вашему коллеге, и не устраивать «допрос».

Документирование информации. У меня есть специальный документ в Google Sheets, где я храню «базу данных». Каждая страница посвящена отдельному сотруднику, в ней четыре колонки:

  • Личная информация. Это какие-то значимые вещи и события, которые отражают характер коллеги, его жизненные приоритеты, хобби, увлечения, предпочтения в досуге и личные планы. Вопросы, основанные на этих фактах, подойдут открытым ребятам, которые любят поговорить на личные темы.
  • Проблемы, переживания, страхи. Это потенциальные риски как для человека, так и для компании. Например, сотрудник периодически впадает в депрессивные настроения и это сказывается на его продуктивности. Или сотрудник склонен к конфликтным ситуациям, которые негативно отражаются на духе команды. Фиксация таких моментов помогает давать детальный фидбэк на перфоманс ревью, отслеживать потенциальные настроения, продумывать риски при подборе команды на новые проекты, искать способы для помощи сотруднику по конкретной проблеме.
  • Карьерные планы, цели, приоритеты. Информация для отслеживания карьерного развития сотрудника. Его предпочтения по типу задач и предметной области проектов, по интересующим технологиям.
  • Вопросы для будущего ОоО. Эту колонку я заполняю постепенно в течение недели, когда происходят какие-то события, касающиеся сотрудника. Помогает начать разговор, а не судорожно вспоминать, что же произошло за последние две недели, за пять минут до встречи. Некоторые вопросы можно повторять из недели в неделю, чтобы смотреть на динамику. Проработанные вопросы я фиксирую в других колонках или просто удаляю.

Хранение информации помогает быть готовым к встрече, не забывать нюансы, оперировать фактами о человеке, чтобы поддержать разговор. Когда у тебя больше десяти коллег, с которыми ты проводишь ОоО, есть риск запутаться в фактах и начать путать ребят между собой. А это не ведет к укреплению доверительных отношений. Наконец, это помогает помнить важные события — дни рождения, повышения, отпуска, поездки. Все это можно обсудить на ОоО.

Открытые вопросы. Я использую на ОоО вопросы, на которые нельзя ответить односложно, «да» или «нет». Такие вопрос помогают коллегам выговориться, мотивируют их на рассуждения. Обычно они начинаются с "Кто...", "Что...", "Когда…", "Почему…", "Как…", "Где…".

Это главная задача менеджера: задать правильный вопрос, который направит человека в «нужную» ему сторону.

ОоО ≠ Performance review. Мы не сводим ОоО исключительно к обсуждению развития сотрудников. Для этого есть отдельные встречи, которые проводятся раз в полгода. И как раз на них обсуждаются результаты, планы, конкретные шаги по совершенствованию и карьерному развитию.

На ОоО сотрудник не должен чувствовать формализм и обязательность, испытывать чувство, что его оценивают. Но если сотруднику это нужно, менеджер может дать ответы по выработке сотрудника или сформулировать какой-то другой фидбэк по его работе.

Анализ полученной информации. Встречи ОоО должны помочь менеджеру отыскать сильные стороны сотрудника и найти им применение. Например, рассказ о детских увлечениях поможет лучше понять характер и мотивацию человека. Допустим, ему нравились соревновательные виды спорта. Значит, стоит попробовать мотивировать коллегу работой в команде, добавить в процессы дух конкуренции.

Подводя итоги, могу сказать что One-on-One — отличный способ выстраивания культуры доверия в компании при гибком и деликатном подходе как к самому инструменту, так и к каждому сотруднику. В следующей статье подробно расскажу, как на практике проходят мои встречи с сотрудниками и объясню, как найти тот самый идеальный формат OoO.

3030
16 комментариев

А что делать мне как сотруднику, который просто работает, проблем не видит, либо их нет, а меня каждый спринт дергают на эти встречи по полчаса-часу и пытаются лезть в голову со своим анализом детства и формы ответов, причем так настырно, что эта встреча иногда превращается в настоящий митинг к которому надо готовиться, ибо pm или hr, проводящий ее, не угомонится пока ты не назовешь хоть одну проблему и похуй что она будет надуманной

12
Ответить

Уходите от ответов на вопросы, изображайте слушателя и со всем соглашайтесь. Если им эта имитация бурной деятельности не надоест и ее не прикроют (как было у нас на третий месяц внедрения), то проще найти другую контору, где эффективные менеджеры не так сильно отравляют жизнь.

3
Ответить

Вы должны это время трекать в джире. Затем,в конце месяца ваш руководитель посмотрит таймшит и у него не будет глупых вопросов "а почему ты мало работаешь".

Ответить

Даша, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько времени уходит в неделю на OoO и что вы делаете, если узнаете, что 95% сотрудников не хочет работать с жёсткими дедлайнами, которых 95% на проектах?

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Здравствуйте, Сергей)

Мы проводим ОоО раз в месяц с каждым сотрудником, в основном на менеджера приходится 2-3 OoO в неделю, каждый в среднем по часу.

В нашей компании сложно представить ситуацию с дедлайнами, которую вы описали: обычно к определению дедлайнов мы всегда подключаем самих исполнителей, и сами исполнители берут на себя ответственность, определяя дедлайны. Еще на стадии оценки мы всегда ищем компромисс между временными рамками заказчиков и временной оценкой исполнителя.
Если вдруг мы радикально не помещаемся в пожелания заказчика, мы скорее откажемся от проекта, чем будем втискивать оценку исполнителя в эти рамки и давить на команду.

Такой подход позволяет избегать негатива по отношению к дедлайнам, т.к. они более адекватны и исполнитель сам чувствует за них ответственность.

1
Ответить

Хотелось бы послушать сотрудников насчет полезности таких митингов. Особенно тех, что "десятиминутные созвоны постепенно перерастают в часовые разговоры" - я в таких случаях в мыслях проклинаю сраных менеджеров, не умеющих в собственное планирование и не заботящихся о том, что у других людей тоже есть планы.

4
Ответить