Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Для начала познакомлю вас с авторами исследования:

WEEEK — это российская мультисервисная платформа для управления проектами и командой. Внутри сервиса ты можешь найти: Таск-менеджер, Базу знаний, CRM, Пользователи и другие полезные инструменты для эффективной работы.

В марте у нас случился резкий рост регистраций и увеличился спрос на демонстрации продукта. Когда ажиотаж немного поутих, мы решили разобраться какой уровень доверия у пользователей к российским сервисам, с чем им пришлось столкнуться после перехода с зарубежных аналогов, что хотелось бы улучшить, а что уже сейчас отлично организованно.

В конце мая мы пообщались с командой из Everest и в начале июня запустили исследование. В рамках своего Исследовательского центра команда Everest проводит анализ UX-составляющей IT-сервисов и пишет классные обзоры. Если ищешь сервис-аналог для Notion, то можешь почитать их серию статей тут.

Everest — студия UX-дизайна. В апреле ребята запустили Исследовательский центр на базе студии. Его задача — проведение исследований с упором на UX-составляющую интерфейсов. За всё время они наработали мощную экспертную базу, на основе которой могут анализировать разные цифровые продукты и делиться результатами.

Сегодня студия входит в десятку лучших дизайн-студий России по версии Tagline. Команда проектирует интерфейсы веб-сервисов и мобильных приложений для Сбера, РСХБ, МТС, Scania и других крупных брендов.

Определение цели и главных вопросов

Основной целью было понять уровень доверия к российским онлайн-продуктам, выявить основные барьеры и проблемы, которые препятствуют использованию систем.

В результате исследования мы хотели определить основные требования к российским разработчикам и собрать реальный срез по рынку.

Этой статьёй с результатами исследования мы хотим помочь российским разработчикам сделать свой продукт качественнее, а предпринимателям и управленцам легко и без рисков переезжать с зарубежных сервисов на отечественный.

Если подробнее, то в число задач, которые мы хотели бы решить опросом входили следующие:

1. Узнать у пользователей сервисов, что им нравится и не нравится в российских сервисах.

2. Собрать пул фич, которых не хватает пользователям российских сервисов.

3. Собрать пул фич, которых не хватило пользователям в бесплатном доступе.

4. Выявить причины, по которым пользователи не остаются в сервисе после бесплатного доступа.

5. Определить причины, которые останавливают пользователей в переходе на российские сервисы.

6. Уточнить причины, по которым пользователи прекращают использование зарубежных сервисов.

После публикации мы рассчитываем привлечь внимание пользователей к тем решениям, которые уже есть на рынке. Честно о плюсах, минусах и о том, за что текущие пользователи этих продуктов ценят их.

В исследовании мы упомянули следующие российские сервисы: WEEEK, Яндекс.Трекер, Moo.team, Flowlu, Kaiten, Platrum, Workzen, Pyrus, Singularity, Advanta, Evateam, Yougile, Planiro, Штаб, Битрикс24, amoCRM. Отбирали по критерию — компания должна предоставлять функционал управления проектами и командой.

Главные результаты исследования

Первым делом, хочется обратить твоё внимание на то, что большинство респондентов, которые уже пользуются отечественным софтом, верят в российские сервисы. Это даёт хорошую опору нашим командам:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

На вопрос о том, почему они так думают, мы получили следующие ответы:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Среди тех, кто не пользуется российскими аналогами, это число ниже: всего 38%. Понадобится время, чтобы завоевать лояльность этой категории:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Многие пользователи писали о том, что больше всего требуют доработки в российских сервисах два момента:

  • Наличие багов — 42% респондентов;
  • Нагруженный интерфейс — 29%;
  • Устаревший внешний вид — 17%;
  • Внутри сервиса нет онбординга (подсказки как пользоваться) — 13%;
  • Нет бесплатного пробного периода — 5%.

Следующий интересный момент кроется в том, насколько эти моменты критичны для текущих пользователей:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

«Это важный тезис, который даёт хорошую возможность компаниям изучать боли и потребности своих пользователей. Также, стоит отметить лояльность, с которой относятся пользователи российских аналогов к сервисам. Это ценно», — отметила Мария, UX-дизайнер Everest.

На основе ответов о доработке, мы отобрали самые важные фичи, которые важны для пользователей при переезде команд в новые системы:

  • Бесплатный пробный период.
  • Простой и полезный онбординг.
  • Перенос данных из других сервисов.
  • Понятный интерфейс и качественный UX.
  • Быстрая помощь и поддержка.

Подробнее об этом вы можете почитать в статье команды Everest. Мы оставили свои комментарии к каждому пункту и рассказали о своём опыте.

В этой статье я бы хотела разобрать ещё один момент — уровень готовности российских сервисов к большому потоку новых пользователей. О том, каким этот опыт был для нас, очень подробно написал Иван, CEO WEEEK.

Если посмотреть на этот вопрос со стороны двух категорий пользователей, то вот что они ответили:

1 категория: те, кто уже использует российские сервисы:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Большинство респондентов считают, что российские сервисы вполне справились с нагрузкой. Те, кто ответил«нет», указали следующие причины:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

2 категория: те, кто не готов переезжать:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Причины:

Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?

Два главных стоп-фактора:

  • Пользователи понимают, что из-за высокой нагрузки сервисы могут не успевать обеспечивать качественную работу сервиса
  • Пользователи не готовы тратить время на ожидание, пока команды исправят баги и допилят свои продукты.

Большинство сервисов действительно были не готовы к большому наплыву пользователей. Сервисы уже взяли в работу момент с серверной архитектурой. Уверена, что благодаря этому, многие команды уже укрепили свои позиции.

Для российского рынка IT 2022 год войдёт в историю как период новых возможностей. Первая половина года запомнилась большим количеством релизов отечественных сервисов. Одновременно с этим аудитория перетекала из зарубежных сервисов в существующие российские аналоги. Это связано с блокировками аккаунтов и проблемами с оплатой. Однако не все компании были готовы к такому количеству новых пользователей, а аудитория выражала скепсис по поводу готовности серверов к таким нагрузкам.

В гонке за скоростью на другой части весов всегда будут деньги и/или качество продукта. Проведя ряд исследований по российским аналогам зарубежных сервисов, мы можем сделать несколько выводов:

1. В России умеют быстро стартовать и разрабатывать онлайн-продукты под базовые потребности пользователей.

2. Оперативная разработка зачастую характеризуется проблемами с UX и слабым UI.

3. В желании сделать свой сервис самым функциональным, возникают проблемы на уровне юзабилити.

При этом хочется отметить, что отечественные разработчики гибкие — мы видим реальную заинтересованность в улучшении и развитии своих продуктов. Поэтому при проектировании онлайн-сервисов советуем обращать внимание на:

— позиционирование и УТП: какую задачу решает продукт, в чём его преимущество, почему нужно пользоваться именно вашим продуктом;

— фокус на функционале: проработка сценариев, ux-составляющей, логики интерфейсов;

— диалог с пользователями — исследуйте, анализируйте и улучшайте. У вас для этого есть всё необходимое — ваши пользователи, внешние данные и исследования рынка,

— Елена Попова, Руководитель Исследовательского центра Everest

Напомню, что полную версию статьи о результатах вы можете прочитать у команды Everest. Также, ребята собрали в презентацию главные тезисы по проведенному исследованию. Если хотите ознакомиться с ними — заполните форму и ребята вышлют вам презентацию.

Спасибо команде исследовательского центра Everest за совместную работу!

1414
2 комментария

Интересная статья!
Однако на мой субъективный взгляд, один из самых главных критериев при выборе сервиса - это безопасность данных🤔
Было бы очень интересно увидеть побольше информации о Вашем сервисе в контексте приватности и защиты данных.

Ответить

Дмитрий, спасибо! Согласна с вами на счет безопасности, под первой статьей на эту тему многие пользователи тоже отмечали этот момент.

Про нас: все сервера находятся в России. 

Как и любой другой сервис, который уделяет внимание безопасности — мы постоянно работаем над поиском уязвимостей системы. Сервис дорабатывается в соотвествии с тестированием. 

Вообще, недавно мы пережили хакерскую атаку коллег из Украины)
Сервис остался жив и данные клиентов не утекли

1
Ответить