Санкции, скачки курса, рост цен ‒ по закону форс-мажор или нет?

Цель «Мегаплана» — помочь малому и среднему бизнесу продолжать работу в любых условиях. Документы (договоры с подрядчиками, поставщиками, сотрудниками и партнерами по бизнесу) в процессе адаптации к новым рискам играют важнейшую роль, но об этом часто забывают.

Бизнес-юрист Ольга Новикова с примерами из практики рассказывает, какие документы нужно пересмотреть компаниям с учетом последствий от санкций, в каких случаях можно сослаться на форс-мажор и почему сейчас особенно важно давать себе пространство для маневров.

Санкции, скачки курса, рост цен ‒ по закону форс-мажор или нет?

— Можно ли отнести ситуацию с санкциями, которые привели к невозможности выполнять договорные обязательства, к форс-мажору?

— Начну с того, что многие компании столкнулись с форс-мажором еще в период пандемии. При этом некоторые организации решили, что, несмотря на то что договор они исполнить не могут, деньги заказчикам возвращать не будут ввиду непреодолимых обстоятельств. Это неправильная трактовка последствий форс-мажора. Длящийся форс-мажор — это основание для расторжения договора без штрафов за его неисполнение. Но никак не основание оставить себе деньги, например, за неоказанные услуги или непоставленный товар.

Если участники договора не придут к соглашению о том, что сложились обстоятельства непреодолимой силы и они влияют на исполнение договора, решать ситуацию придется в суде. А суд будет учитывать все, чтобы понять, как на обязательства по договору влияют непреодолимые обстоятельства.

Например, одна компания не поставила товар другой из-за нарушения логистических цепочек, которые связаны с закрытием аэропортов. Суд будет выяснять, была ли у компании возможность сделать доставку железнодорожным или автомобильным транспортом. Если да, то за неисполнение договора компания будет нести ответственность, потому что форс-мажор не распространяется на такую ситуацию.

— А как быть с резкими колебаниями курса валют?

— Ощутимое изменение курса валют также нельзя отнести к форс-мажору, так как считается, что эти колебания можно предвидеть.
Подобные основания для неисполнения договора не относятся к форс-мажору по закону и судебной практике. Но дополнительные основания для признания действия непреодолимой силы могут быть регламентированы договором. Например, когда в договоре заранее прописаны обстоятельства, которые будут считаться основанием для расторжения или изменения договора без санкций. И на этот блок нужно обращать сейчас повышенное внимание.

При заключении договора можно очень гибко проработать алгоритмы действий в кризисные времена. Это поможет защитить интересы обеих сторон. По умолчанию отсутствие деталей конкретного производителя у поставщика — это не форс-мажор, но можно договориться, чтобы в дальнейшем подобная ситуация расценивалась именно как непреодолимые обстоятельства.

— Можно ли то же самое предусмотреть для изменения курса валют?

— Да, этот аспект тоже можно прописать в договоре, хотя на практике суды не относят такие ситуации к обстоятельствам непреодолимой силы. Но если стороны закрепили это условие в договоре, оно будет работать. Когда валютный рынок нестабилен, скачки курса валют могут негативно сказаться на работе торговых компаний, в том числе тех, которые предоставляют услуги под ключ, например строительных фирм. В какой-то момент стройматериалы могут резко вырасти в цене, из-за чего исполнитель понесет убытки.

Если такие ситуации не прописаны в договоре, придется заключать дополнительное соглашение, пересматривая прежние договоренности. Разумеется, вторая сторона не будет этому рада и может не пойти на изменения. Поэтому такие ситуации нужно предусматривать заранее. Но важно не просто предусматривать гипотетическое повышение цен на детали или материалы, а «завязать» рост стоимости на определенные показатели. Например, провести параллель с изменением закупочной стоимости, если производитель поднял расценки. Здесь два варианта.

Можно сразу разделить платежи — на проведение работ и закупку материалов. Но не все компании любят афишировать закупочные цены. В этом случае можно прописать возможность повышения цены на определенный процент. Например, если производитель поднял цену на 10%, то и стоимость услуг компании возрастает пропорционально.

То же самое касается логистики: стоимость доставки можно поставить в зависимость от увеличения тарифов грузоперевозчика. Но желательно указывать объем предельного увеличения цены. Например, не более чем на 15%. Важно при этом предусматривать и вероятность снижения цены, если она привязана к валютному курсу. Иначе могут возникнуть споры при заключении договора: мало кто пойдет на то, чтобы в документе была указана возможность одного участника изменять цену в одностороннем порядке. Важно соблюдать баланс, чтобы условия были интересны обеим сторонам, а не только исполнителю.

— Стоит ли указывать способы увеличения цены?

— В идеале нужно прописать возможность одностороннего уведомления об изменении цены, если это вызвано фактором, согласованным сторонами в договоре. Стоит проговорить и обязательства исполнителя в этой ситуации: нужно ли документально подтверждать изменения закупочной цены на материалы или можно обойтись без этого? Важно указать в договоре и то, как будет оплачена разница в стоимости — через какое-то время после получения уведомления или уже по окончании работ.

Можно предусмотреть оформление дополнительного соглашения, если возник повод для увеличения цены на услуги или товары. Это распространенная практика, но в этом случае компания попадает в зависимость от контрагента или заказчика: без получения согласия изменения цены не будет. Поэтому в идеале лучше заранее договариваться насчет одностороннего уведомления, если ситуация изменилась ввиду определенного фактора, предусмотренного договором.

— Эти договоренности могут касаться только доставки материалов или закупочной цены тоже?

— Сюда точно можно включить оборудование, в строительстве и на производстве это важные факторы, без которых выполнить заказ бывает невозможно. И здесь речь даже не о повышении цены на оборудование, а о вероятности его не получить, например из-за отказа иностранной компании работать с российскими компаниями. И это форс-мажор — именно так стоит оценивать подобные ситуации при составлении договора.

Но здесь снова важны подробности: нужно указать или поставщика, или страну производства этого оборудования, чтобы заказчик при необходимости мог проверить информацию. В этом случае стоит прописывать возможность выхода из договора с возвратом полученных денег, но без штрафных санкций. Оформление таких пунктов договора подразумевает конкретику. Например, срыв логистических цепочек — это слишком абстрактно. Лучше указывать в условиях для форс-мажора отказ, полученный от конкретного поставщика, — это то, что можно доказать.

— Такая конкретика касается только договоров или распространяется и на другие документы, которые подписывают участники сделки?

— Обычно к договорам составляются приложения, которые конкретизируют содержание услуг, работ или перечень товаров. И чем конкретнее это приложение составлено, тем меньше вариативность действий. Например, если написано, что нужно покрыть определенную площадь ламинатом с конкретным уровнем прочности, то возникает пространство для маневра: выбор производителя материала остается за исполнителем. Если же указан бренд ламината, но при этом поставки этого бренда прекращаются, то выполнить договор без нарушений не получится: продукция любого другого производителя уже будет расцениваться как невыполнение обязательств.

Во многом оценка форс-мажорных ситуаций зависит от детальности прописанных действий по договору. Поэтому важно прописывать такие моменты с учетом того, какую роль по договору вы занимаете. Это особенно актуально, если речь идет о материалах или оборудовании, не имеющих аналогов. Указывайте производителя или поставщика, если хотите иметь возможность отказаться от договора в случае прекращения поставок. Или, наоборот, не указывайте производителя, если хотите иметь возможность выбрать доступных производителей и исполнить договор.

— Можно ли сослаться на форс-мажор в отношениях с арендодателями?

— С арендой ситуация чуть иная. Во время пандемии можно было в некоторых случаях ссылаться на форс-мажор. Но из-за введения санкций ссылки на форс-мажор не будут работать. К примеру, компания занималась в арендованном помещении продажей товаров, которые перестали поставлять в Россию. Отсутствие рабочей деятельности по такой причине и невозможность оплачивать аренду помещения — это не форс-мажор, а риск, связанный с ведением бизнеса. Арендатор может начать продавать в этом помещении другие товары. Тем не менее при вступлении в договор можно прописать определенные ситуации для его прекращения или изменения ввиду непреодолимых обстоятельств.

Достаточно предусмотреть одностороннее расторжение договора после уведомления, например спустя 1–2 месяца после возникновения нештатной ситуации. Вообще такой пункт договора, как возможность одностороннего расторжения, — это очень важный аспект, который не стоит недооценивать.

Всегда обращайте внимание на пункты о расторжении отношений и определении форс-мажора, когда получаете договор от контрагента. Например, традиционно туда включается пункт, что наступление форс-мажора подтверждается Торгово-промышленной палатой. Это значит, что придется туда обращаться, оплачивать пошлину и ждать, пока вашу ситуацию рассмотрят. И не факт, что решение будет в вашу пользу.

— Хорошо, а как тогда поступить с подобным пунктом договора?

— Самый идеальный вариант — предложить контрагенту свой проект договора и включить пункты, которые будут предусматривать подходящий вам сценарий. Если контрагент настаивает на своей форме, важно обсуждать пункты, с которыми вы не согласны. Вы можете указать, что для подтверждения форс-мажора можно предоставить не только заключение Торгово-промышленной палаты, но и другие документы, например письменное уведомление от иностранного контрагента о невозможности исполнить контракт.

Еще одно слабое место договора — сроки уведомления о том, что произошел форс-мажор. Так, если в договоре указано 24 часа с момента возникновения непредвиденной ситуации — это в реальности часто невыполнимое требование. Да и момент начала этой непредвиденной ситуации не всегда можно установить.

Уведомляйте контрагента о форс-мажоре, даже если у вас пока еще недостаточно доказательств — это покажет вашу добросовестность. Например, если контракт будет расторгнут из-за невыполнения вами обязательств и ваш контрагент подаст заявление в ФАС о включении вас в реестр недобросовестных поставщиков, такое уведомление вам поможет. Также важно сохранять переписку с контрагентами и поставщиками.

К слову, переписку с контрагентами и сотрудниками удобно вести в CRM-системе. Тогда вся история взаимодействия останется в компании навсегда и в случае конфликтной ситуации поможет разобраться в обстоятельствах. Попробуйте CRM Мегаплан, для малых и средних компаний из реестра МСП сейчас действует скидка 50%. Первые 14 дней в любом случае бесплатны.

Сотрудники ФАС могут оценивать всю цепочку вашей коммуникации вплоть до контактов с другими поставщиками. И если вы убедите ФАС в том, что приложили все возможное для того, чтобы исполнить контракт, но существуют обстоятельства непреодолимой силы, ФАС может принять решение в вашу пользу и не включит вас в реестр недобросовестных поставщиков.

— Что делать, если уже пришла претензия от контрагента?

— Самое худшее, что можно сделать в этой ситуации, — проигнорировать претензию. Отсутствие реакции стимулирует активные действия контрагента. Скорее всего, он выждет формальный срок для ответа на претензию и подаст иск в суд.

При этом большое количество конфликтных ситуаций можно решить без участия суда. Если вы получили претензию, свяжитесь с лицом, принимающим решения, и договоритесь о переговорах. Письменный ответ на претензию тоже нужно обязательно подготовить и отправить контрагенту. В претензии важно уделить особое внимание тому, что вы готовы обсудить варианты решения ситуации. Предприниматели понимают, что суд — это долго, дорого и отнимает много сил, которые можно направить на развитие. Поэтому в рациональном обсуждении и поиске решений ситуации заинтересованы обе стороны.

Бывают, конечно, и очень эмоциональные участники спора, которые сами договориться не могут. Для таких случаев существует процедура медиации. Она применима и в бизнес-спорах, и в конфликтах с сотрудниками. Медиатор — независимый посредник, который помогает рационально посмотреть на ситуацию и выяснить интересы сторон. Это позволит выявить точки пересечения и найти решение, которое подойдет обеим сторонам конфликта. О том, как медиация работает в бизнес-конфликтах, можно почитать в моей статье в «Адвокатской газете».

Досудебные варианты решения спора гораздо гибче, чем судебные. Поэтому следует обращаться в суд тогда, когда будет понятно, что решить ситуацию мирным способом не получается.

Важно помнить, что принятое судом решение может не устраивать обе стороны или будет неисполнимо. Например, суд примет решение взыскать деньги с должника. Но должник выведет все со счетов и пустит денежные потоки через другие компании. Поэтому фактически выигранный суд не гарантирует того, что вы что-то получите.

— А как быть с сотрудниками, которые из-за санкций оказались не у дел? Существуют ли более лояльные способы решения проблем, чем увольнение или сокращение?

— Если говорить о работниках, которые оформлены по трудовому договору, здесь есть два пути: заключить соглашение сторон или принять одностороннее решение. В первом случае вариантов много — от неоплачиваемого отпуска до перевода на сдельную оплату. С согласия сотрудника можно перевести его на другую должность или на удаленную работу.

Если работник не хочет идти навстречу, можно отправить его в простой, выплачивая две трети среднего заработка. Но при этом нужно иметь подтверждение обоснованности такого решения. Аргументация пригодится, если сотрудник решит обратиться в суд или трудовую инспекцию.

Не стоит забывать о принудительном изменении трудового договора. У работодателя есть возможность скорректировать некоторые положения документа, которые не касаются трудовых функций сотрудника. В этом случае работника нужно за два месяца известить насчет технологических или организационных изменений в компании, из-за чего услуги, которые он оказывал, больше не нужны. Следующие два месяца сотрудник работает или удаленно, или неполный рабочий день, выполняя прежние функции. Если после этого работник не готов принять новые условия, с ним можно разорвать трудовые отношения.

Когда дело доходит до суда, приходится доказывать изменения, из-за которых часть персонала оказалась не нужна. И экономические причины здесь не работают. Нужно говорить о слиянии отделов или автоматизации работы — именно такие факторы являются организационными и технологическими причинами.

Важно помнить, что есть множество нюансов, которые суд может отменить, поэтому простым такой способ решения спора назвать нельзя. Из других способов можно упомянуть сокращение штата или ликвидацию компании. В любом случае в таких ситуациях посредник остается самым эффективным способом, чтобы убедить персонал не идти на конфликт. Важно помнить, что сотрудники хорошо защищены трудовым законодательством, поэтому лучше не доводить до суда, а договариваться.

— Вызвала ли пандемия появление новых пунктов в трудовых договорах?

— Да, в период пандемии немало компаний перевели своих работников на дистанционный формат. И пандемия как раз показала, что многие функции можно эффективно выполнять удаленно. Когда пандемия отступила, большое количество работников все равно продолжило работать вне офиса. Контролировать удаленных сотрудников сложнее, чем офисных, поэтому в трудовой договор и внутренние акты компании стали добавлять пункты: о сроках ответа на сообщения в рабочих чатах, о том, какие программы обязан использовать работник, в каких мессенджерах происходит коммуникация, как работник обязан обеспечивать конфиденциальность данных, о периодичности и формах отчетности. Такие пункты помогают отслеживать продуктивность удаленного работника.

В трудовом законодательстве тоже произошли изменения. Но не в пользу работодателя. Раньше, например, дистанционного работника можно было уволить из-за невыполнения пунктов KPI, прописанных в договоре. И это, на мой взгляд, была адекватная история: работник и работодатель договаривались об условиях работы. Если работник не выполнял своих обещаний, у работодателя появлялось право расторгнуть с ним договор и прекратить оплачивать некачественную работу.

Но теперь, из-за массового перевода персонала на удаленную работу, это основание убрали из Трудового кодекса. Также после пандемии в Трудовой кодекс добавили новую форму работы, комбинированную, когда сотрудник работает и из дома, и из офиса. График определяется заранее. Это удобно, если работодателю важно, чтобы сотрудник, к примеру, проводил встречи с клиентами из офиса или посещал очные собрания компании. Добавилось дополнительное основание для увольнения дистанционного работника: теперь его можно уволить, если он два дня не выходит на связь.

Не давайте читать это интервью своим дистанционным работникам, а то они поймут, что один день можно безнаказанно не выходить на связь. :)

— Многих работодателей волнует вопрос: можно ли уволить дистанционного сотрудника за пьянство?

— В целом это основание для увольнения, но еще ведь нужно доказать факт пьянства в рабочее время, а это очень сложно!

Но раз уж мы подняли тему расторжения договора с удаленными сотрудниками, можно упомянуть еще один аспект, когда работник переезжает в страну с другим часовым поясом. В этой ситуации обязательно нужно регламентировать рабочее время, определив в трудовом договоре, в какие часы он должен быть на связи. И если из-за разницы во времени или неподходящего местонахождения (например, если сотрудник занимался выездными продажами) работник не может выполнять свои функции, это может стать основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

— В каких документах, кроме трудового договора и должностной инструкции, компания должна прописать правила работы?

— Существуют локальные нормативные акты — внутренние правила, по которым живет компания. В том числе такие акты могут относиться к работе сотрудников. В них и нужно прописывать условия работы. Время от времени эти правила нужно пересматривать и актуализировать. Например, в таких актах можно прописать порядок работы не только дистанционных работников, но и тех, кто отвечают за творческую составляющую, например создают сайты и ведут соцсети компании.

Сейчас важно уделять внимание той информации, которая появляется от имени компании в информационном поле, — законодательно на некоторые темы наложен запрет. Поэтому нельзя исключать ситуацию, когда SMM-менеджер выскажет личную позицию, воспользовавшись обширностью аудитории, подписанной на аккаунт компании. И вопросы от правоохранительных органов будут в первую очередь адресованы компании и генеральному директору. Важно предвосхитить такую ситуацию и подготовить документы, в которых будут однозначно описаны служебные полномочия сотрудников и политика компании в отношении информации, публикуемой от ее имени.

То же самое касается доверенностей на подписание документов от лица директора. Важно аккуратно проверять полномочия, которые генеральный директор передает работникам компании. Например, у маркетолога может быть доверенность на заключение договоров о рекламе. И маркетолог может, найдя посредников, оплатить рекламу в одной из запрещенных соцсетей, а за такие действия сейчас предусмотрена ответственность.

Если руководители или участники компании уехали или собираются уехать в другую страну, внутренним документам компании важно уделить особое внимание. Полезно будет проверить устав. Например, есть ли там условие о том, что решения участников могут не заверяться нотариально, если это не предусмотрено законом в обязательном порядке. Иначе компания не сможет принять ни одного решения без обращения к нотариусу.

Еще полезно прописать условия о проведении заочных собраний без личного участия собственников. Нужно продумать, какие полномочия генеральный директор может передать по доверенности конкретным сотрудникам. Например, полномочия заключать договоры на поставку оборудования. При этом можно ограничить сумму таких договоров. Это лучше сделать у нотариуса заранее, до отъезда. Если генеральный директор уже уехал, то можно обратиться в посольство или консульство Российской Федерации за рубежом.

— Любой форс-мажор не может длиться вечно. Как быть, когда обстоятельства изменились и ситуация выправилась? Принято ли уведомлять об окончании форс-мажорной ситуации?

— Это зависит от тех договоренностей, которые были достигнуты. В ряде случаев, когда форс-мажор длится более двух месяцев, отношения прекращаются. Так, Гражданский кодекс при наступлении форс-мажора предполагает изменение условий сотрудничества.

С судами ситуация иная: там совершенно другие механизмы по сравнению с предпринимательской средой, и с большей долей вероятности договор по решению суда будет расторгнут, а не скорректирован. Поэтому, если вы ищете какое-либо альтернативное и взаимовыгодное решение, лучше попытаться пересмотреть договор и найти пути выхода. В большинстве случаев решение будет более гибким и жизнеспособным по сравнению с итогом обращения в суд.

***

Помните, что форс-мажор — это не общие для всех договоров обстоятельства, которые начинают действовать в определенный момент и освобождают все стороны от ответственности за невыполнение договора. Важно понимать, что это не универсальная ситуация, поэтому каких-либо общих решений не существует. К оформлению каждого договора нужно подходить очень внимательно, пытаясь описать максимум гипотетических факторов, которые могут повлиять на выполнение обязательств.

44
1 комментарий

Такое стойкое ощущение, что для бизнеса сейчас, что ни день, то форс-мажор

1
Ответить