Санкции, скачки курса, рост цен ‒ по закону форс-мажор или нет?
— А как быть с сотрудниками, которые из-за санкций оказались не у дел? Существуют ли более лояльные способы решения проблем, чем увольнение или сокращение?
— Если говорить о работниках, которые оформлены по трудовому договору, здесь есть два пути: заключить соглашение сторон или принять одностороннее решение. В первом случае вариантов много — от неоплачиваемого отпуска до перевода на сдельную оплату. С согласия сотрудника можно перевести его на другую должность или на удаленную работу.
Если работник не хочет идти навстречу, можно отправить его в простой, выплачивая две трети среднего заработка. Но при этом нужно иметь подтверждение обоснованности такого решения. Аргументация пригодится, если сотрудник решит обратиться в суд или трудовую инспекцию.
Не стоит забывать о принудительном изменении трудового договора. У работодателя есть возможность скорректировать некоторые положения документа, которые не касаются трудовых функций сотрудника. В этом случае работника нужно за два месяца известить насчет технологических или организационных изменений в компании, из-за чего услуги, которые он оказывал, больше не нужны. Следующие два месяца сотрудник работает или удаленно, или неполный рабочий день, выполняя прежние функции. Если после этого работник не готов принять новые условия, с ним можно разорвать трудовые отношения.
Когда дело доходит до суда, приходится доказывать изменения, из-за которых часть персонала оказалась не нужна. И экономические причины здесь не работают. Нужно говорить о слиянии отделов или автоматизации работы — именно такие факторы являются организационными и технологическими причинами.
Важно помнить, что есть множество нюансов, которые суд может отменить, поэтому простым такой способ решения спора назвать нельзя. Из других способов можно упомянуть сокращение штата или ликвидацию компании. В любом случае в таких ситуациях посредник остается самым эффективным способом, чтобы убедить персонал не идти на конфликт. Важно помнить, что сотрудники хорошо защищены трудовым законодательством, поэтому лучше не доводить до суда, а договариваться.
— Вызвала ли пандемия появление новых пунктов в трудовых договорах?
— Да, в период пандемии немало компаний перевели своих работников на дистанционный формат. И пандемия как раз показала, что многие функции можно эффективно выполнять удаленно. Когда пандемия отступила, большое количество работников все равно продолжило работать вне офиса. Контролировать удаленных сотрудников сложнее, чем офисных, поэтому в трудовой договор и внутренние акты компании стали добавлять пункты: о сроках ответа на сообщения в рабочих чатах, о том, какие программы обязан использовать работник, в каких мессенджерах происходит коммуникация, как работник обязан обеспечивать конфиденциальность данных, о периодичности и формах отчетности. Такие пункты помогают отслеживать продуктивность удаленного работника.
В трудовом законодательстве тоже произошли изменения. Но не в пользу работодателя. Раньше, например, дистанционного работника можно было уволить из-за невыполнения пунктов KPI, прописанных в договоре. И это, на мой взгляд, была адекватная история: работник и работодатель договаривались об условиях работы. Если работник не выполнял своих обещаний, у работодателя появлялось право расторгнуть с ним договор и прекратить оплачивать некачественную работу.
Но теперь, из-за массового перевода персонала на удаленную работу, это основание убрали из Трудового кодекса. Также после пандемии в Трудовой кодекс добавили новую форму работы, комбинированную, когда сотрудник работает и из дома, и из офиса. График определяется заранее. Это удобно, если работодателю важно, чтобы сотрудник, к примеру, проводил встречи с клиентами из офиса или посещал очные собрания компании. Добавилось дополнительное основание для увольнения дистанционного работника: теперь его можно уволить, если он два дня не выходит на связь.
Не давайте читать это интервью своим дистанционным работникам, а то они поймут, что один день можно безнаказанно не выходить на связь. :)
— Многих работодателей волнует вопрос: можно ли уволить дистанционного сотрудника за пьянство?
— В целом это основание для увольнения, но еще ведь нужно доказать факт пьянства в рабочее время, а это очень сложно!
Но раз уж мы подняли тему расторжения договора с удаленными сотрудниками, можно упомянуть еще один аспект, когда работник переезжает в страну с другим часовым поясом. В этой ситуации обязательно нужно регламентировать рабочее время, определив в трудовом договоре, в какие часы он должен быть на связи. И если из-за разницы во времени или неподходящего местонахождения (например, если сотрудник занимался выездными продажами) работник не может выполнять свои функции, это может стать основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
— В каких документах, кроме трудового договора и должностной инструкции, компания должна прописать правила работы?
— Существуют локальные нормативные акты — внутренние правила, по которым живет компания. В том числе такие акты могут относиться к работе сотрудников. В них и нужно прописывать условия работы. Время от времени эти правила нужно пересматривать и актуализировать. Например, в таких актах можно прописать порядок работы не только дистанционных работников, но и тех, кто отвечают за творческую составляющую, например создают сайты и ведут соцсети компании.
Сейчас важно уделять внимание той информации, которая появляется от имени компании в информационном поле, — законодательно на некоторые темы наложен запрет. Поэтому нельзя исключать ситуацию, когда SMM-менеджер выскажет личную позицию, воспользовавшись обширностью аудитории, подписанной на аккаунт компании. И вопросы от правоохранительных органов будут в первую очередь адресованы компании и генеральному директору. Важно предвосхитить такую ситуацию и подготовить документы, в которых будут однозначно описаны служебные полномочия сотрудников и политика компании в отношении информации, публикуемой от ее имени.
То же самое касается доверенностей на подписание документов от лица директора. Важно аккуратно проверять полномочия, которые генеральный директор передает работникам компании. Например, у маркетолога может быть доверенность на заключение договоров о рекламе. И маркетолог может, найдя посредников, оплатить рекламу в одной из запрещенных соцсетей, а за такие действия сейчас предусмотрена ответственность.
Если руководители или участники компании уехали или собираются уехать в другую страну, внутренним документам компании важно уделить особое внимание. Полезно будет проверить устав. Например, есть ли там условие о том, что решения участников могут не заверяться нотариально, если это не предусмотрено законом в обязательном порядке. Иначе компания не сможет принять ни одного решения без обращения к нотариусу.
Еще полезно прописать условия о проведении заочных собраний без личного участия собственников. Нужно продумать, какие полномочия генеральный директор может передать по доверенности конкретным сотрудникам. Например, полномочия заключать договоры на поставку оборудования. При этом можно ограничить сумму таких договоров. Это лучше сделать у нотариуса заранее, до отъезда. Если генеральный директор уже уехал, то можно обратиться в посольство или консульство Российской Федерации за рубежом.
— Любой форс-мажор не может длиться вечно. Как быть, когда обстоятельства изменились и ситуация выправилась? Принято ли уведомлять об окончании форс-мажорной ситуации?
— Это зависит от тех договоренностей, которые были достигнуты. В ряде случаев, когда форс-мажор длится более двух месяцев, отношения прекращаются. Так, Гражданский кодекс при наступлении форс-мажора предполагает изменение условий сотрудничества.
С судами ситуация иная: там совершенно другие механизмы по сравнению с предпринимательской средой, и с большей долей вероятности договор по решению суда будет расторгнут, а не скорректирован. Поэтому, если вы ищете какое-либо альтернативное и взаимовыгодное решение, лучше попытаться пересмотреть договор и найти пути выхода. В большинстве случаев решение будет более гибким и жизнеспособным по сравнению с итогом обращения в суд.
***
Помните, что форс-мажор — это не общие для всех договоров обстоятельства, которые начинают действовать в определенный момент и освобождают все стороны от ответственности за невыполнение договора. Важно понимать, что это не универсальная ситуация, поэтому каких-либо общих решений не существует. К оформлению каждого договора нужно подходить очень внимательно, пытаясь описать максимум гипотетических факторов, которые могут повлиять на выполнение обязательств.
Такое стойкое ощущение, что для бизнеса сейчас, что ни день, то форс-мажор