Дельфины или собаки Павлова: как ваш линейный персонал транслирует программу лояльности клиенту

Компания 4Service провела исследование и определила – как сотрудники транслируют программу лояльности клиентам в разных сегментах бизнеса и что служит причиной отсутствия вовлеченности. Исходя из исследования была проведена аналогия между дельфином и собакой Павлова.

Дельфины - разумные животные. Они способны самостоятельно принимать решения. Собаки Павлова действуют исключительно по принуждению.

Серией фокус-групп изучались такие сферы бизнеса: салоны сотовой связи, продукты питания, спортивные товары, товары для дома и ремонта, одежда, автосалоны, банки, общепиты.

Дельфины или собаки Павлова: как ваш линейный персонал транслирует программу лояльности клиенту

В качестве базовой гипотезы исследования компании 4Service была взята концепция:

Компания, её айдентика и позиционирование, привлекает потребителей. Руководство компании - генераторы идей. Персонал - промежуточное звено, канал передачи информации о программах лояльности и канал вовлечения клиентов. А клиент - конечный потребитель.

В фокусе внимания исследования стоят сотрудники. Важно было выявить:

  • основные факторы, влияющие на трансляцию программ лояльности конечным клиентам;
  • ключевые «драйверы» и понять основные барьеры сотрудников, которые мешают их вовлечению;
  • инсайты вовлечения персонала в программы лояльности
Дельфины или собаки Павлова: как ваш линейный персонал транслирует программу лояльности клиенту

Одну из ключевых ролей, влияющих на принятие решения клиента играет именно персонал. Их настроение напрямую влияет на удовлетворённость клиентов. Что же влияет на мотивацию и вовлеченность сотрудников?

Дельфины или собаки Павлова: как ваш линейный персонал транслирует программу лояльности клиенту

Особенности рабочего графика: как взбодрить уставший персонал

Особенности рабочего графика и психофизиологическое состояние сотрудника может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на качество обслуживания. Свое самочувствие и настроение в начале рабочего дня большинство участников исследования описывали следующим образом:

  • Бодрый
  • Активный (или даже гиперактивный)
  • На энтузиазме
  • Сосредоточенный, «решаю ситуации»
  • В хорошем настроении
  • «Автопилот»
  • «Разгоняюсь»

Ближе к концу рабочего дня свое состояние следующее:

  • Поникший
  • Уставший
  • «Побыстрее свалить»

Что касается влияния на коммуникацию с клиентом, практически все участники исследования говорили о том, что состояние никак не влияет на процесс коммуникации - «нас же так учат, что клиент всегда прав».

Однако в случае усталости и спада активности эффективная коммуникация с клиентом требует от них дополнительных усилий.

Выход есть

Для лучшей работы персонала необходимо спросить - насколько удобный рабочий график и как его возможно сделать комфортней. Поможет также дополнительная мотивация и развитие лояльности к бренду. Красивая корпоративная одежда, полезные сувениры помогут развить чувство гордости за свою компанию.

Микроклимат в коллективе

Момент «вхождения» сотрудника в коллектив играет самую важную роль. Помощь более опытных вовлеченных коллег в адаптации и чуткое руководство HR-менеджера сеет семена лояльности в новом сотруднике. Ему становится намного легче, когда его поддержат в случае трудностей, познакомят с коллегами и будут рады видеть каждый рабочий день.

Хороший микроклимат в коллективе в целом, положительно влияющий на эмоциональное состояние сотрудника даже в трудные рабочие моменты и помогает эффективно коммуницировать с конечным клиентом.

Для легкой адаптации полезно строить систему наставников внутри коллектива. Когда профессионал берет под свое крыло новенького и помогает ему адаптироваться.

“Скандальные пассажиры” убивают нервы и мотивацию персонала

Для поддержки активности и вовлеченности сотрудников важно строить систему мотивации. Например, особая награда за лучший выход из стрессовой ситуации или лучшее обслуживание трудного клиента стимулирует персонал с азартом и отличным настроением предоставлять лучший сервис даже самым стрессовым клиентам.

Нужно регулярно проводить обучающие тренинги для коллектива, учить фишкам и лайфхакам борьбы со стрессом и правильному поведению в трудных ситуациях. Подобное обучение лучше всего проводить в форме воркшопа. Можно разыгрывать сценки и рассматривать реальные ситуации с которыми сталкивались сотрудники.

Имидж компании в глазах сотрудников и отношение к руководителю

Характеристики компании, которые влияют на восприятие персонала, можно сгруппировать следующим образом:

  • Размер компании
  • Известность
  • Стабильность
  • Статус компании в сравнении с конкурентами
  • Финансовая составляющая
  • Отношение к сотрудникам
  • Эмоциональные характеристики

Любопытно, что образ компании у большинства сотрудников, принимавших участие в исследовании, напрямую коррелирует с имиджем их руководителя.

Для оценки имиджа компании-работодателя также использовалась проективная методика «персонификация». В рамках методики предлагается представить компанию, как человека. И описать характеристики и качества, которыми он обладает.

Для лояльного отношения сотрудников к компании нужно развивать чувство гордости за свою компанию. В этом поможет регулярное информирование персонала об успехах компании, ценностях и пользе. Корпоративные сувениры, которые можно использовать не только на рабочем месте, а и подарить близким дадут незамедлительные результаты.

Верю - не верю

Человек не может полноценно транслировать или продавать программу лояльности не веря в ее идею.

Компания 4Service вывела формулу идеального сотрудника:

Дельфины или собаки Павлова: как ваш линейный персонал транслирует программу лояльности клиенту

На уровне “Должен” трансляция программы лояльности входит в должностные обязанности, сформирована и успешно реализуется система контроля за выполнением. Но человек не будет эмоционально “продавать” идею, эффективность гораздо ниже.

Уровень “Делаю”: человек действует, но ярко проявляются драйверы и барьеры для сотрудников, препятствующие или способствующие вовлечению конечных клиентов в программы лояльности.

“Могу” - реальная возможность предлагать программы лояльности, наличие конкретных и удобных для коммуникаций ситуаций в рабочем процессе.

Уровень “Хочу” - мотивированность сотрудников предлагать программы лояльности конечным клиентам, а “Знаю” - знание программ лояльности, их перечень, содержание, выгода.

“Умею” - наличие у сотрудника предрасположенности и необходимых навыков коммуникации, необходимых для эффективного вовлечения клиентов в программы лояльности.

А “Верю” - личное отношение к программам лояльности, уверенность в их эффективности, выгодности для клиента «мне не нравится идея впаривать клиенту туфту».

При совокупности всех уровней у сотрудника программа лояльности транслируется правильно, эффективно и вовлекает клиента. Но часто желания руководства не совпадают с реальностью.

Собака Павлова действует исключительно на уровне “Должен” - слепо и без эмоций. Дельфин знает, умеет, верит и делает вовлеченно и с удовольствием.

Дельфины или собаки Павлова: как ваш линейный персонал транслирует программу лояльности клиенту

Чтобы выявить - что же движет вашими сотрудниками, необходимо регулярно “мониторить ситуацию”. Опросы сотрудников, глубинные интервью с, фокус-группы, анализ внутренней документации и должностных инструкций, тайный покупатель помогут определить уровни, на которых находится персонал.

Как вырастить Дельфина, а не Собаку Павлова?

Когда вы определите уровни - пора действовать. Главные барьеры, которые необходимо ломать это:

  • Не знаю
  • Не должен
  • Не верю
  • Не хочу
  • Не могу
  • Не умею

Для сопротивления на каждом уровне действуют различные мероприятия. Они направлены на преодоление барьеров, препятствующих эффективной трансляции персоналом программ лояльности конечным клиентам.

Для барьеров “Не знаю” и “Не умею” лучше всего использовать регулярное обучение сотрудников и контроль знаний.Тренинги с персоналом, направленные на формирование навыков, необходимых для эффективного вовлечения клиентов в программы лояльности.

“Не должен” ломает должностная инструкция и правила, прописанные в функционале должности. Необходимо вместе с этим продумать и прописать систему контроля выполнения.

“Не хочу” и “Не могу” ломается с помощью корректировки рабочего графика, формирования системы материальной и нематериальной мотивации. В инструменты входит формирование и корректировка скриптов, включающих процесс коммуникации по программам лояльности.

“Не верю” - один из самых сложных барьеров. Для его преодоления необходимо формирование системы программ лояльности, направленной на сотрудников. «Сначала пробую сам, потом предлагаю другим» работает потому, что сотрудник начинает видеть выгоды и пользу систем лояльности. Тимбилдинги, формирование комфортного микроклимата в коллективе и система «наставничества» помогает сотрудникам вовлечься в общее дело и развивать его вместе с командой.

Для того, чтобы ваши сотрудники эффективно и вовлеченно транслировали программы лояльности, нужно пересмотреть все процессы коммуникации в компании. Важно объяснить ценность программ для клиентов, для компании и для самих сотрудников. Главное, чтобы не было на подсознании ваших сотрудников исключительно “Должен”, развивайте “Верю” и растите Дельфинов, а не Собак Павлова.

33
4 комментария

Можно! Возьму на заметку. Спасибо 😊

Ответить

Александр, благодарю. У Вас также есть интересный материал к прочтению) будем знакомы!

Ответить

Хорошее исследование! Огромная работа. Дельфинов мало.

Ответить

Благодарим, Элеонора.
Согласна, дельфинов не так много, но их можно и нужно выращивать, главное - дать понимание и ценность продукта и помочь преодолеть барьеры, которые существуют у сотрудников.

Ответить