Пока горячо: почему сейчас самое время открывать автомойки самообслуживания

На автомойке самообслуживания есть необходимое оборудование и продуманное пространство для того, чтобы клиент мог сам помыть автомобиль быстро и недорого. Для России это пока новый тип моек, который только начинает приживаться и развиваться. И именно сейчас этот бизнес находится на пике рентабельности, а конкуренция в отрасли пока невелика.

Пока горячо: почему сейчас самое время открывать автомойки самообслуживания

Как зайти в эту нишу и всем ли это подходит? Разберемся, что ждет рынок в будущем, в чем преимущества и сложности такого бизнеса, какие вложения нужны на самом деле и как вернуть их быстрее.

Состояние рынка сейчас

Главная особенность современного российского рынка в этой сфере – здесь пока нет серьезной конкуренции. Бизнес находится в стадии активного роста, и сейчас еще можно открыть мойку нового типа и оказаться первым в городе или микрорайоне.

Немного статистики:

  • На 2018 год доля автомоек самообслуживания в России составляет всего 15%. Все остальное – это традиционные мойки, где работает персонал.
  • Услуги моек самообслуживания дешевле, чем в традиционных точках с сотрудниками. Именно поэтому автомобилисты выбирают их все чаще.
  • Рост этой сферы и конкуренция в ней немного сдерживают экономические факторы, но это ненадолго. Сейчас на автомоечном рынке мало крупных инвесторов, а заемный капитал (например, кредиты для малого и среднего бизнеса) не так доступен.

В межсезонье на мойки такого типа выстраиваются очереди автомобилей, и это подогревает интерес инвесторов.

Автомойка самообслуживания в Рязани
Автомойка самообслуживания в Рязани

Что изменится в ближайшие годы

Все идет к тому, что состояние рынка моек самообслуживания в России через несколько лет приблизится к нынешнему европейскому уровню. Появится реальная конкуренция, изменится маржинальность и окупаемость такого бизнеса – эксперты ожидают, что ниша насытится уже к 2025 году.

Как это выглядит в конкретных цифрах:

  • Автомоек самообслуживания станет примерно в 4 раза больше. Они потеснят традиционные ручные мойки: помыть машину самостоятельно можно будет буквально на каждом шагу.
  • Начнется полноценная конкурентная борьба между точками. Там, где сейчас одна мойка, со временем появятся еще 2-3. Вот тогда-то и станут важны «мелочи»: внешний вид автомойки, количество дополнительных услуг, благоустройство территории и т.д.
  • Маржинальность бизнеса будет снижаться, но медленно и постепенно (по мере насыщения рынка). Сейчас в Европе за норму принимают чистый доход в 3000-4000 евро в месяц – российский показатель пока намного выше, но через 5-10 лет он сравняется с европейским.
  • В сферу придут крупные инвесторы. Сейчас нет точной статистики по доходности моек самообслуживания. Но уже через пару лет ситуация изменится, ведь в июле 2018 на каждой автомойке по закону должна была появиться онлайн-касса. Скоро накопится нужная информация, поэтому и инвестировать в эту сферу станет проще.

А так ли хорош этот бизнес

Эта сфера так развита сейчас в Европе и набирает обороты у нас, потому что у бизнеса на автомойках самообслуживания немало плюсов:

  • После запуска точка работает практически без вашего участия. Все программы на мойке автоматические, а разобраться с техникой клиентам помогает администратор.
  • Бизнес дает хороший доход. Себестоимость одной помывки варьируется от 10 до 30 рублей, а цену услуги вы устанавливаете сами. В месяц автомойка с хорошим расположением и достаточным количеством постов приносит более 1 млн рублей.
  • Услуга будет востребована всегда, пока люди ездят на автомобилях. В российских условиях кузов машины на открытой стоянке покрывается слоем пыли за 1 неделю, а в непогоду и межсезонье мыть автомобиль приходится еще чаще.

Кому подойдет бизнес на автомойках

Собственная автомойка самообслуживания – перспективное и прибыльное дело, но вряд ли оно может стать первым бизнес-проектом. Это не бизнес для студентов или стартаперов, потому что он требует серьезных и, что важно, единовременных вложений. Ниже будет подробный расчет, но вот предварительные цифры: на открытие каждого поста уйдет не менее 2 миллионов рублей. И экономия на оборудовании или строительстве здесь может выйти боком уже в первую зиму.

А вот кому в первую очередь стоит рассмотреть такой бизнес:

  • Опытным, состоявшимся бизнесменам. Тем, кто умеет действовать с прицелом на будущее, отстраиваться от конкурентов и разумно вкладываться. Цена «входного билета» в этой сфере достаточно высока, но и рентабельность тоже.
  • Владельцам автосервисов, заправок и другого автомобильного бизнеса. Это идеальный вариант, потому что автомойку можно поставить рядом с уже работающей и приносящей прибыль точкой, куда приезжают автомобилисты. В таком случае не придется нарабатывать клиентскую базу с нуля, ведь вам уже доверяют. При этом увеличится оборот в уже существующем бизнесе.

Реальные затраты: во что важно вложиться в самом начале

У бизнеса на автомойках есть особенность: все закупается и устанавливается сразу, «начисто». Увы, не получится немного вложиться для начала и совершенствовать систему в будущем. Для каждого усовершенствования автомойку придется временно закрывать, а пока она простаивает, клиенты распределяются по конкурирующим точкам – вернуть их будет очень непросто.

К каким затратам нужно быть готовым, чтобы мойка работала и приносила доход много лет без перерыва?

Расходы на землю и подготовку участка

Участок нужно купить или арендовать, получить разрешение на строительство, решить вопрос с коммуникациями и т.д. Средние затраты здесь посчитать сложно: очень многое зависит от региона и вашей ситуации. Кто-то недорого арендует землю по знакомству, а кто-то разорится на московский участок с отличным расположением.

Средняя цифра: индивидуально.

Проект

Разработать проект автомойки с нуля обойдется вам в 200-400 тысяч рублей, но некоторые поставщики оборудования предлагают типовые проекты бесплатно. Их нужно адаптировать к местности, при этом такая услуга все равно будет дешевле полной разработки – порядка 150 тысяч рублей. Согласовать проект помогут юристы – это стоит от 50 тысяч рублей.

Средняя цифра: примерно 350 000 рублей, вместе с согласованием.

Стройматериалы и само строительство (навес пока не учитываем)

Здесь удобный вариант – использовать готовые плиты, в которые сразу интегрированы теплые полы (это важно, чтобы мойка работала даже зимой).

Какие работы нужно провести на этом этапе:

  • Подвести коммуникации.
  • Подготовить участок и вывести его на один уровень с дорогой.
  • Уложить комплект бетонных плит. Для стандартной автомойки с 6 постами и техническим помещением такой комплект будет стоить порядка 2,2 млн. рублей.
  • Оградить площадку на время стройки.

Здесь много мелких дополнительных расходов: нужно арендовать специальную технику, доставить материалы и т. д.

Средняя цифра: от 3 до 7 млн рублей с учетом сопутствующих трат.

Оборудование для мойки

Та статья расходов, которая в дальнейшем будет сильнее других влиять на доходность бизнеса и его позиции в конкурентной борьбе. По умолчанию мы посчитаем качественное европейское оборудование – такое, которое даст вам низкую себестоимость каждой услуги, будет умеренно расходовать автохимию и не сломается в первый же год.

Европейское оборудование – это не только качество, но и стиль
Европейское оборудование – это не только качество, но и стиль

Сэкономить здесь реально, но очень нежелательно. Дешевое оборудование для автомоек самообслуживания стоит порядка 2 млн. рублей за 6 постов, но моет оно недостаточно тщательно, дорого обходится в работе и не выдерживает постоянного действия химии, ломается.

Средняя цифра: 6-9 млн рублей за 6 постов.

Навес

Правильный навес должен выдерживать сильный ветер и тяжесть снега зимой, быть устойчивым к коррозии, ведь на автомойке влажность всегда повышена. Вместо недорогого крашеного металла здесь лучше использовать горячеоцинкованные конструкции или навесы из нержавеющей стали – они прослужат дольше.

Чем проще дизайн, тем бюджетнее навес, но можно дополнительно вложиться во внешний вид автомойки и использовать внешние отделочные материалы, сделать вывески, подсветку, поставить жесткие перегородки и т.д.

Средняя цифра: от 1,5 млн. рублей за простую модель и до 7 млн. рублей за дизайнерский импортный навес.

Ежемесячные расходы

Оплачивать счета придется каждый месяц, начиная с момента открытия.

Какие регулярные затраты нужно учесть:

  • Аренда участка, если он не в собственности (от 40 000 рублей, но цифра зависит от региона).
  • Налоговые отчисления и плата за воду, электричество, водоотведение (около 65 000 рублей).
  • Оплата труда администраторов (зависит от региона и количества сотрудников: в среднем, 100 000 тысяч рублей вместе с налогами).
  • Расходы на химию для мойки (порядка 60 000 рублей, если стоит хорошее оборудование).

Средняя цифра: от 265 тысяч рублей за все, при обороте в 1 миллион рублей.

Итого

Есть и другие статьи расходов, которые не попали в список. Например, благоустройство участка: часто его нужно асфальтировать, продумать освещение, заказать указатели и вывески. Еще один момент – дополнительное оборудование (системы видеонаблюдения, котлы для теплых полов и другое). На это может уйти от 500 тысяч рублей до нескольких миллионов.

Итого: средняя цена автомойки самообслуживания «под ключ» начинается от 2 миллионов рублей за каждый пост. Если вы выбираете популярный и наиболее доходный вариант на 6 постов, он обойдется минимум в 12 миллионов.

Подводные камни

В бизнесе на автомойках самообслуживания возможно несколько типичных ошибок – избегайте их, чтобы не потерять деньги и время.

Каких подводных камней нужно остерегаться:

  • Невозвратные вложения. Навес и оборудование автомойки можно демонтировать и перевезти в другое место, а вот земельные расходы не вернутся (согласование, асфальт, бетонное основание и многое другое). Поэтому важно выбрать правильное место с первого раза.
  • Тип химии. Автомойка может работать с шампунями или порошками – взвесьте минусы и плюсы каждого, чтобы не пришлось тратиться на переоборудование. Например, для порошков подогревать воду придется даже летом.
  • Персонал. Важно, чтобы на мойке работал хотя бы один администратор, который бы обучал клиентов. Иначе человек может не справиться с незнакомым оборудованием, обвинить «некачественную» автомойку и больше не вернуться на нее.

Как сделать бизнес более рентабельным?

Если трезво оценить вложения и обойти подводные камни, бизнес на автомойках может быстро окупиться и стабильно приносить высокую прибыль.

Несколько советов, как ускорить этот процесс и повысить рентабельность с самого начала:

  • Выберите «правильный» участок земли. Варианты: рядом с крупной транспортной развязкой, популярным магазином или по пути из центра города в спальные районы. Чем больше ежедневный поток машин, тем больше потенциальных клиентов заметят вас.
  • Оборудуйте сразу несколько постов. Чем больше у вас дополнительных мест, тем выше будет прибыль в непогоду, когда на мойку выстраиваются колонны автомобилей. Когда у вас открыто 6 постов одновременно, гораздо проще справиться с наплывом машин и хорошо заработать в сезон.
  • Добавьте дополнительные услуги и предусмотрите много разных программ мойки на выбор. Так вы увеличите средний чек и привлечете клиентов, которым нужно воспользоваться, например, пылесосом для салона или щеткой для особо сильных загрязнений.
  • Используйте долговечное и качественное оборудование. Себестоимость каждой помывки на нем будет ниже в 2-3 раза, по сравнению с недорогими китайскими или российскими установками. А еще хорошее оборудование будет работать много лет, и через год вам не придется временно закрывать автомойку, чтобы его заменить или отремонтировать. Мы поставляем итальянское оборудование Aquarama и можем отвечать за его долговечность, но качественные автомойки можно найти и у немецких производителей.
  • Минимизируйте сезонный спад. Автомойка останется работоспособной и зимой, если вы оборудуете теплый пол и систему Anti Frost.
К зиме важно подготовиться заранее
К зиме важно подготовиться заранее

Подводя итоги

  • Сейчас российский бизнес на автомойках переживает состояние подъема: конкуренция невелика, спрос растет, а доходность находится на пике. Однако скоро в этом сегменте рынка появится серьезная конкуренция, и тогда владельцам автомоек самообслуживания пригодятся те преимущества и «фишки», которые сейчас кажутся незначительными.
  • Бизнес подходит для опытных предпринимателей и требует немалых вложений в начале (от 2 млн. рублей за пост, оптимально – 6 постов), но дальше развивается при минимальном участии владельца и приносит хороший доход.
  • Главные секреты рентабельности – участок с высокой проходимостью, долговечное оборудование, максимум постов. Найдите хорошего поставщика – и дело в шляпе. Он заинтересован в продвижении своего бренда, а значит – и в вашем успехе, поэтому порекомендует и строительного подрядчика, и риелтора.
88
57 комментариев

Какая дикая шляпа...
Мне машину моют за 300 рублей. Я в это время кофе пью. Корячиться самому, чтобы 100 рублей сэкономить - сомнительное удовольствие.

Вообще похоже на впаривание моек. Но нет ссылки на сайт производителя. Видимо, появится позже.

16
Ответить

Мне вот так же, но это не отменяет очереди на самомойки. Здесь не только экономия. Ещё и нежелание жмотов доверять свою дорогу и любимую шкоду кому попало.

4
Ответить

Я звоню по телефону и нормально разговариваю
Корячиться и тыкать в экран, строча какие-то сообщения, сомнительное удовольствие)

В том городе, где вы за 300 рублей моете машину ( в Москве такие цены уже сложно найти) такая автомойка должна стоить 50 р
Да она в Москве стоит 50 р

Кстати вы не написали сколько стоит кофе, которые вы пьете, пока вам моют машину)

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

есть же ссылка: "Мы поставляем итальянское оборудование Aquarama (http://aquarama-rus.ru/) и можем отвечать за его долговечность" :)

1
Ответить

Я мою машину исключительно на мойках самообслуживания. И дело вовсе не в экономии, потому что уходит уйма времени. Дело в том, что на обычных мойках работают в основном черти, которым вообще, абсолютно плевать на ЛКП вашего авто. И чаша терпения переполнилась после того, как полугодовалое авто оказалось всё в мелких царапинах, которые не видны при прямом взгляде, но сбоку и на свету - офигенно видно. И это всего лишь после одной быдломойки. А они почти поголовно все таки. И замечу, я говорю про мойки с ценником рублей 800 (Москва). Просто никто обычно не следит за процессом мойки, а я пару раз пристально понаблюдал и увидел, что вам сначала диски протереть могут, а потом этой же самое тряпкой кузов вытереть. И всё, царапины обеспечены. Самый финиш что я наблюдал, когда, к счастью, на чужой машине, черт протер диск, сполоснул водой, выжал и этой же тряпкой полез салон протирать.
Так что товарищи, которые тут типа кофеек попивают, вместо кофе посмотрите один раз, от начала и до конца, как и какими тряпками вам всё моют и протирают и вы ломанетесь на мойку самообслуживания.
Есть конечно детейлинговые мойки, с ценником от 1500 в Москве, там, скорее всего, нормально всё сделают, но их на весь огромные город - раз, два и обчелся...
Да, я трачу время, но мне свою машину не впадлу помыть и ничего нищебродского я не вижу. Зато машине скоро третий год, а ЛКП практически как новое, именно потому что мою машину сам и знаю как это делать, в отличии от 95% мойщиков. Там кстати текучка адская, у них сложная работа, зарплата низкая и им совершенно пофиг, что их тряпка полна абразивной пыли и тупо грязная.
Теперь по мойкам как бизнесу. В России есть одна проблема - зима. Реально мойки дальше -5 не работают. Даже если есть подогрев воды и на химии не экономят. Народ не едет, потому что в -10 никто в своем уме не будет стоять на морозе и машину мыть. Тем более даже пена застывает, не говоря уж про воду. Мойка самообслуживания в закрытом помещении - я вот нашел такую, но это редкость.
Входной билет в Москве - 25 млн., это не пустые слова, я интересовался этим вопросом и общался с людьми из этой области. Никак меньше не выйдет и никаких 6 постов не будет за эти деньги.

11
Ответить

Я тот человек, которому вообще плевать на ЛКП моего автомобиля, я его купил чтобы эксплуатировать, а не облизывать )

8
Ответить