Как запоминать нужную информацию: алгоритм обучения — согласно науке о мозге

Три фактора, которые влияют на память — в материале издания Reminder.

Как запоминать нужную информацию: алгоритм обучения — согласно науке о мозге

Запоминать — значит забывать не всё, что мы выучили.

Сколько и как быстро мы забываем, измерил ещё в позапрошлом веке немецкий экспериментальный психолог Герман Эббингауз. В соответствии с его «кривой забвения», через час после изучения материала в памяти остается 60% информации, через 10 часов — 35%, через шесть дней — 20%, а позднее — не более 10%. То есть из этой информации вы через неделю сможете вспомнить в лучшем случае имя исследователя или словосочетание «кривая забвения». А, скорее, даже так: «один немецкий ученый исследовал, как люди забывают полученную информацию».

Можно ли снизить потери данных? Да — если правильно рассчитать три фактора: дозировку информации, продолжительность её изучения и частоту повторений. Простой алгоритм, основанный на нейрофизиологических механизмах работы памяти, предлагает доцент МФТИ и научная сотрудница Центра трансляционных исследований, нейровизуализации и науки о данных Университета Джорджии Ксения Соловьева.

  1. Не пытайтесь выучить всё сразу. Попытка усвоить максимум информации за минимальное время дает обратный эффект. Во-первых, вы быстро утомитесь. Наш мозг — как самый энергоемкий орган тела — жестко контролирует свои энергозатраты. Если вы превышаете лимиты, он создает ощущение усталости, чтобы заставить вас прекратить перерасход энергии. Во-вторых, вы рискуете не запомнить вообще ничего. Объём рабочей памяти у мозга ограничен, поэтому он постоянно перезаписывает в ней данные, объясняет в книге The Owner's Manual for the Brain директор Центра прикладной когнитивистики Пирс Говард. Чтобы новая информация не стирала предыдущую, разбейте материал на небольшие блоки, которые можно изучить за 30-40 минут. И не занимайтесь дольше 4-5 часов в день.
  2. Делайте микроперерывы, чтобы ускорить усвоение информации. Исследования показывают, что во время 10-секундных пауз нейроны в гиппокампе и коре мозга воспроизводят те же паттерны активности, что и в процессе обучения, но только в 20 раз быстрее. И чем больше таких повторений производит мозг, тем лучше и быстрее мы обучаемся. В перерыве лучше всего расслабиться и закрыть глаза. Зрение отнимает у мозга гигантские 30% ресурсов. И закрывая глаза, вы на время отключаете эту прожорливую программу, высвобождая мощности для другой работы. Нечто похожее происходит с мозгом в фазе глубокого сна. Есть данные, что с закрытыми глазами люди вспоминают на 44% больше деталей.
  3. Повторяйте материал не только в момент изучения, но ещё три раза по такой схеме: через 2-3 часа, через день и через неделю. Повторение — главный стимул для формирования долговременной памяти. Важно задействовать его на критических этапах обработки информации. Первоначально новая информация поступает в рабочую память, где сохраняется до тех пор, пока мы с ней работаем, то есть заставляем нейроны воспроизводить похожую схему активации. В этом случае информация переходит в кратковременную память, за которую, как считается, отвечает отдел лимбической системы мозга — гиппокамп. Оттуда информация может быть удалена через 2-3 часа, поэтому так важно заставить нейроны гиппокампа ещё раз воспроизвести её до наступления дедлайна. На следующий день информация передается на длительное хранение в другие отделы мозга: переднюю поясную, медиальную префронтальную и заднюю теменную кору. Повторение на этом этапе стимулирует процесс миграции, а еще через неделю — закрепляет его результаты. Чтобы повторение было эффективным, используйте небольшую хитрость: с каждым разом сокращайте время воспроизведения. Это поможет удержать внимание.

И совет от Reminder: хорошенько выспитесь после занятий. Основная работа по перестройке нейронных сетей для интеграции новых навыков и знаний идет во сне. Чтобы превратить полученную массу информации в структурированные знания, нужно связать нужные и отсеять лишние факты. Этим мозг и занимается каждую ночь.

Это чуть видоизменённый текст еженедельной рассылки Reminder. Вы всегда можете подписаться на неё тут. Поддержать издание можно на Patreon.

Другие материалы издания Reminder:

9393
41 комментарий

Комментарий недоступен

31
Ответить

Аналогично. Пока дочитал до комментариев - забыл о чем читал.

8
Ответить

Только тут есть важный момент, Эббингауз запоминал бессмысленный набор несвязанных меж собой данных.
Во-вторых, у каждого в жизни есть примеры ситуаций, когда что-то впечатывается в память на всю жизнь после одной экспозиции.
Это, конечно, не отменяет пользы от повторений, но могут быть и более эффективные методы для запоминания.

7
Ответить

Обычно, на всю жизнь мы запоминаем те события, которые вызвали какие-то яркие чувства.

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Какие например?

Ответить

Когда речь идет о том, как выучить информацию, которую вы не собираетесь использовать - это очень важные советы. Но нужно ли учить информацию, которую вы не собираетесь использовать? Если вы посчитали, что вам эта информация нужна (например английский) - начинайте им немедленно пользоваться, а не на характере делать "повторения". Вообщем хорошая статья для тренировки силы воли, но на деле это все "вредные советы". Ваш мозг забывает информацию не просто так.

4
Ответить