Почему я бросил работу ведущим интернет-маркетологом и ушёл в онлайн-образование

Привет! Меня зовут Артём Сухенко, я продюсер в онлайн-школе. До этого шесть лет работал интернет-маркетологом и дорос до тимлида. Но к 30 годам понял, что хочу большего: собирался уйти в программисты, а нашёл себя в онлайн-образовании. Расскажу как.

Артём Сухенко
Продюсер онлайн-курсов в учебном центре Слёрм

Как я понял, что маркетинг — не моё

В институте я учился на маркетолога. Интернет-маркетинг тогда только зарождался, поэтому преподаватели, конечно, мало о нём говорили. Мы занимались по книгам Котлера, Огилви и прочему олдскулу, который на практике был слабо применим. Ничему вроде сайтостроения, контекстной рекламы и продвижения в соцсетях нас не учили. Так что обучение дало мне немного.

Искать работу без прикладных знаний и опыта пришлось долго, но в итоге я смог устроиться в агентство, где учился всему в процессе. После этого работал ещё в нескольких агентствах, компаниях и на фрилансе.

Я хотел заниматься только тем, что нравится. Поэтому, когда становилось скучно, менял направление и пробовал себя в новых задачах.

За шесть лет я попробовал себя в разном: занимался стратегическим маркетингом, разрабатывал акции, организовывал мероприятия, работал интернет-маркетологом в сфере недвижимости, а потом ведущим маркетологом в банке. В итоге дорос до тимлида в отделе трафика.

На каждой позиции спектр моих задач расширялся, поэтому я смог развить разные навыки: креативные, аналитические и управленческие.

Но к 30 годам я понял, что пора что-то менять: хотелось быстрее расти и сделать себе имя. Казалось, что для этого лучше остановиться на одном направлении и повышать экспертность.

Оставалось выбрать, на чём специализироваться. И тогда я вдруг осознал, что маркетинг не приносит мне удовлетворения. Видеть результаты своей работы в количестве лидов и их стоимости мне было недостаточно. Хотелось не просто продвигать готовые продукты, а участвовать в их создании. Поэтому я задумался о том, чтобы уйти из этой сферы, и стал искать варианты.

Разработка vs онлайн-образование

Сначала я заинтересовался программированием и даже начал смотреть уроки по C# на YouTube. Но кардинально менять профессию и снова становиться джуном в 30 лет было страшно. Этот путь казался долгим и сложным: никаких навыков в разработке у меня не было, и я сильно сомневался, что смогу их освоить и добьюсь успеха.

В это же время друг, который работает таргетологом в онлайн-школе, посоветовал мне идти в продюсеры. Я узнал, что продюсер занимается созданием обучающих курсов и это довольно перспективная сфера, где хорошие специалисты неплохо зарабатывают.

Когда стал искать, где учиться на продюсера, и смотреть программы, с удивлением обнаружил, что многое уже умею: анализировать рынок, исследовать аудиторию, разрабатывать УТП и планировать стратегию продвижения — 70% задач я знал из маркетинга. Это было больше похоже на повышение квалификации, чем на смену профессии.

Почти год я ещё выбирал между программированием и онлайн-образованием: гуглил про работу в обеих сферах, сравнивал их с разных сторон и пытался понять, что мне интереснее.

И в разработке, и в продюсировании было то, чего мне не хватало в маркетинге, — возможность самому участвовать в создании продуктов. Причём таких, что могут сделать жизнь людей лучше.

Но у онлайн-образования было веское преимущество — несложный переход. Я понимал, что точно с этим справлюсь и уже в начале карьеры буду опытнее других джунов. Этот довод был решающим, и я пошёл учиться.

Как я чуть не саботировал учёбу

Я выбирал между курсами двух школ, но поскольку уже был знаком с Нетологией, решил пойти учиться в EdMarket — это её проект.

Курс длился 3,5 месяца, каждую неделю было по два занятия с домашними заданиями. Сначала к учёбе я относился несерьёзно, первые лекции смотрел между делом и не напрягался: я уже многое знал про анализ и продвижение — казалось, что всё и так ясно. Но когда на очередном занятии преподаватель спросил про то, что рассказывал на предыдущем, я ничего не смог вспомнить и понял — надо менять подход.

Начал смотреть уроки внимательнее и кратко записывать важное. К лекциям давали готовые конспекты, но когда записываешь сам, лучше запоминаешь. Даже занятия по уже знакомым темам оказались полезнее, чем я думал. Они помогли систематизировать знания и понять, как их применять именно для создания курсов.

К домашним заданиям я сразу подошёл ответственно. По опыту учёбы в вузе знал, что без практики никакая теория не усвоится. Даже если до конца не понимал задание, старался выполнить его хоть как-нибудь, чтобы получить обратную связь от преподавателя. Разобраться со сложными темами помогали открытые занятия, где мы задавали вопросы преподавателям и кураторам.

Практиковаться нужно было на учебном проекте. Я нашёл его себе сам: моя знакомая давно хотела запустить курс по нутрициологии, и я предложил ей помочь. Мне понравилось. Многие задачи были похожи на те, что я решал, работая маркетологом, но здесь я не чувствовал себя обязанным: не нужно было строго выполнять требования клиента — можно было искать ответы и придумывать подходы самому. Был драйв и предвкушение того, что у нас получится.

К концу моего обучения план запуска курса по нутрициологии был полностью готов: мы прописали содержание программы, я разработал стратегию продвижения, построил воронку продаж, сделал прототип лендинга. Весной планировали выходить на рынок, но после февральских событий решили отложить запуск.

Диплом по проекту я всё же защитил, подробно описал курс и план его запуска:

Почему я бросил работу ведущим интернет-маркетологом и ушёл в онлайн-образование

А это пример поминутного плана для вебинара, рекламирующего курс:

Почему я бросил работу ведущим интернет-маркетологом и ушёл в онлайн-образование

Первая стажировка не дала мне ничего кроме уверенности

Ещё во время обучения Центр развития карьеры предложил нам пройти стажировку в Нетологии. Я откликнулся и на полтора месяца стал помощником продюсера направления «Бизнес-аналитика».

Мне поручили собрать всю необходимую информацию для создания курса. Первую неделю я разбирался, как устроена работа, а потом приступил к задачам: анализировал курсы конкурентов, изучал тренды в сфере, смотрел в вакансиях, какие навыки требуются бизнес-аналитикам.

Задачи не были сложными — я просто применял знания, которые нам давали на курсе. Так что ничего нового во время стажировки не узнал. И это было хорошо: я понял, что научился всему, что потребуется в новой профессии.

Но пережить эти полтора месяца было трудно. Стажировку я совмещал с учёбой и основной работой. Приходилось во всём себе отказывать: просто встретиться с друзьями или поиграть в PlayStation было некогда. Но я понимал, что мне это нужно. Когда становилось совсем тяжело, напоминал себе, зачем это делаю.

Когда осваиваешь профессию во взрослом возрасте, нужно быть готовым немного пострадать: придётся отказывать себе в развлечениях и свободном времени, чтобы успевать и работать, и учиться, и стажироваться. Но главное — помнить, что это не навсегда и все усилия окупятся.

После стажировки у меня появилась уверенность в том, что я точно смогу найти работу продюсером. Поэтому ещё до конца учёбы, я уволился. Чтобы финансово поддержать себя, пока буду искать новое место, взял на фрилансе небольшой проект по настройке контекстной рекламы.

Вторая стажировка закончилась оффером, которого не предполагалось

После выпуска Центр развития карьеры предложил мне ещё одну стажировку — в учебном центре Слёрм, который занимается IT-курсами. Стажировка была бесплатной и не предполагала дальнейшего трудоустройства. Но возможность поработать в интересной сфере и получить опыт была привлекательной, и я решил попробовать.

Кроме меня, было ещё двое стажёров. Нас пригласили на общий созвон с HR-менеджером и тимлидом и объяснили задачу. Каждый должен был подготовить план запуска курса: придумать идею, определить аудиторию, результаты и формат, подобрать экспертов, продумать стратегию продвижения и просчитать финплан. Для нас провели несколько встреч, где рассказали о компании, принципах работы и особенностях бюджетирования. И мы приступили к выполнению задач.

Я выбрал тему софт-скиллов, но чтобы сделать уникальный курс, нужно было её сузить. Поэтому я начал с анализа рынка: смотрел предложения конкурентов, читал комментарии под тематическими статьями и постами — и увидел, что у тимлидов в разработке есть потребность развивать навыки взаимодействия со стейкхолдерами, управления командой и бизнес-процессами. Так что решил нацелиться на них. А дальше уже наметил план запуска курса и всё описал — работа заняла у меня 3–4 недели.

До конца стажировки я дошёл один. Двое моих коллег ушли в процессе: думаю, им не хватило уверенности в себе и знания контекста. Мне было проще, потому что я уже ориентировался в IT. Это огромная сфера с большим количеством направлений. Предложений на рынке онлайн-курсов уже много, а аудитория очень избирательная — так что разобраться с первого раза в ней сложно.

В работе продюсера главное — тщательно изучить тему. Нужно собрать информацию из разных источников: предложений конкурентов, статей, вакансий, карьерных карт у работодателей. Пригодятся в том числе англоязычные ресурсы. Нужно искать до тех пор, пока не поймёшь, каким именно должен быть курс.

Я презентовал план курса руководителям: описал идею, показал майнд-карту и финплан, обосновал свои решения. Они оценили мою работу и предложили остаться.

<p>Майнд-карта — структурированная информация о курсе, которая позволяет получить представление о будущем продукте </p>

Майнд-карта — структурированная информация о курсе, которая позволяет получить представление о будущем продукте

Уже 3 месяца я работаю продюсером в Слёрм. За это время подготовил четыре курса: по blockchain-разработке, мобильной разработке для детей, английскому для девопсов и дата-инжинирингу. Сейчас мы с командой заканчиваем их упаковку и готовим релиз.

Хотя я работаю продюсером совсем недавно, уже успел понять, что мне подходит эта профессия. Здесь мои интересы пересекаются: я сам создаю продукты, занимаюсь маркетингом и делаю всё это в интересной мне сфере программирования.

Что делает продюсер онлайн-курсов

Работа над проектом проходит в два этапа: подготовка курса и его запуск. Сначала продюсер разрабатывает идею и продумывает детали, а затем подключается команда, которая упаковывает план в готовый к продаже продукт. Поэтому ключевые навыки продюсера — это коммуникация и управление.

  • Коммуникация занимает большую часть работы. На этапе подготовки приходится много общаться с методистами и экспертами, а в процессе запуска — постоянно быть на связи с командой: в чатах, на созвонах и лично. Но работа с экспертами, по-моему, сложнее всего: бывает, просто не получается найти специалиста по нужной теме, или оказывается, что эксперт не умеет выступать на публике, кто-то ставит слишком жёсткие условия сотрудничества, а кто-то меняет их в процессе — приходится учиться искать компромисс и договариваться.
  • Управленческие навыки пригодятся ещё на этапе упаковки курса. Здесь подключается целая команда: менеджеры, дизайнеры, копирайтеры, таргетологи, кураторы. Нужно поставить им задачи, проконтролировать и принять их работу. При этом у продюсера может не быть отдельной команды, и её нужно собирать под запуск курса. У меня нет своей команды — только методисты, к которым я наравне с другими продюсерами могу прийти с задачами, а для остального привлекаю фрилансеров.

Продюсер руководит проектом и отвечает за результат. Специалист должен быть заинтересован в успехе и воспринимать работу как собственный бизнес. Наша зарплата сильно привязана к запускам: есть небольшая окладная часть — примерно 50–100 тыс. рублей в месяц — и премия, которая при успешном наборе курса может в разы превышать оклад и даже доходить до нескольких миллионов. Так что эта профессия точно не подойдёт тем, кто хочет покоя и стабильности. Бывает, что курсы взлетают, а бывает, что не окупаются с первого раза или вообще не запускаются.

Как и маркетолог, продюсер работает с вероятностями и гипотезам. Здесь нет гарантии результата, и принятые тобой решения не обязательно приведут к успеху. Нужно быть готовым принимать поражения, анализировать ошибки и пробовать снова.

Советы тем, кто хочет сменить профессию

  • Хорошо обдумайте своё решение. Я долго думал о смене профессии, зато в итоге был точно уверен в своём выборе. Поэтому, если вам не нравится ваша работа, подумайте, что вам интересно, куда вы можете пойти и как сможете выстроить дальнейшую карьеру. Составьте SWOT-анализ своих знаний и умений: опишите слабые и сильные стороны, определите возможности и риски.

Обязательно изучайте информацию о профессии, которая вас привлекает, в разных источниках: выясните, какие задачи предстоит выполнять, какие есть плюсы и минусы. И только после этого начинайте учиться. Тогда в самые тяжёлые моменты сможете найти мотивацию и пройти этот путь до конца.

  • Относитесь к обучению серьёзно. Даже если вы взрослый 30-летний человек, а информация кажется вам знакомой, не ленитесь записывать и старайтесь не отвлекаться. Если хотите запомнить больше 10% информации, ведите конспекты и перечитывайте их. Но теория без практики не поможет. Поэтому обязательно делайте домашние задания. Даже если сложно и непонятно, старайтесь сделать хоть как-нибудь. Лучше сделать с ошибками и получить развёрнутую обратную связь от преподавателя, чем не делать вообще ничего.
  • Идите на стажировку как можно раньше. Я проходил её в середине обучения: с одной стороны, было страшно, что я ещё ничего не знаю, но с другой — именно так я смог понять, как всё работает на практике. Дальнейшее обучение от этого станет только полезнее, и вы обретёте уверенность в собственных силах.
  • Используйте все возможности, которые предоставляет школа. Посещайте дополнительные мероприятия и ищите возможности обсудить сложные темы. Когда у меня были вопросы, я не только спрашивал преподавателя, но и доставал спикеров на открытых занятиях. Даже если вопросов нет, можно послушать других студентов. Это даст пищу для размышления, вы сможете погрузиться в контекст и быстро ориентироваться в новых темах и терминах.
  • Читайте профильные ресурсы. Читайте статьи в блогах, особенно кейсы. Так можно развить насмотренность, расширить профессиональный кругозор и найти идеи для собственных курсов. Следите за новостями и трендами в профильных Telegram-каналах, а также регулярно изучайте исследования, которые выпускают крупные компании отрасли.
33
2 комментария

Ой ляяя….
Недо джун маркетолог учит людей на ИТ курсах… без комментариев

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить