UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Как с помощью User Centered design перепроектировать сайт так, чтобы конверсия увеличилась в 3,5 раза. Рассказываем об этом на примере сайта Росгосцирк, который мы провели через все “круги юзабилити”, чтобы сделать из него "конфетку".

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Начинацию операю! То есть это...

Операцию начинаю!

С чего все началось

Однажды, теплым апрельским днем, к нам пришел Росгосцирк. Он был непричесанный и грустный, ведь столько посетителей приходили к нему в гости, но сразу же покидали фойе, не дойдя до билетной кассы. А цирк-то был замечательный, просто за фасадом его старого сайта пользователи не видели прекрасной арены, уютного зала и всего великолепия циркового представления. Нужны были срочные спасательные действия.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

У вас такой плохой вид.

Вы, наверное, очень устали.

Да, очень-очень. Мы всю дорогу толкали автомобиль.

Мы взялись за дело с полной серьезностью. Лучшие специалисты компании вооружились передовыми UX-методами и приступили к обследованию клиента, чтобы привести его в здоровый и спортивный вид. Итак, что было сделано:

  • Выслушали клиента, проведя серию интервью с представителями ключевых отделов компании
  • Разобрались в чем сложности, проведя исследование пользователей, чтобы узнать почему они уходят без покупок
  • Изучили похожие случаи, проведя анализ конкурентов и зарубежных практик
  • Разработали план “спортивных тренировок”, описав персонажей, требования к сайту, концепцию и прототипы будущего сайта
  • Провели “процедуры наведения красоты”, нарисовав привлекательный дизайн
  • Повторно провели проверку, чтобы убедиться в эффективности выбранного решения с помощью юзабилити-тестирования
  • Закрепляем результат, проводя регулярные профилактические исследования

Разберем примененные методы подробнее, чтобы вы смогли воспользоваться нашим опытом и улучшить состояние ваших “подопечных сайтов”.

Раз: Серия интервью с представителями ключевых отделов компании

С помощью нескольких интервью мы выяснили как устроены бизнес-процессы, что и кто стоит за сайтом, какие есть проблемы и чего компания хочет добиться с помощью нового сайта. Вот, что мы узнали.

«Росгосцирк» — самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире. История компании началась почти 100 лет назад (в 1919 году).

  • 42 стационарных цирка по всей России
  • 40+ сайтов цирков по всей стране
  • 3 000 000+ зрителей в год

Сайт

Семейство сайтов состояло из 40 разрозненных дизайнов. У цирка не было единой концепции взаимодействия с клиентами. Все дизайны выглядели старомодными.

Бизнес-цели

  • Увеличение продаж онлайн билетов и повторных визитов в цирк
  • Сокращение расходов на поддержание сайтов компании
  • Создание единого современного имиджа компании

Наша задача

Росгосцирк обратился с запросом на юзабилити-экспертизу, чтобы понять, какую стратегию дальнейшего развития выбрать. В результате экспертизы мы нашли множество недочетов и вместе с заказчиком приняли решение перепроектировать все сайты компании.

Вот такой план проекта мы разработали

Два: Провели исследование пользователей, чтобы выяснить, почему они уходят без покупок

Пообщавшись с бизнесом, мы решили исследовать пользователей, чтобы понять их мотивацию, потребности и ожидания от сайта. В силу того, что Росгосцирк хотел “навести красоту” как можно быстрее, мы поняли, что нужно провести анкетирование посетителей сайта, так как это самый “скоростной” метод пользовательского исследования.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

А- а! Забавный малыш. Ха-ха-ха!

Щекотки боится, но кушает хорошо.

Мы опросили 624 пользователя из разных городов России, задав каждому 34 вопроса.

Если по правде, то сначала собрали 100 важных вопросов! Но затем проанализировали веб-метрики сайта и пообщались с заказчиком, и таким образом получили ответы на 76 вопросов, оставив 34 ключевых вопроса, которые задали непосредственно пользователям.

Опрос в цифрах

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Проверка гипотез

Мы не просто провели опрос, но и проверили гипотезы относительно поведения пользователей и будущего сайта в целом. Всего выдвинули 30 гипотез, из которых подтвердилась 21.

Некоторые гипотезы не подтвердились, например, эта: “Пользователи покупают билеты в цирк накануне за 2-3 дня”. Оказалось, что люди чаще покупают билеты за неделю (55%), чуть реже и за месяц (26%).

Зато другие гипотезы подтвердились. Итак, примеры гипотез.

Гипотеза 1

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Гипотеза 2

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Три: Изучили конкурентов и зарубежные практики

Изучение лучших практик не прихоть юзабилити-специалиста, а важный этап исследования. Зная, что делают на своих сайтах успешные зарубежные цирки, мы смогли набраться идей и вдохновения, чтобы привлечь зрителей на сайт Росгосцирка.

Часть сайтов для конкурентного анализа предоставил заказчик, остальные нашли мы. Мы смотрели не только на то, что нам нравится.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Но и на то, что не нравится, чтобы понимать, каких ошибок не делать.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

В результате мы составили список интересных идей для будущего сайта и перешли к следующему этапу.

Четыре: Персонажи, требования, концептуальный прототип сайта

Прежде чем рисовать концепцию будущего сайта нужно было провести важный этап работы, который включал и исследование и креатив. Что мы сделали:

  • Проанализировали статистику 6 основных сайтов Росгосцирка
  • Пообщались с экспертами компании
  • На основе этих данных и результатов опроса создали Персонажей - собирательные образы основных групп пользователей
  • Выбрали основного персонажа, который часто посещает сайт и испытывает сложности при покупке билетов
  • Описали основные сценарии поведения персонажа на сайте и его требования к сайту

Рассмотрим подробнее процесс создания персонажа.

Персонаж и сценарии

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Носы меняю, как перчатки, И вы должны меня понять.

Люблю, люблю играть я в прятки, Но находить, а не терять.

Люблю отнять я и прибавить, Люблю прибавить и отнять.

Но чтобы с носом вас оставить, Мне нос приходится менять.

Персонажи - это некие архетипы, наиболее яркие представители групп пользователей, которые выявляют при исследовании (в нашем случае онлайн-опросе). Персонажи обобщают поведение и нужды многих людей. Несколько персонажей охватывают большую часть аудитории пользователей продукта. Они отображают цели и задачи каждой группы целевой аудитории с учетом их приоритетов.

Шаги, которые нужно предпринять, чтобы создать пользователей и сценарии:

  • Получить и обработать данные исследования
  • Выделить основные группы пользователей
  • Синтезировать персонажей, описав ключевые особенности самых ярких представителей групп
  • Разработать сценарии, по которым пользователи будут действовать на сайте
  • Приоритизировать сценарии, отметив самые важные
UX — это ловкость рук и никакого мошенничества
UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Сценарии описывают идеальное взаимодействие пользователей с сайтом для достижения их целей с одной стороны и целей бизнеса с другой. Из сценариев и персонажей органично получаются требования к сайту, что там должно быть, в каком порядке и почему.

Мы получили 3 группы персонажей и выбрали из них одного ключевого. В качестве параметров для ключевого персонажа мы выбрали группу 1, как наиболее уязвимую, которая сталкивается с большим количеством сложностей в интернете, чем другие группы. Если этому персонажу будет удобно на сайте, то остальным тоже.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

На выходе данного этапа клиент получил документ с описанием персонажей, сценариев, требований и концепции.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Если вам интересно посмотреть пример такого отчета, напишите нам

Концептуальный прототип

Теперь все теоретические знания о конкурентах, пользователях и их задачах нужно было превратить в концепт интерфейса.

Почему мы сразу не рисуем дизайн? Потому что на уровне концепции, без “отвлекающих красивостей” мы можем обсудить с заказчиком ключевые информационные и активные блоки.

Прототип ближе к науке, чем к искусству. Для каждого элемента прототипа есть свое место и обоснование, почему он такой и находится именно там.

В качестве подтверждения, слева от прототипа мы описывали контекстные сценарии и требования, из которых было понятно, какому персонажу и как часто нужна та или иная функция или информационный блок. Справа располагалась вся информация, полученная от клиента.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Мы разработали концептуальные прототипы основных страниц и обсудили их с клиентом. И только после того, как все блоки были утверждены, перешли непосредственно к созданию дизайна.

Пять: Дизайн

К моменту дизайна мы уже провели анализ лучших практик среди цирковых сайтов и поняли, к чему нужно стремиться. Вместе с заказчиками выбрали привлекательные референсы, цветовую гамму, стиль, шрифты. Теперь дело оставалось за малым - натянуть красивую картинку на концептуальный прототип.

Разработали 3 варианта дизайна, чтобы клиент мог выбрать тот, который кажется ему наиболее привлекательным.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Кто отличился при проведении операции? Странный вопрос. Я отличился, кто же ещё?!

На рисунке показаны дизайны 1, 2, 3.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

В итоге Росгосцирк предпочел второй вариант дизайна. А какой вариант понравился вам?

Фон на главном экране универсальный для всех 40 сайтов цирков. При помощи одного кадра надо было погрузить посетителя в атмосферу цирка и заманить моментами из актуального представления. Пробовали фото занавеса, арены под софитами, зрительного зала в ожидании, но это было слишком просто. В итоге мы придумали коллаж, где объединили персонажей цирка на фиолетовом фоне. Дизайнеры филиалов цирка легко повторили коллаж для своих представлений.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Посоветовали сделать описание представления в один абзац, чтобы посетитель не устал читать длинный текст. Ведь цирк – это визуальное шоу. Покупка билетов – целевое действие на сайте. Блок с выбором билетов должен быть ярким и очевидным. Поэтому плашки крупные, контрастные, на каждой есть день, время представления и кнопка “Заказать билет”.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Предложили перемешать отзывы, оставленные на сайте цирка и в социальных сетях с указанием источника. Ведь посетители не всегда доверяют отзывам только на сайте. Предложили посетителям отправить ссылку друзьям, чтобы они могли пойти в цирк целой компанией.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Думали, стоит ли разделять на вкладки инструкции по проезду к цирку на общественном или личном транспорте. Выбрали очевидное для пользователя решение – показать все сразу.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Собрали статистику о самых частых вопросах от посетителей цирка и разместили ответы в конце страницы. А если вопросы все же остались, можно написать в цирк. Логотипы в подвале нарочито крупные, чтобы посетитель был уверен, что он на официальном сайте цирка.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Результаты внедрения нового дизайна

Какое-то время разработчики Росгосцирка программировали сайт и одевали его в новый дизайн, и совсем скоро он начал работать и продавать первые билеты. В цирки потекли реки зрителей, которые наконец-то смогли приобретать билеты на представления онлайн. Конверсия новых сайтов возросла в 3,5 раза!

Шесть: Юзабилити-тестирование

Росгосцирк не остановился на достигнутом, чтобы сделать сайт еще удобнее для пользователей было решено провести юзабилити-тестирование. На рассмотрение взяли сайт тульского цирка https://www.circus-tula.ru/. Стоит отметить, что тестирование проводилось не сразу после запуска сайта, а через несколько месяцев.

На тестирование пригласили 12 пользователей, из которых половина состояла из постоянных посетителей цирка, а другая половина из тех, кто был в цирке более года назад.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Где Фунтик?? Где мой поросеночек???

Во время тестирования пользователи выполняли задания - типичные для посетителей сайта, например: ознакомиться с афишей ближайших представлений, выбрать места в зрительном зале, купить билеты, спланировать маршрут и тп. Часть тестов проходили на компьютере, остальные на мобильном телефоне.

Как оказалось основные проблемы, с которыми сталкивались пользователи, были технического характера. Где-то сайт работал медленно, где-то кнопки не сразу реагировали на нажатие.

Все проблемы, возникшие у пользователей в процессе тестирования, подробно описали в отчете. Каждая проблема сопровождалась цитатой пользователя и рекомендациями экспертов.

Пример описания проблемы

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Юзабилити-тестирование помогло Росгосцирку посмотреть на сайт глазами пользователей и сделать его еще удобнее.

Семь: Продолжение следует

На этом история проекта Росгосцирка не заканчивается, так как работа с сайтом - постоянный процесс. Сайт - это не статический объект, он изменяется и развивается, поэтому хотя бы раз в год нужно проводить исследования с привлечением пользователей.

UX — это ловкость рук и никакого мошенничества

Фунтик, пиши нам! Пиши нам по адресу… (всхлипывая) автомобильчик дядюшки Мокуса… Фокусу-Мокусу… лично в руки…

Что еще почитать

Если информационный голод не утолился, то советуем почитать еще несколько статей:

Статьи для тех, кто хочет изучить UX-исследования

Полезные вебинары и видео

Обучение в Ю-эксперт

1717
10 комментариев

Кейс интересный, но цирки с животными, передвижные дельфинарии и прочие живодёрни - лютое варварство, которое, увы, до сих пор легально и даже посещаемо.

6
Ответить

Честно дочитал статью до "На рассмотрение взяли сайт тульского цирка https://www.circus-tula.ru/." Перешел на сайт, нажал купить билеты. Нажатие производит только массу ошибок в консоль, и все. Посмотрел комментарии. Не работает короче.

У цирка много расходов, а вот доход только один - от продажи билетов. Вся деятельность направлена на обеспечение максимальных продаж. В статье много слов, у которых нет практической ценности с точки зрения продажи билетов. Автору нравится UX, персонажи и фунтик? Он прививает свою любовь Госцирку? ну ок... Только это не более чем дизайн пепельницы в автомобиле без двигателя. Я видел, как простой, собранный на коленке сайт цирка продавал больше, чем кассир.ру и яндекс.афиша вместе взятые.

Реальный UX - это когда у цирка нормальная схема с секторами, рядами и местами, которая быстро загружается, позволяет забронировать билеты, удобно и быстро оплатить заказ в корзине. 90% покупателей билетов используют для покупки смартфон, для них важно сделать поменьше "кликов". Рассматривать изыски дизайна им не зачем, а в медленной сети так даже бесит.

Реальность такова, вот события в разных цирках, кто и как их продает
https://eventscanner.ru/results.html?city=&venue=%D0%A6%D0%B8%D1%80%D0%BA&date1=&date2=&name=

5
Ответить

спасибо за статью, интересно!

1
Ответить

Зашел на сайты Астраханского и Челябинского Цирка - "Купить билеты" - НЕ РАБОТАЕТ!

1
Ответить

Стоит отдать должное, сайт для цирка- это такой баланс перформанса и структуры, что это начинает в какой-то мере ограничивать дизайн.

1
Ответить

"Увеличение продаж онлайн билетов и повторных визитов в цирк"
Повторные визиты больше от цирка зависят.

1
Ответить

Поскроллила сайт Тульского цирка. Когда курсор попал на область карты, страница скроллиться перестала, начала отдаляться карта. Дальше просто так не докрутить, надо сначала сдвинуть курсор с карты, что бесит. Я не понимаю, почему сайтоделы не учитывают такую простую вещь. Вы сами по таким сайтам не ходите, или вас просто это не бесит?

1
Ответить