“Психология Хаббла”: Почему НАСА, Google, Meta* и другие верят в успех продукта?

Откуда происходит безусловная вера компаний в успех своего продукта, игнорирование затрат, срыв сроков и что делать, если вы не запускаете национальное достояние?

“Психология Хаббла”: Почему НАСА, Google, Meta* и другие верят в успех продукта?

Аналитические отчеты - очень занимательное чтиво на ночь. Иногда помогают прекрасно заснуть. Иногда содержат очень интересную информацию.

Так можно сказать про отчет по работе НАСА за 2012 год: автор очета тогда пытался объяснить, почему главное космическое агенство регулярно нарушает сроки и игнорирует выделенные границы бюджета.

Неужели все настолько плохо?

Да.

Например по прогнозу 2009 года разработка и запуск к 2014 году космического телескопа Джеймс Уэбб обошлась бы в 2,6 миллиарда долларов США. К 2021 году эта цифра превысила 10 миллиардов долларов на разработку (+ 940 миллионов вечно зеленых, полученных от международных партнеров) и еще 160 миллионов долларов ежегодных затрат, пока телескоп эксплуатируется.

Да, конечно, для взрыва стоимости проекта есть и объективные причины: культура оптимизма, нехватка опытного персонала, технологическая сложность, постоянные изменения в финансировании - как пример.

Многое из этого подходит и к разработке и внедрению IT-продукта. В конце концов, кто из нас бы перестраховался и отказался от перспективной сделки, которая может “взорвать” рынок?

Но один абзац отчета действительно привлек мое внимание. В нем говорится, что одной из основных причин проблем со стоимостью проектов и сроками у НАСА является то, что автор отчета называет "психологией Хаббла". Привожу цитату:

...Многие руководители проектов, с которыми мы говорили, упоминали "психологию Хаббла" - ожидание среди персонала НАСА, что проекты, которые вышли из первоначальных сроков и согласованной сметы, в любом случае получат дополнительное финансирование и что последующий успех затмит любые проблемы с бюджетом и графиком. Они отметили, что, несмотря на то, что Хаббл значительно превысил свой первоначальный бюджет, был запущен на несколько лет позже обещанного срока и столкнулся со значительными проблемами, которые потребовали дорогостоящих ремонтных миссий, в настоящее время телескоп рассматривается как национальное достояние, а его первоначальная стоимость и проблемы с реализацией проекта уже забыты

Насколько распространена эта психология? В отчете отмечается, что "на вопрос о том, были ли их проекты успешными, каждый опрошенный нами менеджер проекта отвечал утвердительно, независимо от того, насколько проект соответствовал целям по стоимости и графику".

Окей, это НАСА. Легко так рассуждать, когда ты делаешь спутники, а что касаемо IT-компаний?

Google: 8 лет попыток создания социальной сети и “кладбище проектов”

Один из многих редизайнов Google + 
Один из многих редизайнов Google + 

Самый показательный пример психологии Хаббла во всей красе: вера в уже достигнутый успех собственного продукта (лучший поисковик в мире, как никак), завышенные ожидания от результатов других (когда Facebook* еще был социальной сетью) и…8 лет поддержки своей умирающей социальной сети (под названием Google+, саму социальную сеть Гугл пытался создать с 2004 года), штраф в 7,5 миллионов долларов за утечку персональных данных и бесчисленные затраты на разработку.

Для любителей покопаться в истории есть прекрасный сайт - https://gcemetery.co/, на котором содержится информация о всех проектах Гугла, которые были отменены. Набирается и правда на приличных размеров кладбище.

Meta*: утопия виртуального мира

“Психология Хаббла”: Почему НАСА, Google, Meta* и другие верят в успех продукта?

Марк Цукерберг настолько увлекся идеей о построении виртуальной вселенной, где люди смогут общаться друг с другом, что даже говорят о его “одержимости идеей”. А что насчет более объективных показателей? Тяжелые времена, сокращение найма , провальная попытка монетизации. С таким подходом национальное достояние точно не построишь, увы.

Интеграторы и разработчики CRM и ERP-систем

Как выглядит ERP-система после нескольких лет доработок.Фото с сайта<i> https://iemcommunity.ru/</i>
Как выглядит ERP-система после нескольких лет доработок.Фото с сайта https://iemcommunity.ru/

С CRM-системами все просто: Хорошая CRM для небольшого отдела продаж внедряется в большую компанию: чрезмерная доработка виджетами, костыли в реализации, запутанные бизнес-процессы. В результате система управления лидами* как писали в комментариях к одной статье становится неповоротливым чудовищем, использовать которое менеджеры боятся, ведь одно изменение в сделках и можно идти пить чай пару часов.

Я наблюдал ту же психологию и при внедрении ERP, в частности, 1С. То же самое касается системных интеграторов и поставщиков, участвующих в проекте.

Поскольку инвестиции в эти программы столь велики, невозвратные затраты на них после того, как они поработают некоторое время, являются очень большими для большинства организаций. Именно поэтому эти проекты почти никогда не отменяются после того, как внедрение идет более 6-9 месяцев. Финансовые и репутационные потери просто слишком велики.

И все, кто участвует в этих программах, знают об этом. Так зачем же беспокоиться о превышении бюджета и переносе даты запуска несколько раз?

И похоже, что после того, как ERP-система действительно запускается в компании, никто уже не помнит, насколько она превысила бюджет или график. Или что бюджет был смехотворно завышен с самого начала. Поэтому и после запуска системы в эксплуатацию никто не несет ответственности за перерасход средств.

Так как не выходить из бюджета и контролировать сроки?

Вам нужно найти способы премировать менеджеров и поставщиков (если проект требует участие подрядчиков) за хорошее управление ресурсами вашей компании, соблюдение сроков и контроль сметы.

Лучше это организовать так, чтобы энтузиазм от работы согласно смете был таким же, как ожидание премии за успешные внедрения.

Нерациональное использование ресуров, срыв сроков и превышение бюджета? Используйте контроль со стороны ответственных еще до того, как нарушение будет неизбежным. Как показывает практика, обсуждение заранее возможных проблем снижает их появление на 37%.

В двух словах: Тратьте на то, что вам нужно, а не на то, что хотят от вас другие.

Автоматизировать контроль и продажи можно в S2 CRM. Переходите по ссылке, получайте 7 дней бесплатного доступа на максимальном тарифе, организуйте работу и контролируйте то, что происходит в компании в одной системе.

*компания Meta признана экстремистской организацией на территории России.

22
реклама
разместить
3 комментария

Все крупные компании и бренды всегда нацелены на экспансию и развитие. Собственно, поэтому они и выросли, и держатся на плаву десятилетиями.
Другое дело, что эффект от проектов не всегда просчитываемый и предсказуемый.
Но предпочитают все равно тратить деньги, вливать в экономику, в науку и индустрии, а не складывать в кубышку годами при растущем упадке в экономике, как в некотором царстве.
Так что считать и автоматизировать бюджеты и процессы - дело хорошее, но творческий, научный и бизнес энтузиазм - иногда аршином общим не измерить. А если случается явный прорыв и успех, то он спишет перерасход, особенно, для публичных компаний и сфер.
Вот экономия на развитии всегда заканчивается стагнацией и деградацией людей и процессов, и в чем тогда выгода и польза полной кубышки? Как царь Кощей, над златом чахнуть?

Согласны с Вами, но зачастую встречается и ситуация, когда "Да легко, сделаем", в результате - разочарование и откат в развитии. Мы не говорим, что не нужно развиваться, скорее о том, что нужно все-таки контролировать, а сколько сил и времени тратится на развитие и точно ли стоит выходить из сроков?