Исследование природы «Шуфутинова дня» при помощи сервиса «Медиалогия»

Исследование природы «Шуфутинова дня» при помощи сервиса «Медиалогия»

День, когда горят костры рябин, стал традицией. Чтобы изучить это явления, диджитал-агентство brandfactory при помощи сервиса «Медиалогия» подготовило исследование развития мема. В этой статье:

  • Найдём первоисточник.

  • Проследим жизненный цикл тренда.

  • Установим, как менялась тональность и отношение к мему.
  • Посмотрим, как бизнес «паразитировал» на инфоповоде.
  • Увидим, как мем выходил из онлайна в офлайн.

Почему «Медиалогия»?

Это система аналитики соцсетей и СМИ, лидирующая по охвату источников. В отчётах личного кабинета можно долго копаться, уходя в «бородатые» годы, поднимать даже удалённые материалы.

Для чистоты эксперимента, специалисты сервиса убрали из настроек новости о концертах и личной жизни исполнителя.

Для того, чтобы настроить сбор упоминаний Шуфутинского именно про 3 сентября, мы в контексте прописали упоминание в одном сообщении ключевых слов, связанных с Шуфутинским и с 3 сентября. То есть если упоминается Шуфутинский, но не упоминается 3 сентября, то сообщение в отчёт не попадёт.

Комментарий эксперта «Медиалогия»

Небольшая историческая справка: Михаил Захарович исполнил песню «3-е сентября» в 1993 году. Музыку для песни написал Игорь Крутой, а слова — Игорь Николаев. Песня всероссийским хитом не стала, но была популярной среди любителей жанра шансон.

Всё началось в 2011?

Существует мнение, что впервые мем с Шуфутинским упоминался в 2011 году сообществом MDK в VK, после чего появилась волна интерпретаций и шуток. При помощи «Медиалогии» нам удалось это проверить.

Действительно, общепризнанным первоисточником считается мем MDK 2011 года, но он носит иной характер: в нём высмеивается именно сходство Шуфутинского с рэпером Риком Россом. Тогда мем получил лайки и репосты, но не стал повальным трендом.

Исследование природы «Шуфутинова дня» при помощи сервиса «Медиалогия»

Волна активности

<i>*Исследование по российским СМИ</i>
*Исследование по российским СМИ

На графиках и в публикациях отчётливо видно, что ажиотаж вокруг мема постепенно нарастает с 2014 года и доходит до «истерии» в 2020.

*Исследование по российским СМИ
*Исследование по российским СМИ

При этом максимальное количество репостов и реакций — в 2015 году. Это позволяет сделать предположение, что тут и зародилась традиция соревноваться в мемах.

Чтобы проследить динамику, мы отдельно создали отчёты по каждому году с 2011-го по сегодняшний, а затем вручную перебрали новостные всплески.

<i>*Исследование по российским СМИ</i>
*Исследование по российским СМИ

Все всплески упоминаний Шуфутинского за 2011-2013 годы не относятся к крылатому мему и случаются не в сентябре.

<i>*Исследование по российским СМИ</i>
*Исследование по российским СМИ

Первый всплеск упоминаний именно песни и именно по случаю 3 сентября приходится на 2014 год. Но пока ещё без мемов, а наоборот, — в СМИ превалируют истории создания текста песни.

<i>*Исследование по российским СМИ</i>
*Исследование по российским СМИ

Всплески 2015 и 2016 годов показывают, что соцсети активно разгоняли мем. Есть упоминание, что VK выпустили подарки и стикеры в честь Шуфутинского 3 сентября 2015 года, а блоговые сервисы составили подборки смешных мемов с упоминаниями строк из песни.

Какой у шутки ежегодный период «разгона»?

По всплескам и упоминаниям видно, что шутить начинают 1 сентября. Именно в этот день существует подвид мема «приготовьтесь».

Эволюция мема в Сети

Мы изучили закономерность, как интернет-пользователи подходили к реализации мема и созданию его вариаций. Затем проанализировали тональность и эмоциональный окрас мемов, проследили, как с годами менялась реакция на явление.

2015-2016

В эти годы зарождались варианты мемов. Механика создания ещё незамысловатая: текст песни наносили на шаблонные популярные подложки. В некоторых блогах их до сих пор в те годы называли демотиваторами.

Есть два креативных подхода к инфоповоду, которые создали ажиотаж. Это кавер с повторяющейся строкой «Я календарь», наложенный на кадры из фильма «День сурка» и семпл с песней Рика Росса, намекающий на первоисточник мема.

2017

<i>*Исследование по российским СМИ</i>
*Исследование по российским СМИ

В этом году в соцсетях окончательно укоренились тысячи разных шуток, и песня Шуфутинского приобрела статус мема. «3-е сентября» перепели всевозможные певцы, подхватили все медиа, а в тональности мемов появились оттенки неизбежности и повторяемости.

Если в 2016 году мем обитал только в соцсетях, то в 2017-м о повальном явлении писали федеральные СМИ.

2018

Шквал мемов на тему подготовки и ожидания праздника стартует задолго до 3 сентября. Певцы, медиа, бизнес — все объявляют соревнования и батлы на самую креативную аналогию. Например, ремейк фильма «Звонок».

2019

Именно на этот год пришлась самая большая волна вариаций мема. Под инфоповод интерпретируют буквально все популярные за текущий год мемы и новости вроде выставки Серова в новой Третьяковке, презентации игры Cyberpunk 2077, презентации кинокартин и фото с ковровых дорожек.

На флешмоб отреагировали популярные иллюстраторы и художники. Вспоминают все осенние песни других исполнителей. В тональности каждого мема проскакивает ирония.

2020 год. Гнев и отрицание

А на этот год пришлось самое большое количество цитируемости песни. Мы проанализировали мемы и нашли интересные особенности 2020-го по отношению к предыдущим и последующим:

  • В 2020 году году отчётливо наблюдаются негативные посылы. Всё чаще видно комментарии «Вот опять!» или «Надоело уже».
  • Есть мемы на тему пандемии: интернет-пользователи предложили перевернуть не только календарь, но и карантин.

В 2020 году шутки про Шуфутинского вошли в топ самых обсуждаемых инфоповодов сентября и по охватам обогнали даже презентацию нового iPhone 13. Мы проанализировали все инфоповоды этого года вокруг 3 сентября.

  • Петербурженка просит депутатов запретить песню Шуфутинского «3-е сентября». В Сети появилась петиция о запрете песни — прецедент стал всероссийским. Петербуржцы предложили сделать 3 сентября официальным выходным. Это поддержали депутаты по всей России.
  • Певец посетил шоу ЧБД и «Вечерний Ургант».
  • Сам певец рано утром выпустил новый клип на песню. Более того, его пригласили на один день стать ведущим «Москвы 24».

  • ВКонтакте объявила себя территорией, свободной от шуток про «3 сентября», и стала предупреждать о них пользователей.

Исследование природы «Шуфутинова дня» при помощи сервиса «Медиалогия»

Вывод: наибольший всплеск отрицания мема приходится на 2020-й год, тогда негатив набрал больше всего упоминаний и вышел на уровень федеральных новостных СМИ. Когда шутка стала официальной, её окрестили «баяном». Более того, виной максимальной активности в Сети стал ещё и очередной локдаун: люди проводили в интернете больше времени чем обычно.

2021. Стадия принятия

В этом году мемы часто обезличены. Упоминание строчек из песни уже является некой данью уважения традициям.

Если следить за многочисленными инфоповодами вокруг мема в 2021 году, мы наблюдаем яркий оттенок традиционности явления. Появляются стандартные мемы, ежегодные подборки, приглашения на интервью, радио и телевидение во все популярные шоу. Упоминания дня мема входит в календари на сайтах «Какой сегодня праздник».

В соцсетях брендов считают обязательным «коснуться» темы праздника. Медиа не обходят тему стороной. А на графике цитируемости количества упоминаний наблюдается спад.

Как бизнес «паразитировал» на инфоповоде?

Интересно проследить, как бизнес реагировал на инфоповод и употреблял его для своих целей, какие креативы появились на стыке крылатого мема и диджитал-технологий.

  1. Первое использование инфоповода в коммерческих целях относится к 2015 году. Омская ИТ-компания «Лайв Тайпинг» запустила тест о Михаиле Шуфутинском. Участники получали подарки в VK. Новость широко цитировалась в профессиональных ресурсах при поддержки соцсети.
  2. Креативные ребята из Липецка в коллаборации с городским парком и мастерской флористики вывели мем из онлайна в офлайн. Видео собрало больше 100 тысяч просмотров за несколько часов.
  3. «Ваши новости» записали свою версию мегахита.
  4. К 3 сентября Burger King выпустит «воппер Шуфутинский» с рябиной в 2018.
  5. Алтайский травяной чай не оставил без внимания инфоповод.
  6. СМИ Афиша Daily создала тест «Какой ты сегодня Шуфутинский?».
  7. Яндекс перевернул календарь на главной странице.

  8. Креативное агентство Yode Group разработало VR-маску.
  9. Появились хештеги #шуфутинский #календарь #3 сентября, которыми в назначенную дату стали маркировать коммерческий контент, не относящийся к шутке, — всё для увеличения охватов.

  10. Харламов запускает флешмоб «Я Инстаграм* переверну», в котором предлагает постить контент вверх ногами.

    * признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

Интересные факты офлайн

  • В Красноярске нарисовали три сотни портретов Шуфутинского.

  • На фоне Белого дома появилась надпись со словами из песни.

  • Вышел комикс про приключения Михаила Шуфутинского в мультивселенной.

  • В Архангельске и Липецке появились временные памятники песне-мему.

  • В Бузулуке открыли рябиновую аллею имени Шуфутинского.

  • Песня Шуфутинского «3-сентября» возглавила российский чарт iTunes и Яндекс. Музыки.

  • Воронежцы выстроили из автомобилей портрет шансонье Михаила Шуфутинского.

  • Красноярске молодой человек 3 сентября набил портрет Шуфутинского и стал героем дня.

P. S.:

Михаила Захаровича в этот день приглашают на многочисленные интервью и задают вопросы касательно невероятной популярности песни. И каждый год он не совсем понимает суть тренда.

Если честно, я сам удивляюсь, почему песня «3 сентября» становится в сентябре такой популярной. Наверное, я год от года становлюсь все лучше, и песня становится все популярнее. Я ее спел в 1993 году, вдумайтесь. С тех пор она потихонечку поднималась, распространялась, и сейчас настал момент, когда ее поняли и полюбили

Михаил Захарович Шуфутинский

Отрицание, гнев, торг, депрессия, «… и снова третье сентября». Сегодня мы вместе с вами проживали все эти стадии, а «Медиалогия» помогла проследить эволюцию мема и общественного мнения.

6262
18 комментариев

Как раз задумался, как же круто этот мем застолбил за собой целую дату наравне с государственными праздниками. Лучшее промо из возможных.

14
Ответить

В теории мем может эволюционировать до русскоязычного рикрола. Тем более рик не имеет широкого распространения в рунете и место свободно. Подробнее о меме: https://youtu.be/dQw4w9WgXcQ

8
Ответить

Все хотят теплоты и ласки. Вот и весь секрет.

13
Ответить

Пишу, как человек, у которого день рождение 03.09.

Я веду свою статистику тупых поздравлений с текстом «я календарь переверну».

Меня раньше поздравляли, писали мне пожелания, но с 2016 мне начали слать мемы, ютуб-ссылку с песней. Первый год было ровно, хоть мне это изначально не казалось смешным, но что началось потом.
С каждым годом мем обрастал новыми вариациями, а с ними и поздравления приобретали еще более кринжовый характер.

В этом году из несколько десятков поздравлений, лишь 2 человека не упомянули текст песни или Шуфу.
Один так вообще в стихах прислал. 🙄

ПС. А ведь мог родиться 02.09 и всё бы говорили «родился в один день с Киану Ривзом». Но нет…

5
Ответить

Лишний мем не помешает

4
Ответить

Я песню целиком никогда не слушал, но теперь точно послушаю. 3 сентября - мем для народа!

3
Ответить

Классный разбор! Спасибо! Интересно было почитать. Вот бы и другие мемы так деконструировали ✌️

1
Ответить