Кража идей стартапов: риски и варианты защиты в России

Привет стартаперам! Меня зовут Ваня, я основатель компании Smartesta.

Как защитить идею от кражи и когда пора это делать? Любой, кто запускал стартап сталкивался с этим вопросом. Особенно если идея инновационная и для ее реализации нужны значительные ресурсы.

Мы с командой исследовали этот вопрос, ну и своим опытом поделились)

Это Гэндальф, который кричит "YOU SHALL NOT PASS!". И да, мы сами в шоке, что его имя пишется через Э.
Это Гэндальф, который кричит "YOU SHALL NOT PASS!". И да, мы сами в шоке, что его имя пишется через Э.

К сути

Для начала давайте определимся, как идея, которую вы придумали и “вынашиваете” или даже уже начали реализовывать может попасть в чужие руки.

Конечно, все, кому вы рассказываете об идее, могут так или иначе этим воспользоваться, попробовать реализовать идею самостоятельно или же передать ее еще кому-то. Это могут быть сотрудники, подрядчики, привлеченные эксперты, представители корпораций, потенциальные инвесторы и даже ваш друг, от которого вы точно этого не ожидали.

Защититься на 100% не получится, но есть реально рабочие инструменты, позволяющие снизить риски в разы и дать вам фору на старте, ведь если проект взлетит, появление конкурентов — это вопрос времени.

Отдельно стоит заметить, что одну и ту же идею вполне могут реализовывать параллельно не связанные между собой люди.

Есть пример из опыта: когда наша команда начала работу над сервисом для ресторанов tapper, мы через пару месяцев узнали, что аналогичный продукт из Великобритании привлек $100 млн инвестиций. Только тогда мы о них узнали. Но это лишь подтвердило для нас ценность продукта.

Подобных случаев масса, поэтому бояться стоит не только тех, кто вас копирует, но и тех, кто может параллельно выйти на рынок и захватить его, опередив вас. Поэтому нужно держать в голове этот тезис: подход к реализации гораздо важнее самой идеи. Идея — лишь набор гипотез, которые вам предстоит проверить. И от скорости их проверки зависит успех.

Но это вовсе не значит, что не стоит ничего предпринимать для защиты от кражи. Ведь зная идею, а, особенно, тонкости ее реализации, не составит большого труда сделать аналог. Достаточно иметь нужные ресурсы и предпринимательские способности.

Ниже рассмотрим конкретные риски и инструменты их снижения.

Защищаем стартап от сотрудников и подрядчиков

Все же смотрели фильм “Социальная сеть” про то, как появился фейсбук? Вдруг и в вашем стартапе попадется такой же ушлый тип…
Тут все просто: обязательно подписывайте со всеми сотрудниками NDA. Это не защищает полностью, но снижает риски и люди ответственнее относятся к коммерческой информации.

NDA — по-русски это соглашение о конфиденциальности. Документ, в котором прописывается ответственность (например штрафные санкции) сотрудника, исполнителя или подрядчика за распространение чувствительной для бизнеса информации.

Все, что можно запатентовать — патентуйте. Также регистрируйте товарный знак и название бренда, выкупайте основной и похожие домены. Проще всего, конечно, когда есть инновации или новая технология, ее можно запатентовать и спокойно работать над реализацией. Но при разработке веб-сервисов и приложений зачастую патентовать нечего. Патент на идею получить не получится. А именно идеи IT-стартапов проще всего украсть.

Вот что будет, если загуглить в яндексе)
Вот что будет, если загуглить в яндексе)

Поэтому базово стоит юридически защититься от прямой кражи кода, дизайна и других составляющих продукта, чтобы право собственности на все, за что вы платите, принадлежало вам.

Первый совет: наймите опытного юриста на старте проекта, как только решите нанимать людей или подрядчиков, а тем более перед поиском инвестора. Оно того стоит, так как защищает от дураков, болтунов, хитрецов и снижает риски в разы.

Примеры из нашей практики

Пример 1:
Мы работаем над одним стартапом (пока секрет каким), и для того, чтобы двигаться быстрее — решили хантить сотрудников конкурентов, чтобы брать в команду людей с релевантным опытом, а в идеале с ценной информацией о бизнесе, клиентах и партнерах конкурентов. Перебираем резюме, проводим собеседования, и удивляемся тому, с какой легкостью люди на собеседовании рассказывают все секреты, пытаясь продать себя подороже.

Пример 2:
Когда наша команда еще в рамках стартап-студии Foundarium запускала один из проектов, над ним работал дизайнер. Однажды, мы чисто случайно, погуглив название проекта в интернете, нашли в первых строках выдачи видео на 5 часов с демонстрацией всех макетов продукта. Оказалось, что дизайнер просто для своих подписчиков стримил процесс работы, параллельно это комментировал, а потом запись выложил на ютуб и в соц сети c упоминанием названия продукта. Такая ситуация была бы невозможна, если бы он работал под NDA.

Вообще с фрилансерами вроде дизайнеров нужно заранее обговаривать разрешение на публикацию какой-либо информации. Как бы понятно, что дизайнер хочет поскорей добавить проект в портфолио, и противится этому не стоит, но рекомендуем просто заранее проговорить, до какого момента работа должна оставаться непубличной.

Защищаем идею стартапа от потенциальных инвесторов

Самый большой страх — рассказать об идее незнакомому человеку с деньгами и связями. И он вполне логичен.

Вот тут NDA не поможет. Любой инвестор пошлет вас, если предложите подписать документ перед тем, как рассказать об идее.

Причин несколько:

  • Ему тупо лень, у него очередь из таких как вы, и 99% тех, кто обращаются за инвестициями презентуют полную дичь и просто неинтересные проекты. Зачем ему тратить время на формальности без уверенности в том, что вы предложите что-то годное?
  • Подписать NDA для инвестора = ограничить себя юридически от инвестиций в похожие проекты. А какой инвестор захочет себя ограничивать? Тем более похожие проекты могут создаваться разными людьми параллельно.

А если учесть то, что найти инвестиции имея только идею без подтверждения ценности и спроса крайне сложно — вы еще и отпугнете тех, кто согласится выслушать ваш питч и останетесь без денег, дав фору конкурентам, которые рано или поздно возникнут.

Второй совет: Осторожнее всего нужно относится не к частным инвесторам и представителям фондов, а к представителям корпоративных инвестфондов. Риск того, что вашу идею позаимствуют и реализуют силами команды компании очень велик, если вы лично или наработки проекта не представляют ценности для такой компании.

В общем по инвесторам вывод такой:
Обращаться к ним стоит только тогда, когда в проекте уже есть наработки, минимальная команда и доказательство ценности и потенциала роста.

Инвестору должно быть выгоднее дать вам денег за долю в проекте, чем реализовать идею силами его команды. Либо обращайтесь только к тем, кто точно вас не "кинет".

Перерыв для голосования

В этой статье лишь общими мазками раскрыты юридические аспекты защиты идей и стартапов. Но мы на этом @ съели и могли бы в отдельной статье раскрыть важные детали с привлечением юриста, опытного в сфере стартапов и IT-продуктов.

Делать продолжение с юридическими тонкостями?
Нет, я делегирую это юристу и не буду вникать.
Да, хочу все знать и контролировать.
Слишком сложный выбор :(

Защищаем идею от собственной паранойи

Кажется, что лучший способ защитить свою идею — никому ее не рассказывать и реализовать самому или с друзьями и родственниками. Это ошибочный подход. Он имеет место, если вы собираетесь открыть ларек с шаурмой, и нашли для него проходное место без конкурентов (Что смешного? многие владельцы таких ларьков богаче некоторых горе-стартаперов).

Если речь о более амбициозных идеях бизнеса — такой подход вас, как минимум, ограничивает, но чаще всего — просто приводит к тому, что идея так и останется идеей.

Идеи стартапов умирают в тишине.

Автор цитаты: Лао-Цзы. Китай (VI век до н.э.)

Какие ограничения у параноика:

  • не может посоветоваться с экспертами в нише
  • не может привлечь инвестора, если не доверяет ему
  • не может привлечь партнеров, которые могли бы закрыть его “слабые места”
  • не может делегировать реализацию сильной команде и двигаться быстрее

В итоге будущий Цукерберг-параноик пытается реализовать идею в узком кругу доверенных лиц с ограниченными ресурсами и экспертизой, и движется к своей супер-амбициозной цели со скоростью улитки, наступая (или наползая...) на все грабли.

Кража идей стартапов: риски и варианты защиты в России

И рано или поздно возникают более смелые конкуренты, которые с легкостью отжимают долю рынка, растапливая и испаряя надежды на успех, как лед в пустыне.

Как мы указывали в начале статьи: идея бизнеса или продукта — это всегда набор гипотез, которые еще предстоит проверить. Порой, при правильном подходе, по ходу исследований и проверки гипотез первоначальная идея меняется до неузнаваемости. Сама по себе идея ничего не стоит. А вот подход с ее реализации может быть весьма ценным и решающим для успеха всего дела.

А ниже то, что вы прочитаете из любопытства

Мы в компании Smartesta.com как раз помогаем провести маркетинговые исследования, грамотные тесты гипотез и еще до полноценной реализации получить оценку перспективности продукта.

Помогаем найти желанный Product/Market Fit и проработать стратегию запуска или вовремя остановиться поняв, что идея не клеится с рынком.

Если у вас есть интересная идея, но не знаете как к ней подступиться, не потратив все накопления и не потеряв текущие источники дохода — обращайтесь, будем рады пообщаться. Ссылка на сайт выше;)

1414
14 комментариев

По нашему опыту именно излишняя паранойя - главный враг) Но лучше базово страховаться и юридически.

3

Вопросы по статье пишите в комментах, отвечу:)

1

В своё время я придумал изделие (железяка, начинённая электроникой и проводами), нишевый продукт. Задумался о патенте, поспрашивал, поискал, даже нашёл патентного доверенного (если правильно использую термин), но немного пообщавшись забил на это всё - долго, непонятно, а спрос увеличивался нелинейно. Примерно через 4 месяца появились первые конкуренты в РФ, а через 8 вылезли китайцы. Цены уронили, рынок размазался. Такие штуки стали клепать по всему миру.
Что можно было бы изначально сделать и насколько реально было прикрыть свое изделие находясь в РФ? Не думаю что это можно отнести к классу изобретений, знаю что один мировой производитель делал подобное, но очень дорого и под свой рынок. Других аналогов не было. Думаю что совокупно по России продали порядка 50000 штук.

Повеселил личный кейс с дизайнером, который стримил свою работу со всеми макетами)))

1

А нам было не весело) Но к счастью там не было совсем секретной информации.

Комментарий недоступен

Все верно пишите, Владимир. Тут скорее вопрос в определении "идеи". Методологию, технологию, алгоритм и т.д. - конечно можно запатентовать. Поэтому так и написал в статье: "все, что можно - патентуйте". А в деталях лучше с профильным юристом разбираться. Но чаще всего под идеей понимают нечто более абстрактное, типа "приложение-агрегатор кофеен с общей системой лояльности и маркетплейсом поставщиков кофе". Вот с такими идеями юридически мало что можно сделать в плане защиты.

1