Секреты эффективного юмора в маркетинге. Пример пошлого и неудачного Telegram-канала

Шок-контент. 
Шок-контент. 

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты юмора в коммуникациях и продажах. Описывается негативный пример скандального Telegram-канала digital агентства 4К, из-за которого они потеряли более 15 млн. рублей, а возможно и часть своей репутации. Осторожно есть контент 18+…

Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд в 1905 году опубликовал научную работу: «Остроумие и его отношение к бессознательному» (нем. Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten). В ней Классик предположил, что юмор, как и сновидения, связаны с человеческим бессознательным. Зигмунд Фрейд в своей работе подразделял юмор на три категории: шуточный, комический, подражательный. Во многом данная классификация зависела от юмористической установки, которая применялась к различным объектам шутки, а именно: кто ее производит, кто над ней смеется и независимым участникам юмористической установки.

Секреты эффективного юмора в маркетинге. Пример пошлого и неудачного Telegram-канала

Согласно австрийскому ученому, шутка (остроумие) рождается, в том обстоятельстве, когда сознание пытается выразить некоторые мысли, которые общество обычно запрещает, либо подавляет. Выходит так, что что у общества на уме, то у шутника на языке. Юмор как правило показывает все что скрыто, своего рода: «скандалы, интриги, расследования».

С точки зрения логики Фрейда, Супер-Эго позволяет Эго высказывать запрещенные мысли в юмористической форме. Супер-Эго подразделяется на 2 вида: доброжелательное и жесткое, которые порождают: лёгкий и успокаивающий тип юмора, а также резкий и саркастический типы юмора соответственно. При этом очень жёсткое Супер-Эго подавляет юмор всецело, т.е. доминирует над легким. Большинство идей Зигмунда Фрейда, как и его «Теория юмора», была основана на динамическом конфликте между бессознательным («Оно»), а также «Эго» и «Супер-Эго», когда главное Супер-Эго препятствует Эго в поиске удовольствия для Оно.

Кроме того, Классик полагал, что психическая энергия накапливается, храниться, а далее выходит наружу неким «обходным путём», чтобы «избежать социального взрыва». Получается, что остроумие по Фрейду является некоторым примером психической и одобренной обществом сублимации.

Отойдя от начала 20 века к современности, мы можем описать следующие функции и/или пользу юмора для бизнеса в коммуникациях:

  • Работа со спящей CRM, базой повышение retention rate. Существует 2 вида такого повышения: ценовые механики (скидки, акции, купоны), интерактивные механики (опросы, юмор, креатив, полезный контент).

  • Юмор в чат-ботах или при общении с голосовыми помощником (Тиньков, Алиса и т.д.) позволяет очеловечить компанию и оживить общение.
  • Создание позитивного и доверительного имиджа бренда/продукта среди ЦА. Разговаривая со своей аудиторией на одном языке гораздо проще вырастить доверие и близость.

  • Повышение ER в сообществах бренда в соц. сетях. Юмор нативным образом стимулирует аудиторию к комментариям, лайкам, а также вирусному продвижению. Великолепным индикатором совместимости и взаимопонимания людей является их одинаковое понимание смешного.
  • Возможность дистанцироваться от конкурентов в информационном пространстве. Юмор, как правило, уникален и позволяет создать собственный непохожий на конкурентов облик бренда/продукта. Как это сделал Модуль банк в своем сериале "Миллионер из Балашихи".
  • Вирусный эффект. Иногда актуальный мем, видео ролик, смешной текст приносят миллионы охвата, без дополнительных инвестиций в продвижение. По примеру шин Nokian и их вирусного ролика.

  • Small Talk в бизнес коммуникациях. Знаешь зачем нам с тобой нужен белый медведь? Чтобы разбить лед, между нами (с).

  • Работа с негативом, его высмеивание в комментариях и соц. сетях. Иногда в конфликтных ситуациях роль юмора неоценима. Цель юмора в бизнесе – стимуляция остроумия, радость и смех, как следствие: близость с потребителем.

Несмотря на всю пользую юмора в коммуникациях, в бизнесе существует такое выражение: «У клоунов не покупают!?». Мы во много согласны с этим. А вы?

На наш взгляд, в коммуникациях важно соблюдать пропорцию между рациональной и эмоциональной сущностями (почти по Фрейду). Идеальная пропорция или золотое сечение, зависит от специфики товара или услуги, хар-к рынка, ЦА (20-40% эмоцио, Vs 80-60% рацио). Помимо этого, юмор приемлем только для определенных каналов коммуникации. Еще одним уточнением к использованию шутки, является применение юмористической установки для коммуникации в конкретных этапах воронки продаж, как правило на верхнем ее этапе для увеличения узнаваемости и рассматриваемости бренда или товара.

Переходя от теории к практике, мы предлагаем обратиться к негативному примеру digital агентства. К своего рода пособию «как делать не нужно».

SMM&PR агентство 4К не так давно стало вести Telegram канал, вот ссылка на него. На нем сотрудники агентства публикуют пошлый, а иногда и несмешной юмор, т.е. не для всех…

Они стараются собрать на канале шутки, мемы, анекдоты про SMMщиков, PRщиков и маркетологов. В меньшей степени на канале размещается информация про технологии маркетинга, современные подходы, а также новости рынка.

На сайте digital агентства размещена ссылка на данный TG канал, но на самом канале ссылки на сайт нет...

Вот пример одной из пошлых и низких шуток на этом TG канале...
Вот пример одной из пошлых и низких шуток на этом TG канале...

В этом и следующем абзацах мы предлагаем вернутся к началу статьи, ее названию, т.е сделать отсылку к началу. Проведя анализ, команда агентства смогла сделать вывод, что вполне возможно из-за повсеместной экономической рецессии [Федеральные ТВ каналы] произошло изменение поведенческих особенностей потребителя. К сожалению, данные экономические процессы привели к сокращению бюджетов. Тем не менее, агентству 4К, вместо сокращения персонала и зарплат, пришлось набирать дополнительных сотрудников, так как кол-во клиентов увеличилось, бюджеты же при этом несколько сократились, что привело к значительному приросту в эффективность работ.

Тем не менее, возможно если бы юмор на Telegram канале был бы не таким пошлым и прямолинейным, данный инструмент продвижения смог бы нивелировать рецессию и повысить маржинальной проектов примерно на 15-17 млн. рублей без НДС. Важно отметить, что это весьма предварительные расчеты по авторской методике аг-ва, с возможной погрешностью 15-20% (с).

Просьба оценить юмор канала, написать в комментариях к статье или постам собственное мнение о шутках. Как вы думаете покупают ли у «клоунов» или все-таки юмор хорош для домашней обстановки, а на работе все должно быть серьезным и рациональным?

Секреты эффективного юмора в маркетинге. Пример пошлого и неудачного Telegram-канала
77
9 комментариев

Это настолько тупая реклама "дигитал" агентства, что даже грустно.

3
Ответить

Спасибо за фидбак, что тут тупого, ведь есть и теория с Фрейдом и примеры пользы юмора в коммуникациях и конкретные кейсы с рынка? Что бы вы добавили, какие разделы в эту статью, чтобы она стала умной? Убрали бы рекламу? А то что вам за эту бесплатную и полезную инфу предлагают добавиться в ТГ канал, которых, не менее тупых, у вас в телефоне 100500, то это нормально. Вы же платите за бестолковые курсы и тренинги, а тут все по делу за подписку .

1
Ответить

Статью совсем не смешная… что происходит с этим VC…(

2
Ответить

Работа с негативом, его высмеивание в комментариях и соц. сетях. Иногда в конфликтных ситуациях роль юмора неоценима. Цель юмора в бизнесе – стимуляция остроумия, радость и смех, как следствие: близость с потребителем.


Пишите, а не пользуетесь)
Интересено.

1
Ответить

а как же тезис: "У клоунов не покупают"? Ведь одно дело близость с потребителем, а другое дело удовлетворение потребностей за деньги... Вы же не пойдете лечить зубы к весельчаку стоматологу или на стрижку с комику парикмахеру...( Вот если они классные специалисты, да еще и пошутят, то ок, а если нет, то нет.

Ответить