150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Привет! Я Юра Морозов, менеджер продукта в финтех-направлении Rakuten Viber. Ещё в марте вместе с супругой и собаками я переехал в Израиль, уволившись из ВТБ. Искал работу 4 месяца, получал отказы, но не отчаивался. Устроиться мне помогли консультации, хорошее резюме и учёт статистики. Сейчас расскажу всё подробнее.

Моё новое рабочее место
Моё новое рабочее место

Материал написан при помощи друзей из PMCLUB :)

Чем занимался в России

Был лидером UX-практики в лаборатории Wonderfull, потом UX-исследователем в «Альфа-банке». Там понял, что для меня работа совсем не заканчивается на обнаружении инсайтов и перешёл в ВТБ продактом.

В банке я отвечал за онбординг премиальных клиентов через персонального менеджера. У меня была полноценная команда: фронт, бэк, системные и бизнес-аналитики, скрам-мастер и тестировщики. Всего 13 человек. Мы создавали интерфейс для менеджеров, которые онбордят новых клиентов.

Проводили интервью, тестировали, считали экономику, отстраивали новые процессы, запускали MVP. В итоге наш микросервис сможет ускорить онбординг клиентов в более чем два раза: раньше подключение занимало 1,5 часа, теперь 40 минут.

В марте решили переехать в Израиль. Уволился из ВТБ, так как в банке нельзя работать удалённо. Я понял, что поиск нового места жилья и работы займёт очень много сил, поэтому решил сфокусироваться на нём.

Начал с консультаций

Пошёл по простому пути: заходил на LinkedIn и откликался, но результат был нулевой. В России для меня «хедхантер» тоже не работал. В Wonderfull я устроился, отправив напрямую на почту своё резюме, в «Альфу» меня порекомендовала коллега, а в ВТБ перешел вместе с другом. То есть это почти всегда было «по знакомству».

Сменил тактику на изучение местного рынка. Обратился в организацию Gvahim, которая поддерживает в поиске работы. Приходил на лекции, где рассказывали, как всё устроено в Израиле и как нужно вести себя во время интервью (проводили и симуляции интервью). Вместе с консультантами разбирали мой опыт и пытались понять, что именно мне подходит на израильском рынке. Все лекции и консультации — бесплатны для тех, кто приехал после февраля 2022 года.

Также на платформе можно бесплатно найти ментора. Я выбрал продакт-директора, с которым мы встречались раз в неделю и разбирали мою карьеру, готовились к собеседованиям. Правда, он был очень занятой. Мы проводили короткие, но полезные онлайн-встречи, например, построили мой карьерный трек до 2035 года и разобрали все области продакт-менеджмента, чтобы понять, какие мои западающие, слабые и сильные стороны.

Важно найти хорошего эксперта в теме, потому что легко запутаться на новом рынке. Вначале мне говорили, что я не продакт, а продакт-маркетинг-менеджер, что в Израиле все продакты очень технические и что если ты не знаешь разработку или нет в ней опыта, ничего не получится. Говорили, что продакты — сеньор-позиция, на которую так просто не попасть. Это сильно сбивало с пути.

Резюме — одна страничка

После отклика на вакансию резюме на первом этапе смотрит робот, поэтому нужно, чтобы оно подходило по всем ключевым словам. Как делал я: изучал все релевантные вакансии, находил в них ключи и расставлял по тексту.

Пример ключевых слов в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.linkedin.com%2Fjobs%2Fview%2F3278908096%2F%3FalternateChannel%3Dsearch%26amp%3BtrackingId%3Dp4T2c542zx41RJ5b2EtVfg%253D%253D&postId=510400" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вакансии</a>
Пример ключевых слов в вакансии

Резюме переделывал множество раз: сам во время лекций, потом с карьерным консультантом, потом находил дополнительные советы, получал обратную связь. Важно, чтобы резюме было длиной ровно в одну страницу А4. Поэтому я открыл Canva, выбрал шаблон, подстроил его под себя — и получилось одностраничник, в который я вложил всё ключевое.

Так выглядело моё резюме вначале:

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Потом я его переделал вот так:

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

А так выглядит финальный вариант:

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Пошёл искать связи в LinkedIn

Далее я активно взялся за отправку резюме и поиск контактов. Шёл по LinkedIn, вбивал «product manager» и по очереди читал описания — смотрел, чтобы я подходил хотя бы на 60-70%. Например, 3 пункта из 5 уже достаточно.

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

В Израиле вас обязательно кто-то должен порекомендовать. И многие получают за это деньги. Примерно $1000 получит человек, если кого-то зарефёрит — и того возьмут. И это не какая-то личная рекомендация, достаточно просто закинуть ваше резюме эйчарам.

Поэтому, когда я на что-то откликался, находил на LinkedIn сотрудника этой компании — это мог быть кто-то русский, кто-то, кто учился в «вышке», или просто какой-то сотрудник. Я писал продактам, чтобы они меня зарефёрили, и продакт-директорам, чтобы они меня рассмотрели.

Писал «<Name>, hi!My name is Yuri, new repatriate from Moscow, Russia, looking for new opportunities in Israel) I am a Product Owner with CX/UX Researcher experience ) As I don't have many connections yet, was wondering if you could help refer me for the Product Manager position?)» — и люди достаточно открыто отзывались. Сами компании не особо отбирал, если честно, мне нужна была работа. Решил, что отбирать буду потом, если придётся.

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Скорость отклика сильно зависела от активности рекомендуемого. Нужно было искать людей с высокой вероятностью ответа — я проверял, как часто человек в онлайне и когда последний раз оставлял комментарии. Писал сразу трём людям в компании — и хотя бы один, скорее всего, отвечал в течение недели. Достаточно долгий процесс: пока найдёшь, пока напишешь, пока ответят, пока зарефёрят. Поэтому

от поиска вакансии до ответа компании может пройти два месяца.

Вёл статистику, чтобы держаться и двигаться дальше

Получать отказы морально очень сложно. Единственное, что мне помогало, — вести таблицу, визуализировать и понимать, что всё нормально, это процесс. Когда этого нет, кажется, что все поголовно отказывают. Игнор тоже бесит, но важно напоминать о себе. Например, можно написать в LinkedIn, мол, «привет, может, ты про меня забыл».

Я собрал таблицу, где расписал, в какую компанию подал, когда, на каком я сейчас статусе, какой контакт человека нашёл, какой статус общения с ним и когда последний раз переписывались. Настроил формулы, которые выделяли красным отказы. Так видел, что, например, из 60 откликов 25 отказов, то есть ещё 35 компаний могут ответить положительно, не всё так плохо.

150 раз отправил резюме и устроился в Viber: как я уехал в Израиль, изучил рынок и научился искать связи в LinkedIn

Нормальная конверсия в первый звонок — от 3 до 5%.

Я подал в итоге 150 резюме — и конверсия получилась 4,6%. В некоторые компании я подавал по несколько раз, поэтому конверсия даже около 5%. И из этих 150 компаний получился только один оффер.

Как проходили созвоны

Чаще всего сначала я созванивался с эйчаром, потом с hiring-менеджером, далее — другие стейкхолдеры. После первого звонка, если мне назначали следующий, я читал про компанию, изучал, разбирался, что это, кто это, зачем и как. У меня было две компании, с которыми я дошёл до финального этапа: Viber, где я сейчас работаю, и ещё одна — вторая дала отказ после финального собеседования с CEO.

Во второй процесс строился так:

  • сразу напрямую попал к hiring-менеджеру, обсудили мой опыт;
  • созвон с hiring-менеджером и с VP по финтеху, они дали тестовое;
  • пришёл в офис, презентовал свою работу им двоим, а также продакту и разработчику;
  • созвон с CEO — здесь я получил отказ.

Странное наблюдение: после интервью, которые проходили классно, приходили отказы. А после интервью «не очень», где шло туго и задавали сложные вопросы, в итоге почему-то давали возможность продолжить. Почему — непонятно. К сожалению, мало кто даёт полезную обратную связь.

Главное не отчаиваться

Каждый опыт перед Viber был полезен, помогал по-другому преподносить себя на интервью. Одна компания попросила, чтобы я составил презентацию про свой последний проект. Когда я её сделал, я чётко выстроил свой опыт в голове — и было легче о нём рассказывать на следующих собеседованиях. Иногда давали обратную связь, даже прямо во время интервью, и я это учитывал на следующих созвонах.

С Viber я собеседовался в самом конце, когда получил отказ от компании, в которую хотел и почти устроился. Я уже общался совершенно без сил, потому что устал. Понимал, что если Viber откажет, то опять надо искать, подавать резюме, ждать минимум два месяца. А работу нужно было найти прямо сейчас.

Когда сделал тестовое для первой компании и показал ментору, он сказал «переделывай». Я переделал — и в итоге получилось классно. Использовал этот отработанный подход для Viber и провёл уверенную презентацию. Поэтому не воспринимайте отказы как поражение, учитывайте опыт и исправляйте ошибки.

406406
11
208 комментариев

Надеюсь вы сделаете Viber лучше. Сейчас им пользоваться не возможно

101
Ответить

ну не знаю, мне кажется сделать вайбер лучше это как сделать лучше ВК, невозможная задача...

73
Ответить

Комментарий недоступен

61
Ответить

"Невозможно". Слитно. Вы в своих русских школах свой русский хотя бы пытаетесь изучать?

8
Ответить

Миссия невыполнима.

5
Ответить

"невозможно"

3
Ответить