Студенты-предприниматели: как магистранты из Томска открыли первую в городе студию фотографии радужки глаза

В этом году Алина Бахметьева и Даниил Маламыжев, студенты ТГУ, открыли студию макрофотографии радужки глаза EYESPLAN в Томске. Они подали заявку на конкурс «Студенческий стартап» — и выиграли 1 млн рублей на развитие проекта.

С какими сложностями столкнулись ребята при открытии бизнеса и чем платформы для развития стартапов помогают молодым предпринимателям, читайте в интервью Алины.

На фото: Алина Бахметьева, автор проекта
На фото: Алина Бахметьева, автор проекта

— Расскажи о своем проекте.

В нашей студии человек может сделать фото радужки глаза. Суть в том, что цвет и форма радужки у всех в мире разные, двух одинаковых фотографий быть не может. Это как отпечатки пальцев. Так что фотографии получаются уникальные.

— Ваша фотостудия уже открыта?

Да, мы открыты и принимаем клиентов. Но при этом продолжаем тестировать технологию фотографии, доводим ее до идеала. Работаем с оборудованием, со светом — пробуем разные варианты. Также стараемся как можно больше говорить о проекте — в вузе и на внешних площадках, участвуем в городских проектах, чтобы люди могли поскорее узнать о нашей студии.

— Расскажи о технологии. Как проходит сама съемка?

Я думаю, что многие пробовали фотографировать свои глаза на телефон. Теоретически, при хорошем свете и разрешении камеры можно сделать что-то подобное, получается неплохо. Но все же, чтобы добиться такой мельчайшей детализации, помимо хорошего фотоаппарата, нужно использовать правильный макро-объектив. И правильный свет. Мы тестировали разные варианты освещения и остановились на точечном макросвете: он подсвечивает радужку сбоку и позволяет как можно лучше подчеркнуть все ее детали.

Пример фотоработы
Пример фотоработы
Пример фотоработы
Пример фотоработы

— Есть ли уже такие студии в России?

В России, конечно, есть, мы не первые. Но это не распространенная история: по всей стране открыто только около 5–6 таких студий. За границей гораздо больше. У них, правда, съемка отличается от нашей: они делают фото более декоративными, как будто это картинка, накручивают цвета, добавляют насыщенности. Мы же стараемся каждому человеку показать, какой невероятной выглядит его радужка без всяких фильтров.

— Как возникла идея проекта?

Я увидела фотографию радужки в интернете и захотела себе такую же. Начала искать студии в нашем городе, в ближайших городах — таких нигде не оказалось. Я находила только офтальмологические центры, но это совсем не то. Подумала: а что если разобраться в технологии и открыть студию самой? Это направление показалось мне интересным и индивидуальным — тем, что, возможно, заинтересует многих.

— Ты работала одна или в команде?

Всю работу мы делали в команде с моим коллегой, Даниилом Маламыжевым. Мы вместе учимся в магистратуре ТГУ по направлению «Менеджмент», и мы с самого начала всё разрабатывали и тестировали вместе — всё с нуля.

На фото: Алина и Даниил, основатели стартапа
На фото: Алина и Даниил, основатели стартапа

— Какие возникали сложности во время проработки стартапа?

Самая первая проблема, с которой мы столкнулись, — техника. Для макросъемки она нужна специфическая, обычные фотографы такие камеры и объективы не используют. Поэтому было трудно в принципе найти что-то похожее, чтобы взять в аренду и попробовать снимать. В итоге в первый раз пришлось арендовать технику в соседнем городе — потом, к счастью, всё же нашли у знакомых в Томске.

Когда мы начали делать фотографии, тоже обнаружилось много нюансов, вроде способов освещения и обработки снимков — было сложно всё сразу учесть. С продвижением проблем не было, помог опыт в сфере маркетинга и SMM. Самые большие трудности возникли, когда мы начали заключать договор по гранту. Застряли уже на оформлении юридического лица: с такими документами мы никогда не сталкивались. Чтобы разобраться, мы смотрели интервью, разборы и видеоуроки, спрашивали у знакомых и друзей. До сих пор всему этому учимся, но нам это нравится!

На фото: работа в студии
На фото: работа в студии

— Почему ты решила принять участие в конкурсе «Студенческий стартап»?

О конкурсе я узнала из студенческих СМИ. Особенно заинтересовало то, что один из треков посвящен креативным индустриям. Мне показалось, что это идеальная категория для нашего проекта. К тому же, «Студенческий стартап» дает возможность попробовать себя в роли предпринимателя: создать свой проект с нуля, увидеть, как он развивается в реальном мире — от и до, со всеми документальными вопросами, работой с коллективом и техническими проблемами. Ничего подобного я раньше не делала, и это классный опыт.

— Как проходила защита проекта?

В таких конкурсах очень важно учесть критерии оценки — длительность выступления, формат, конкретные пункты, которые нужно озвучить (в нашем случае, например, цели, технологии, варианты капитализации проекта). Я составила четкую речь, прорепетировала несколько раз, чтобы точно уложиться в 5–10 минут. Продумала, какие вопросы могут возникнуть у жюри, даже выступила перед знакомыми и попросила их задать вопросы, как будто они эксперты. После такой подготовки всё прошло хорошо. И через месяц-два нам сообщили, что мы выиграли.

— На что ты потратишь полученные деньги?

На покупку оборудования, которое нам необходимо для съемки и тестирования технологии (сейчас мы его арендуем), на продвижение проекта и на расширение команды. Вдвоем нам очень тяжело уследить за всеми контурами — и маркетингом, и фотографированием, и бухгалтерским учетом.

— Вы уже считали, когда студия начнет приносить прибыль?

Да, конечно, мы делали примерные расчеты. При наилучшем раскладе уже через 3–5 месяцев проект может окупиться.

На фото: студия EYESPLAN в Томске
На фото: студия EYESPLAN в Томске

*Блиц-опрос*

— Запускать одному или с командой?

С командой!

— Вкладывать деньги самому или искать финансирование?

Использовать все возможности! Если получается, начать с собственных средств, на дальнейших этапах искать варианты финансирования и масштабирования проекта.

— Планировать последовательно или спринтами?

Спринтами – есть возможность подстраиваться под изменения и новые вводные.

— Делать проект, который нужен другим, или который нужен тебе (как целевой аудитории)?

И то, и другое 100%.

— Прорабатывать сферы, которые актуальны, или которые интересны тебе?

Уметь выявлять актуальные сферы и искать в них аспекты, интересные для себя.

«Студенческий стартап» — конкурс грантов для студентов, где авторы лучших бизнес-идей получают 1 млн рублей на реализацию своего проекта. В этом году победителями стали 1 000 студентов. Участвовать в конкурсе могут обучающиеся в бакалавриате, специалитете, магистратуре или аспирантуре. Новый прием заявок откроется в начале следующего года. Конкурс проходит в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки России.

Автор: Сабина Рзаева, МГТУ «СТАНКИН»

55
2 комментария

есть система диагностики заболеваний по радужке

1
Ответить

Фотографии выглядят очень красиво)) Словно планеты какие-то

Ответить