На что обратить внимание при импортозамещении известных брендов в сфере IT и не только

Денис Должиков, директор по маркетингу Группы Т1 рассказывает, как отечественные бренды могут выделиться на фоне конкурентов.

<p>/ <a href="https://unsplash.com/photos/SwIP4Ym43fs" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Fábio Lucas</a> / Unsplash.com</p>

/ Fábio Lucas / Unsplash.com

Выбрать стратегию импортозамещения

Когда потребитель выбирает альтернативу более недоступному на рынке продукту, он ориентируется не только на его функции, но и визуал. В этом ключе компании обычно рассматривают несколько стратегий. Первый подход — это подражание западным брендам в вопросах дизайна упаковки, интерфейса и даже названия.

Преимущества очевидны — оригинальный бренд уже провел необходимые маркетинговые исследования, A/B-тесты, сформировал лояльную аудиторию. Первое время клиенты точно будут тянуться к похожему продукту. Например, по этому пути пошел российский разработчик одноплатного компьютера Repka Pi — альтернативы Raspberry Pi. Системы имеют похожие интерфейсы и внешний вид, но отличаются внутренним устройством печатной платы и начинкой. Разработка уже вызвала ажиотаж у энтузиастов.

Однако такой подход несет в себе определенные риски. Чтобы сформировать первое впечатление о человеке, достаточно десятой доли секунды. Практически аналогичным образом дела обстоят с товарами, веб-сайтами и программными решениями. Если российский бренд скопирует западный продукт, но затем не оправдает высоких ожиданий, клиенты перестанут рассматривать его в качестве альтернативы.

Компании могут уходить в другую крайность — не копируют иностранный продукт, но пытаются максимально от него отстроиться, привнести некую идентичность. Такой подход привлекает внимание, но эффективен исключительно в краткосрочной перспективе. Если нейминг с привязкой к национальности выглядит неорганично, он может начать вызывать раздражение и отталкивать клиентов.

Пожалуй, оптимальным вариантом будет разработка аутентичного бренда, который понятен современному российскому потребителю. Даже в сжатые сроки важно пройти весь маркетинговый цикл: от ситуационного анализа и исследования ниши до дизайна упаковки или сайта. Так проще понять предпочтения пользователей и даже найти возможности для решения их «болей» и улучшения продукта.

Определить некоммерческую миссию

Это — еще один подход, который позволит построить аутентичный бренд. Миссия может включать поддержку здорового образа жизни. Известный производитель энергетических напитков сегодня плотно ассоциируется с футболом, экстремальными мероприятиями и «королевскими гонками».

Вектором для построения некоммерческой миссии также может стать развитие экологичного производства. По статистике, 13% потребителей готовы платить за продукты и сервисы на 30–50% больше, если бизнес уделяет внимание безопасности окружающей среды. Так, все чаще покупатели отдают предпочтение товарам в перерабатываемых упаковках. Если говорить о технологическом секторе, то здесь чаша весов склоняется в сторону компаний, которые сокращают углеродный след и вредные выбросы в атмосферу.

В этом ключе многие компании переходят на цикличную экономику. Например, деревообрабатывающий завод в Костромской области отказался от угля в качестве топлива. Его заменили древесные отходы самого предприятия, которые до этого отправлялись на свалку. Такой подход не просто сократил вред для окружающей среды, но и сэкономил бизнесу деньги.

Построить сообщество

На замену ушедшему бренду приходит большое количество альтернатив. Достаточно посмотреть, сколько аналогов колы появилось на полках магазинов. Конкуренция в освободившейся нише может быть довольно серьезной. Один из способов выделиться в толпе — начать формировать бренд-сообщество. Лояльная аудитория помогает создать правильную репутацию, транслирует ценности компании и привлекает аудиторию.

<p>/ <a href="https://unsplash.com/photos/KfgkI2825fU" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Quharrison Terry</a> / Unsplash.com</p>

/ Quharrison Terry / Unsplash.com

Один из подходов к построению лояльного сообщества — генерация thought leadership content. Это такой контент, который позволяет поднять доверие к компании и выгодно выделиться на фоне конкурентов: повысить цитируемость в медиапространстве, привлечь целевую аудиторию за счет экспертных материалов.

Подобные материалы подают от лица ведущих специалистов или руководителей фирмы. Первые публикации можно размещать в собственном блоге, социальных сетях или Telegram-канале. Потом — «перекатиться» на профильные площадки и СМИ, такой подход даст больший охват. Например, мы в «Группе Т1» ведем тематические блоги на Хабре и здесь на vc.ru. Рассказываем о внутренней кухне консалтинга и разработки ПО, подходах к запуску ИТ-сервисов, работе над продуктовыми гипотезами.

Учесть контекст

При разработке визуального концепта бренда важно учитывать ограничения, вызванные кризисом. В условиях недостатка печатной краски компании заменяют упаковку на более выдержанную в плане цвета или переходят на крафт-бумагу. В таких условиях становится сложнее проработать дизайнерский концепт, но от того, как бизнес справится с этой задачей, зависит его узнаваемость.

Но даже в текущих условиях можно найти определённые преимущества для бизнеса. Так, с уходом иностранных брендов правительство приняло новые меры поддержки — ввели льготные кредиты и отменили налоговые проверки. Российские товары и сервисы получили приоритет в госзакупках, а также появилась биржа импортозамещения. Это — торговая площадка, которая объединяет бизнес и производителей. В целом важно стратегически подходить к построению бренда, чтобы в спешке не исправлять ошибки на горизонте года.

Дополнительное чтение в нашем блоге на vc.ru:

2020
61 комментарий

Буквально вчера наткнулся на статистику, как в РФ отреагировали на уход западных брендов. Больше всего все переживают за уход икеи, т.к. за оптимальную цену можно было купить хорошую качественную мебель и аксессуары для дома. И эту нишу можно смело завоевывать, у нас реально много фабрик и производителей, которые делают классную продукцию за небольшие деньги, но о которых знают очень немногие и то больше по сарафанке.

9
Ответить

Я сейчас трижды ебанулся, упал, умер, перевернулся в гробу, воскрес и снова ебанулся.

В стране были хорошие периоды для развития бизнеса (еще даже до ИКЕИ, которой к слову не было в помине и в половине городов РФ), и там нихуя ни у кого не вышло. Как был скудный ассортимент с космическими ценами, так и остался.

А вот сейчас вдруг настало самое время?
Потому что ниша свободна? Друг, я из города с населением 700к, тут нет ИКЕИ и не было. Мебель - не очень, а все что очень не совсем отечественное, либо стоит как моя машина.

Почему сейчас настало вдруг время? Я нихуя не понимаю, объясни. Тебе лайки люди ставят, пусть меня тоже поправят, я тоже хочу быть таким оптимистом.
Освободилась ниша? Это хорошо, да. Только есть один нюьанс: для ведения бизнеса нужна стабильная почва под ногами, и перспектива будущего.

И почему-то (странно, да?), ни одного, ни второго на настоящий момент нет.

39
Ответить

Уход ikea либо др. любого бренда ничего не изменит по факту для местного производителя. Перестаньте повторять эту мантру оптимиста, которая не имеет никакой связи с реальностью. Ну может это применимо к крайне узкому кругу бизнесов, которые были под гнетом крупных конкурентов. Та же икеа, по факту, не конкурент нашим производителям и они не повторят её после ухода. Вот каким образом икеа мешала сходня мебели работать? Особенно учитывая, что сходня существовала задолго до икеи. Как было Г с бестолковой схемой работы так и будет.

9
Ответить

"...за небольшие деньги..."

Накидай хотя бы пять таких. И тут ещё важно, что в твоём понимании "небольшие деньги".

2
Ответить

Икеа не везде есть. Что мешало раньше занимать ниши?

3
Ответить

Точно, в режиме спокойной конкуренции наши барыги не могли соревноваться с икеей, и тут в режиме рвачки и жопогорения сделают такие же дизайнпроекты и всю экосистему за вменяемые деньги. С чего бы, если раньше не могли.

4
Ответить

Мне каж, что сейчас как раз таки самое удачное время для ВСЕХ российских производителей, чтобы вырваться на рынок. Большая часть иностранных конкурентов ушли, надо только раскрутиться, но качественно. Главный минус в том, что конечники негативно реагируют на "все отечественное", будет сложно преодолеть этот барьер

2
Ответить