Как дизайн нами манипулирует

Привет! Я – Маша и я дизайн-лид в ИИ-решении в сфере b2b для ритейла. Этим летом я выступала на Дизайн-Выходных в Костроме с лекцией о чёрных паттернах в дизайне. В кулуарах мне задавали вопросы: “а как отличить чёрное от белого, этично ли это или нет?” Я люблю изучать эмоциональную сторону нашего мышления и принципы принятия решений, поэтому это п…

Как дизайн нами манипулирует
2424

Я вот думаю о том, чтобы заняться дизайном (бренд-дизайном), но мне как раз не дают покоя мысли по поводу того, а что же транслируется этой деятельностью по итогу? Что в основе - помощь или манипуляции? В первую очередь эмоциями.
Можно ли идти в эту деятельность экологично, с уважением к людям? И нужно ли самим людям в конечном счете такое к ним экологичное отношение? Или все же общество продолжает нуждаться и выбирать то, что "безопаснее" и привычнее - те самые манипуляции?
Как вообще может выглядеть эта экологичность, вплетенная в дизайн как в деятельность?
Ваша статья заставила задуматься. Слишком ли философски мои размышления или все же нотка практичности в них есть? :)

Я для себя решила это уравнение выбором клиента. Если деятельность компании основана на ценностях и желании сделать что-то действительно улучшающее жизнь человека — я с удовольствием беру проект и да, я пользуюсь всеми знаниями создания полноценного бренда на основе 4D модели ментальной оболочки позиционирования. Если я ощущаю, что деятельность компании рассчитана только на прибыль (чрезмерная стоимость за счёт бреда, неэтичные инструменты продвижения и тд) — стараюсь обтекать. Не получится подедить мир на чёрное и белое, надо найти какое-то свое убеждение, на что можно опереться.

Также я для себя решила максимально делиться теми знаниями, что наработала на практике. Это снимает с меня часть тревоги )