Как дизайн нами манипулирует

Привет! Я – Маша и я дизайн-лид в ИИ-решении в сфере b2b для ритейла. Этим летом я выступала на Дизайн-Выходных в Костроме с лекцией о чёрных паттернах в дизайне. В кулуарах мне задавали вопросы: “а как отличить чёрное от белого, этично ли это или нет?” Я люблю изучать эмоциональную сторону нашего мышления и принципы принятия решений, поэтому это подтолкнуло меня на написание данного лонгрида и пригласить читателей VC к дискуссии, потому что наука об эмоциях с одной стороны точная, а с другой – субъективная. И попробуем это все переложить на восприятие в дизайне. Поехали.

С каждым годом рынок ритейла только растёт. Есть ряд исследований, доказывающих, что в состоянии тревоги человек склонен больше тратить денег. В этом году почти в два раза больше россиян (14%) увеличили траты после начала спецоперации на Украине, чем во времена пандемии (8%) по данным TinkoffData. С помощью каких инструментов на этом наживается рынок?

Дизайн — крутая профессия на стыке технологий и психологии поведения человека, которое пытались познать во все времена. Особенно прогресс шёл во времена войн и репрессий (не буду здесь упоминать эксперименты над людьми II мировой войны и др. К сожалению, что в медицине, что в рекламе и пропаганде есть весомые практические плоды данной жестокости). В своём выступлении я затрагивала тему 6 механизмов мышления человека, которые принимают непосредственное участие в процессе принятия решений:

Как дизайн нами манипулирует

В нашем мозгу ежесекундно происходят сотни когнитивных процессов и, естественно, это упрощенная форма, которая уместна для проектирования продуктов и услуг. К тому же, это то, что действительно можно измерить, исследовать и на что можно повлиять.

Система мышления работает согласованно и консистентно. Точно также, как и в управлении самолётом система автоматически подключает ту или иную функцию в любой момент. Но может случиться перекос и тогда человек принимает решения иррационально. На стыке каждого из механизмов существуют целые методички: как используя тот или иной (или все вместе) канал, воздействовать на наше подсознание и убеждать нас совершить определенное действие или сформировать доверие.

Не хочется ограничивать дизайн только визуалом, потому что, например, концепция 5 чувств в брендинге подразумевает воздействие на все органы чувств человека. Но иначе мне тут знаков не хватит 😅.

Помните запах и музыку в магазинах Массимо Дутти? Что они вам напоминают? И да, такой аромат будет в каждой торговой точки данной сети в любой стране, проверяла.

Проектируя опыт в дизайне мы буквально берём человека за невидимую руку и ведём его по построенной траектории.

Язык

Мы определяем себя через собственные убеждения. При этом нам кажется, что мы можем самостоятельно принимать решения и будем верны себе в любой ситуации.

Как дизайн нами манипулирует

В зависимости от формулировки мы управляем чувствами читателя. Смущаем, стыдим, обесцениваем, восхваляем. Есть исследования, которые показали также, что, например, ругательства на иностранном языке кажутся не такими обидными, а эмоциональные фразы вызывают меньшее психическое возбуждение. В то время как мат с одной стороны, активизирует миндалевидное тело, отвечающее за агрессию, с другой является “болеутоляющим” средством.

Каждый хоть раз с чувством говорил «б***», внезапно ударившись. Этому есть объяснение: матерная ругань помогает притупить чувство боли.

Black Sheep: The Hidden Benefits of Being Bad

Как дизайн нами манипулирует

Существует такое понятие, как “продающий текст”. Что же в нём такого, что даёт ему право так называться?

  • Языковой вокабуляр – Обращение с помощью слов, понятных конкретной аудитории и позволяющим быть “распознанным”
  • Работа с эмоциями (или работа с "болями" как это принято называть) – формулировки и приёмы, которые вызывают в нас автоматические неосознаваемые эмоциональные реакции

Многие психологи сходятся во мнении, что установки закладываются в нас до 12 лет. Мы будем реагировать на те, или иные слова как микросигналы, которые отзываются в нас определенными реакциями, влияющими на процесс принятия решения. Эти микросигналы, воздействуя постоянно, вызывают эмоциональный ответ, который имеет накопительный эффект. Но мы фактически не замечаем этого.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что для оттенков эмоций у нас даже нет подходящих слов в языке? А в реальности, даже в спокойном состоянии человек испытывает эмоции. Поэтому, если я попрошу вас подумать, как вы себя чувствуете в данный момент, а в голову придёт: “нормально я себя чувствую...” – это и есть эмоциональная глухота. Скорее всего мой текст тоже отзывается в вас, но для этого состояния нет определения. Так же как и нет простого ёмкого определения для описания такого состояния: “мне как будто немного тревожно, внутри как будто вибрирует, потому что по дороге меня обгудел водитель машины, я испугалась и ещё не успела внутри успокоится”. Как это сказать коротко? – Никак. Такую длинную цепочку мозг не выстраивает. А такое состояние будет влиять на меня в течение всего дня. Понятно теперь откуда выражение: "лучше сделать, чем объяснить почему ты этого не хочешь?".

Зрение

Цвет, психогеометрия и гештальт-психология

Как дизайн нами манипулирует

Шведскими специалистами было проведено более 20 тыс. экспериментов, исследующих способности людей анализировать свое цветовое восприятие. Результаты подтвердили, что люди способны судить о цвете без всяких ссылок на физику, т.е. что человек является истинным инструментом измерения и оценки цвета.

Цвет и его оттенок – это то, как мы его воспринимаем. Скажи нам миллион раз, что красный – это цвет агрессии, и все, люди будут воспринимать его как что-то сообщающее об опасности. Конечно, я утрирую. Но исторически в каждом социальном кругу есть свои негласные наборы смыслов и характеристик цветов и оттенков, которые уже успешно используются в дизайне для решения поставленных задач. Два цвета этого года тоже все уже знают 🙂

В основе восприятия фигур лежит психогеометрия, которая родилась благодаря гештальт-психологии. То, как мы понимаем мир через образы изучается с древних времен. Сегодня, во времена упрощения форм психогеометрия и наука о цвете как никогда помогают дизайнерам создавать “управляемые” визуальные сообщения. Мы “читаем” образы молнеиностно, не прикладывая даже секунды нашего аналитического долгого мышления. И именно благодаря тому, что мы этого не замечаем нам кажется, что решение, которые мы принимаем – рационально и взвешено.

Эмоции

Ни для кого ни секрет, что с помощью дизайна можно влиять на эмоциональное состояние человека. Рассмотрим здесь предпосылки и механизм формирования возможности влияния на наши эмоции.

Когда я только начала заниматься дизайном, я задавалась простым вопросом: “почему реклама работает на всех, если все мы разные?”. Мне очень хотелось думать, что то, как Я думаю и чувствую, не думает больше никто.

Все мы уникальны?

Человек – социальное существо. Это аксиома. Все мы живём в обществе, в котором главенствуют социальные паттерны поведения. Они же и определяют наши глубинные неосознанные реакции на невербальные сообщения. Возможно вы слышали про эксперимент Соломона Аша? Если нет – очень рекомендую почитать. И подобных экспериментов с середины прошлого века проведено и описано очень много.

Как же складываются социокультурные паттерны поведения?

Социокультурные паттерны - это усвоенные в ходе социали­зации модели поведения, которые чаще всего не осознаются са­мим человеком.

Детские сады, школы и тд – это главные инструменты закладывания типизированных реакций и эмоциональных триггеров нашей системы мышления. Опущу здесь саму семью, т.к. зачастую, культура и традиционные ценности тоже влияли на воспитание и наших родителей. Мы много лет учимся фокусироваться, терпеть скуку, обиды, тихо проявлять эмоции, не рисовать на полях, соблюдать правила поведения, гасить желание в туалет до перемены, терпеть сонливость желание послать всё к чертям. Это называется привычным нам всем словом дисциплина, но по факту мы приучаем себя меньше обращать внимание на желания нашего тела и эмоции, и тем самым, формируем телесную и эмоциональную глухоту (вспомним вопрос “как ты себя чувствуешь?”). С другой стороны, мы обучаемся слушать других и сравнивать себя с другими на предмет соответствия. На этом строится целая индустрия. Нам давно не продают вещи, а продают ощущения.

Вспомните рекламу гриля Bork. Чем этот гриль отличается от гриля, к примеру, Redmond? Оба работают примерно одинаково, только наш мозг пытается рационализировать большую стоимость Bork и топит за “качество, дизайн и тд”. На самом деле Bork продает ощущение профессиональной кухни, или ресторана у вас дома. Как в фильме "О чём говорят мужчины": "Гренка не может стоить 8 долларов, а крутон может".

Не рекламная интеграция :)
Не рекламная интеграция :)

В свои 35 лет я глубоко убеждена, что самодисциплина с эмоциональным и физическим насилием несёт в себе больше повод во взрослой жизни посетить психолога, чем счастье и успех. Человек самостоятельно может достичь саморегуляции в зрелом возрасте. Здесь, согласитесь, появляется желание защитить установки и убеждения по этому поводу.

Что делать? (или “в чем сила, брат?”)

Четкой инструкции, как делать дизайн, который будет вызывать слюноотделение нет. Также как и вопрос этичности остается открытым. Я считаю важным профессиональным долгом пополнять копилку сложными теоретическими знаниями, чтобы понимать то, что делаешь. Но осилить эти знания непросто. Сегодня существует такое прекрасное понятие как “насмотренность”. Я этому отношусь как “сам не знаю как работает, просто копирую приём”. И, наверное, бОльшее количество дизайн-решений, к примеру, в рекламе и маркетинге пользуются подобными наработками. Но денежка зарабатывается (голосом из тиктока), значит всё хорошо.

Я в дизайне уже почти 19 лет без перерыва на обед, так сказать. Все это время я читаю книги по психологии, психофизиологии и пиару (представьте, каково моему мужу). С одной стороны, мне стали очевидны многие (но, не все, конечно) приёмы, которые перестали на меня действовать. С другой стороны – можно стать параноиком и пытаться препарировать каждое свое решение, или, что ещё хуже, – возненавидеть или разочароваться в профессии.

Но, как побочный эффект развитый эмоциональный интеллект даёт сплошную пользу: от понимания себя и близких, до качественного рывка в профессии и осознанности того, что делаешь.

Замечаете, когда в дизайне продукта, или рекламе пытаются вас пристыдить?
Да
Нет

🎓 Здорово у меня получилось и подушнить и уложиться в формат vc. Возможно подобный формат слишком тяжел для переваривания, но если он откликнется хотя бы у пары человек – я буду счастлива знать, что я не один параноик в этом дизайн-мире 😅. Если вам интересны такие темы – приглашаю в свой канал, почитать и поддержать дискуссии. Пишу о дизайне, эмоциях, смыслах, а также делюсь накопленными практическими знаниями в профессии.

2424
20 комментариев

1) "Этому есть объяснение: матерная ругань помогает притупить чувство боли" - нет. не помогает. Иначе все дети первыми словами были матерные. Они ударяются задолго до появления речи.

2) "Многие психологи сходятся во мнении, что установки закладываются в нас до 12 лет" - ссылку на исследования можно?

3) "Мы много лет учимся фокусироваться, терпеть скуку, обиды, тихо проявлять эмоции, не рисовать на полях, соблюдать правила поведения, гасить желание в туалет до перемены, терпеть сонливость желание послать всё к чертям" - кто это "мы"? Как вас опознать? Сколько вас от общего числа людей?

6

Ну и как малыши реагируют на боль? — орут и рыдают. Взрослому уже как-то не комильфо (в обществе не принято садится и рыдать), а пережить боль и эмоции как-то надо. Суть в этом.

1) Забавно вы сделали вывод. Мат это диалект, который формируется в определенном возрасте. И также начинает использоваться по назначению
2) для начала книги известных психологов о развитии ребенка: эмоциональный интеллект у детей, как говорить так чтобы дети слушали, как слушать чтобы дети говорили, курс психосексуального развития О.Василенко (Море источников даёт, тут не влезет)
3) вы в школу сад не ходили?

Об этом и речь, что мозг всегда до потери пульса будет защищать свои установки, которые делают мир "безопасным", хочется сопротивляться противоположному мнению почему мы думаем так, а не иначе.

Спасибо за ваши мысли! Обычно все рассуждения крутятся вокруг психологии цвета и, в лучшем случае, принципов гештальта. Редко кто заходит дальше. Прочитала с огромным интересом и удовольствием.

P.S. - По первому образованию я психолог, по второму - веб-разработчик. И со всей ответственностью могу сказать, что это сказочное и очень выигрышное сочетание)

1

Здорово у меня получилось и подушнить и уложиться в формат vc.

Хе-хе, хотите духоты? :)

В своём выступлении я затрагивала тему 6 механизмов мышления человека, которые принимают непосредственное участие в процессе принятия решений:

У вас как-то стороны мозга на картинке перепутаны. Визуальная кора - обычно сзади, а за принятие решений отвечает фронтальная кора.

Точно также, как и в управлении самолётом система автоматически подключает ту или иную функцию в любой момент

Это сильное упрощение работы мозга, он так не работает.

“нормально я себя чувствую...” – это и есть эмоциональная глухота

Это не эмоциональная глухота, а типичная лень. Дайте человеку 10к$ и он вам за 5 минут опишет все эмоции до глубочайших деталей.

Но может случиться перекос и тогда человек принимает решения иррационально

Человек часто принимает решения иррационально - это нормальное состояние. Мозг человека не может быть постоянно на всем быть сосредоточен, поэтому он постоянно пытается сокращать путь, действовать на упрощениях. Это не перекос, это нормальное состояние.

В основе восприятия фигур лежит психогеометрия, которая родилась благодаря гештальт-психологии.

В основе восприятия фигур не лежит психогеометрия. Вероятнее всего мозг выстраивает нейронные сети в визуальной коре подобные сверточным нейронным сетям в математике. Сейчас, к примеру, в Германии делают несколько опытов по обычению реальных групп нейронов мозга млекопитающих, распознавать паттерны и фигуры. Психогеометрия же пытается классифицировать людей на основе того, как они воспринимают фигуры, но она не лежит в основе восприятия фигур.

В вашей статье есть одна большая проблема - она распадается. Я, к примеру, люблю читать про мозг, знаю немного про темные паттерны и когнитивные искажения, поэтому ожидал, что вы это всё в статье и увяжете. Хотя бы на уровне книги Думай медленно, решай быстро. Но вот вы рассказали про мозг, потом про психогеометрию, чем бы она там не была, потом про то, что вы уже долго в дизайне...а где же смысловая нагрузка, каков посыл статьи? Ну, кроме ссылки на канал, конечно.

1

А дайте ссылку почитать чтонить по теме интересное? Черниговскую смотрела (огнище) и пыталась читать (но не вывезла).

Спасибо за статью! Интересно взглянуть на дизайн со стороны психологии. И кстати, манипуляции в рекламе замечаю часто👌

1