Что о ваших сотрудниках расскажет уровень удовлетворенности, мотивации, лояльности и выгорания. P.S.: делимся анкетой

Мы провели опрос сотрудников на выявление уровня удовлетворенности, лояльности, мотивации и выгорания. Выявили много новых точек роста для компании. В конце статьи расскажем, какие меры можно предпринять, если ваша компания оказалась в похожей ситуации.

Любая компания, внутри которой сформирована команда, рано или поздно осознает важность роста своей команды. На первый взгляд, может казаться, что в межличностной коммуникации проблемы отсутствуют. Но коллектив – это живой организм, со своими плюсами, недостатками и кризисами.

Вы каждый понедельник встречаетесь на планерке, улыбаетесь друг другу и киваете, мол, «Да-да, дела в порядке, да и я тоже». А потом один за одним сотрудники начинают высказываться:

  • «Я плохо сплю из-за рабочих задач и нервничаю днем»
  • «Я больше не верю в то, что делаю»
  • «Моя работа хоть когда-то получит признание? !»
  • «Я отрабатываю две недели и ухожу»

Климат команды – движущая сила, которую нужно «держать на пульсе». В DocStarClub мы решили не додумывать за сотрудников и провести среди них опрос. Готовы поделиться с вами нашим опытом, смыслами и полезными советами.

Первое правило опроса сотрудников – анонимность

Существует альтернативное мнение о том, что опрос респондентов поможет понять, «у кого что болит» и воздействовать точечно. Но будьте уверены – вы окажетесь в клетке лести, с оценками «Все супер! Готов на руках носить любимых коллег!». А это, чаще всего, не соответствует действительности.

<p><i>Вот такая у нас была шапка. Можете вдохновляться :)</i></p>

Вот такая у нас была шапка. Можете вдохновляться :)

Проведите опрос в безопасном с точки зрения анонимности сервисе, например, Google Forms. Делать опросы на сенситивные (чувствительные) темы, где не на каждый вопрос сотрудник будет готов искренне отвечать однозначно не стоит в рабочем чате в WhatsApp, Telegram etc.

Второе правило опроса сотрудников – добровольность

Не стоит требовать каждого отложить все дела и прямо сейчас ринуться заполнять опрос. Будет более результативно, если руководитель кратко расскажет, зачем проводится опрос и что это не «вычисляем, кого уволить за недовольство», а наоборот – «пытаемся понять, где что-то идет не так и исправить это». Так вы покажете, что опрос – это не обязаловка, а благо для сотрудников. Дедлайн все же стоит поставить!

Третье правило опроса сотрудников – а что вы в действительности хотите узнать?

Можно сколько угодно задавать вопросы из разряда: «Нравится ли вам у нас работать?». И предлагать варианты ответа:

  • Да!
  • На пути к этому
  • Пока не очень, но проблема, наверное, во мне

Тут же возникает еще одно правило: дайте сотрудникам возможность быть максимально честными. Добавляйте варианты ответов «Ужасно», «Отвратительно» и прочие для того, чтобы не форсировать среднюю температуру по больнице. Во многих вопросах мы использовали уже устоявшуюся в исследованиях порядковую 5-балльную шкалу Лайкерта, по которой респонденты оценивали свое согласие или несогласие с утверждениями, отмечали, насколько для них важны те или иные параметры.

С честностью разобрались. Переходим к цели.

Что вы действительно хотите узнать у ваших сотрудниках?

  • Довольны ли они зарплатой?
  • Адекватен ли рабочий график?
  • Посильна ли нагрузка?
  • Что могло бы мотивировать их лучше работать?
  • Насколько они лояльны компании?

Мы решили, что хотим выяснить уровень удовлетворенности сотрудников работой в компании и понять, что именно положительно или негативно влияет на удовлетворенность. Также мы исследовали лояльность, поскольку она напрямую связана с устойчивостью и стабильностью команды. Мотивация – двигатель прогресса желания сотрудников работать. Мы хотели понять уровень мотивации на данный момент, чтобы впоследствии усилить ее. И финальный пункт в анкете, но не последний по значимости – уровень выгорания (морального и физического истощения) , который при высоких показателях может привести к тому, что сотрудник просто «выключится» из работы – у него не будет никаких внутренних ресурсов на деятельность.

Итак, мы разбили все важные для нас вопросы в 4 блока.

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Исследование удовлетворенности

Мы начали с простого вопроса – «Насколько вы довольны работой в целом?». Варианты ответов дали по Лайкерту:

  • Полностью доволен
  • Скорее доволен
  • Затрудняюсь ответить
  • Скорее недоволен
  • Абсолютно недоволен

Вопрос был закрытого типа (можно было выбрать только один вариант ответа) и показал достойные результаты.

<i>Слайд из отчетной презентации</i>
Слайд из отчетной презентации

Далее нам было необходимо определить, чем именно сотрудники довольны, а чем – нет.

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Больше всего сотрудники DocStarClub удовлетворены отношениями с руководителем (4,7). Мы считаем, что добились такого показателя благодаря структуре управления, где каждый может напрямую коммуницировать с руководителем: предложить идею, выразить жалобу, поблагодарить. DSC – это равноправная территория совместных решений и взаимоответственности под руководством опытных, открытых лидеров.

Меньше всего сотрудники удовлетворены графиком работы (3,5) – поскольку в DSC отсутствует нормированное рабочее время, это может говорить о том, что сотрудники нуждаются в улучшении навыка тайм-менеджмента для того, чтобы грамотно распределять личное и рабочее время. Также возможной мерой является распределение задач таким образом, чтобы выходные были не нагружены.

Исследование лояльности

Мы уже объяснили, для чего это нужно. Теперь расскажем, как это сделать.

Для начала, мы задали простой вопрос: «Довольны ли Вы тем, что выбрали DSC в качестве места работы?»

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Результаты порадовали, но потребовали уточнения. Как бы так не очевидно узнать уровень лояльности?

Эврика! Америка давно открыта, велосипед изобретен, и способ определения лояльности сотрудников тоже – индекс eNPS (Employee Net Promoter Score) . Достаточно задать всего один вопрос сотрудникам:

  • С какой вероятностью Вы бы рекомендовали работу в DSC (меняйте название на ваше) своим друзьям и знакомым, обладающими нужными компетенциями?

Оценка дается по 10-балльной шкале, где 1 – маловероятно, а 10 – крайне вероятно. В итоге мы получаем шкалу, где каждому баллу соответствует процент сотрудников, которые за него «голосовали».

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Критики – те сотрудники, которые, вероятно, будут конфликтовать с интересами компании, они не удовлетворены работой и, возможно, уже ищут новое место.

Пассивные – те, кто не критикуют, но и не рекомендуют место работы, они могут уйти, если появится вакансия интереснее.

Адвокаты – сторонники, промоутеры, очень лояльные к компании, они будут рекомендовать ее и не собираются менять место работы.

Для того, чтобы рассчитать индекс лояльности, необходимо из адвокатов вычесть критиков. В нашем случае получился 76,5%, что является отличным результатом, потому как индекс eNPS может варьироваться от -100% до +100%.

Наконец, мы выяснили, что влияет на лояльность сотрудников.

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Повторяющиеся пункты, заработную плату и уровень нагрузки мы выделили красной ручкой.

Рекомендация: полезно задавать следующие вопросы, предполагающие развернутый ответ:

● Кратко опишите, чем занимается компания и почему она, по Вашему мнению, лучше или хуже аналогичных (помогает определить, понимает ли сотрудник суть компании и ее отличия от конкурентов)

● Что бы вам хотелось исправить в компании (этот вопрос действительно помогает «нащупать» пробелы)

● Что бы вы никогда не стали менять в компании (определяем то, что ценят сотрудники)

Исследование мотивации

Мотивация, помним, двигатель чего. Мы решили узнать, какое место работа занимает в жизни сотрудников.

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Мы поняли, что сотрудники (если не слукавили) в абсолютном большинстве карьеристы, деятели и сами по себе имеют высокую степень мотивации. Однако, ошибочно будет решить, что сотрудники и так достаточно мотивированы – сложить руки за шею и закинуть ноги на стол в ожидании утренней новостной сводки «Компания N побила рекорды Amazon и Google. Поговаривают, дело в мотивированных сотрудниках».

Сотрудников необходимо поощрять за перевыполнение плана, за успешную реализацию проекта, за свежие и рабочие предложения. Так наши коллеги будут чувствовать, что они нужны и важны для компании.

<i>Слайд из отчетной презентации</i>
Слайд из отчетной презентации

Как ни крути, а свой вклад в работу сотрудники оценивают в том числе в материальном плане – им важен уровень оплаты труда, а способом поощрения является материальное вознаграждение: премия или повышение зп. Тем не менее, немаловажным для сотрудников является аспект руководителя – сотрудники хотят чувствовать одобрение со стороны начальства.

Индекс выгорания

Мы на удаленке – поэтому вопрос выгорания, то есть, эмоционального истощения, является для нас крайне «больным». Мы не видим наших сотрудников face-to-face, поэтому не всегда можем «нащупать» их переживания. Выявлять уровень выгорания – крайне полезна практика, которую мы советуем проводить всем время от времени (и отслеживать в динамике) .

Мы давали несколько утверждений о стрессе, сне, переработке и прочем. Оценивали также по шкале Лайкерта.

<p><i>Слайд из отчетной презентации</i></p>

Слайд из отчетной презентации

Общий уровень выгорания сотрудников DSC составляет 2,4 балла, что интерпретируется как пониженный, но близкий к значимому. Мы обратили особое внимание на показания стресса и нервного напряжения превышали не только медиану баллов внутри ответов, но абсолютную медиану, также значимыми оказались факторы переработки и плохого сна из-за работы.

Что мы поняли о себе

Из хорошего:

  • Коллектив, отношения с ним, атмосфера
  • Руководитель и отношения с ним
  • Поддержка сотрудников
  • Ощущение значимости и ценности собственной работы, признание
  • Мотивированные сотрудники-карьеристы
  • Ценности, миссия компании, ее амбиции и целеустремленность

Над чем важно поработать:

  • Информирование о решениях и других вопросах, касающихся рабочей деятельности
  • Порядок и система
  • График работы
  • Рабочая нагрузка
  • Уровень оплаты труда
  • Отсутствие встреч оффлайн

Что мы уже ввели в работу

Ограничили время общения в чатах. Да-да, для каких-то компаний это «гигиенические требования» (дефолтные условия) , но с нашей спецификой обязательно появляются и в 6 утра, и в 12 ночи сообщения, которые связаны с работой. Кроме того, вы видели в предыдущих частях статьи – у нас работают карьеристы. Мы это ценим, и вместе с тем считаем, что те, у кого «горят глаза» в 12 ночи не должны мешать тем, что в это время хочет закрыть глаза и лечь спать.

Перевели планирование проектов и постановку задач, а так же в целом командную работу в систему YouGile. Пока тяжко… Но мы стараемся следовать оговоренному принципу работы с досками, задачами, подзадачами, описанием и прочим… и прочим… и прочим… Это помогает нам создать системность и дать ясность, относительно того, у кого какие роли в задачах. Кстати, в чатах привычных нам мессенджеров стали коммуницировать меньше: )

Над чем мы работаем

  • Разрабатываем стратегический план распределения нагрузки сотрудников
  • Планируем разные активности на тимбилдинг
  • In general: улучшаем климат внутри команды

Вместо заключения

Вот почему важно проводить опросы. Мы подозревали, и наши опасения подтвердились – у нас проблемы с системностью, порядком и нагрузкой. Теперь мы знаем, что с этим делать.

Советуем и вам провести опрос сотрудников. Мы сделали для вас шаблон – можете скопировать форму, которую мы распространяли среди коллег, и адаптировать для своей компании.

Пишите комментарии, если вам есть, что сказать по этому поводу.

22