Пошаговая инструкция для линкбилдеров: от видов ссылок до аутрича. Хорошая теория для хороших SEO-спецов

Поисковые системы имеют собственные алгоритмы для избирательного ранжирования. На продвижение в ТОП выдачи влияет множество факторов. В этой статье мы дадим хорошую теоретическую базу по группе ссылочных факторов ранжирования. О них, методах линкбилдинга, скоринге — об этом рассказывал Senior Global SEO Analyst компании SEOWORK Владислав Осадчий на прошедшем воркшопе, на основе которого написан материал.

Здесь мы опишем базовые вещи, которые нужны для обучения команды линкбилдеров (и в целом для понимания схемы работы с ссылками). Статья хардкорная, материал изложен очень подробно. Поехали!

Ссылочные факторы ранжирования

Для чего нужны ссылки в SEO? В рамках продвижения проекта каждая страница сайта обладает определенным весом в интернете. Чтобы понимать, какое влияние на поисковик оказывает любая страница, воспользуйтесь специальной формулой. PageRank (PR) – запатентованная формула расчета веса страниц в интернете:

PR(A) = (1-d) + d (PR(T1)/C(T1) + … + PR(Tn)/C(Tn))

Для расчета используются значения:

  • A – документ
  • d – фактор демпфирования (вероятность перехода пользователя на документа)
  • n – множество документов, ссылающихся на A
  • PR(T1-n)– количество ссылок ссылающихся на документ
  • C1-n – количество исходящих ссылок из любого документа множества n
<i>Как работает и рассчитывается PageRank (PR)</i>
Как работает и рассчитывается PageRank (PR)

Перелинковка документов действительно важна для продвижения в поиске и корректной работы сайта. Далее рассмотрим виды ссылок, и как они влияют на ранжирование.

Виды ссылок

В зависимости от атрибута:

  • rel="nofollow“ – Preventing Comment Spam (Спам в комментариях). Атрибут появился в 2005 году с целью борьбы со спамом в комментариях. Если собираетесь заниматься краудмаркетингом, обратите внимание: движки большей части форумов по умолчанию настроены таким образом, что пользовательские ссылки сопровождаются этим атрибутом. Считается, что ссылочный вес они не передают (хотя это не совсем корректно, но разберем ниже).
  • rel="ugc“ – User Generated Content (Пользовательский контент). Появились пару лет назад. Подобные атрибуты +/- то же самое, что и "sponsored“: используются для рекламы. В документации Гугла прямо указывается, что ссылки в рекламных и промоушен-статьях необходимо проставлять с атрибутом "ugc“.
  • rel="sponsored“ – Advertising and Sponsorship (Реклама). При работе с аутричем и краудом "ugc“ и "sponsored“ приравниваются к "nofollow“ (т.е. при взаимодействии с вебмастерами наши специалисты отдельно оговаривают, что данных атрибутов на ссылках быть не должно).

Что касается атрибута rel="follow“, то его также можно использовать, если хотите, чтобы ссылка передавала вес. Исходя из опыта – главное, чтобы не стояли rel="ugc“ и rel="sponsored“.

<i>Комментарий эксперта по поводу использования атрибута "follow“</i>
Комментарий эксперта по поводу использования атрибута "follow“

Отдельно выделяют ссылки безанкорные и анкорные.

Безанкорные содержат формальный ссылочный текст. К примеру, на сайте это может выглядеть как «заказать услуги аналитики вы можете в агентстве https://seowork.ru/». Виды безанкорных ссылок:

  • URL – используется для крауда, в сабмитах;
  • картинка;
  • брендовый анкор – нужны для того, чтобы по витальным запросам выводить организацию в ТОП поисковой системы
  • общие запросы (тут, здесь, по ссылке, источник) – мы не используем, т.к. в обновленной документации Google не рекомендует проставлять here, there, source и т.д. для диверсификации ссылочного профиля.

Анкорные содержат определенную фразу (как правило, это ключевой запрос). К примеру, на сайте это может выглядеть как «заказать услуги аналитики». Есть 2 варианта:

  • Прямой: купить кольцо, золотое кольцо.
  • Разбавка: красивые кольца из драгоценных металлов в ювелирном магазине.

При составлении ссылочной стратегии важно учитывать, какая часть вашего анкор-листа имеет прямое вхождение, а какая будет использоваться в качестве разбавки. Мы в своих стратегиях придерживаемся правила, что прямые анкоры используем при получении ссылок с самых жирных доноров (т.е. если мы хотим вытащить по-максимуму линкджус / ссылочный сок донора). Не нужно тратить ресурсы на разбавку.

Разметка для работы линкбилдеров:

  • BBcode: [url=https://ru.wikipedia.org]Текст[/url] – bulletin board code. Используется, если не получается вставить ссылки посредством HTML (на форумах, рекламных площадках и т.д.).
  • HTML: <a href="https://ru.wikipedia.org">Текст</a>. Классический вариант оформления ссылок.

Факторы ранжирования

Факторов ранжирования в поисковой системе Google больше 200 (более подробно можете почитать Google’s 200 Ranking Factors: The Complete List (2022)). Но основные из них, которые мы учитываем в работе при скоринге и аутриче:

  • Возраст донора/возраст ссылки
  • Качество донора
  • IP адреса доноров
  • Региональность доноров: .pw, .in, .tk (gTLD/cTLD).
  • Ссылки с сайтов под санкциями
  • Тематичность донора
  • Динамика ссылочного профиля
  • Анкоры.

Возраст донора/возраст ссылки

В SEO-сообществе принято считать, что Дж. Миллер недоговаривает определенные моменты, связанные с продвижением. Мы считаем, что это из-за неправильной трактовки.

К примеру, скриншот с твиттера Дж. Миллера, где спрашивают о том, имеет ли значение возраст домена. Эксперт отвечает, что не имеет.

<i>Влияние возраста домена на ранжирование</i>
Влияние возраста домена на ранжирование

Почему так и почему это может быть правдой? Дело в том, если у вас с даты регистрации домена прошло несколько лет, но все это время он лежал мертвым (нет ссылочной истории), само собой, это не будет иметь значения для ранжирования. Поисковая система Гугл оценивает траст с точки зрения возраста домена на основании того, как давно он нашел ссылку на данный ресурс.

Узнать больше о том, как определяется возраст, можно в материалах (они на английском языке):

Количество доменов

Исследование Backlinko показывает прямую зависимость: чем больше у домена ссылок, на него ссылающихся, тем выше позиции в ПС Гугл. Результаты получены на основании анализа более 13 млн доменов.

<i>Влияние ссылок на продвижение в Google</i>
Влияние ссылок на продвижение в Google

На основе анализа ссылочного конкурентов можно составлять собственную стратегию (какой у них был прирост, какие ссылки использовались и так далее).

IP-address

Важно, чтобы ссылочный профиль в рамках IP-адресов доноров, с которых идут ссылки, различался (для проверки используется Referring C-subnets от Majestic).

<i>Referring C-subnets (Majestic)</i>
Referring C-subnets (Majestic)

Как это работает? К примеру, у вас есть хостинг, у хостинга есть сервера, и все это находится в одном месте. Вы разместили несколько доменов, подняли сетку… и IP-адреса примерно расположены в одном месте. Поисковая система по IP-адресу понимает, что у вас сетка сайтов, с которой вы проставляете ссылки. Это может вызвать подозрения у ПС. Кстати, именно этот фактор имеет значения при построении сети PBN (Private Blog Network).

В работе используем SUSP3 – это правило линк-детокса (ссылка, которая ссылается на ваш документ, имеет сама на себя 10 ссылок из одной подсети С-класса). В данном случае важно учитывать, что PBN (Private Blog Network) может быть даже не вашим. Т.е. негатив могут принести гостевые посты.

Если нужно вывести сайт из-под ручных санкций за наращивание ссылочного, используем данное правило и основанные на нем тулзы.

<i>Правило SUSP3</i>
Правило SUSP3

Региональность донора

Если мы работаем по Австралии (условно), то не стоит использовать топ-левел домены из других гео (особенно другой языковой группы).

К примеру, у вас сетка Новая Зеландия – Канада – Австралия, а линкбилдер предлагает для скоринга топ-левел домен Канады. Логично было бы заключить соглашение на гостевой пост по Канаде. Если работаете только по Австралии, то ничего страшного в использовании донора из Канады нет: мы работаем в рамках одной языковой группы.

<i>ТОП гео (CTLD – Сountry Top-Level Domain, домен верхнего уровня страны)</i>
ТОП гео (CTLD – Сountry Top-Level Domain, домен верхнего уровня страны)

В чем минус использования сайтов с топ-левел доменом других гео? Сам трафик и его происхождение. При скоринге нужно просматривать каждый сайт, что отнимает ресурсы. Очень много сеток из Индии, Пакистана и других стран, созданных с целью монетизации как раз за счет продажи ссылок.

Рекомендация специалиста: даже если ресурс кажется хорошим и имеющим трафик, всегда смотрите происхождение этого трафика! Если он из Индии, есть риск столкнуться с переходами, но многочисленными отказами. Что касается ресурсов с топ-левел доменом заморских территорий или специфических юрисдикций (Палау, Ниуэ, Токелау и т.д.), лучше на них тоже ставить фильтр. Домен-рейтинг у них меньше единицы, т.е. работа с подобными ресурсами может принести больше вреда, чем пользы.

Пошаговая инструкция для линкбилдеров: от видов ссылок до аутрича. Хорошая теория для хороших SEO-спецов

Гео Палау (Микронезия) – pw

Анкор

Anchor text является фактором, который учитывается при расчете веса документа. На скриншоте представлены примеры, как могут выглядеть прямые анкоры, разбавка и другие.

<i>Влияние Anchor text на вес документа</i>
Влияние Anchor text на вес документа

При составленные стратегии важно ориентироваться на то, что у конкурентов в ТОПе (процент прямых анкоров, процент безанкорки, дофоллоу/ноуфоллоу и другие). Есть ниши, где анализировать конкурентов сложнее из-за того, что ссылки закрыты. Типичный пример – гемблинг. Более детально об этом поговорим во второй части.

Кроме анкора, важно окружение (анкорный текст и самое местоположение ссылки на странице). Чем выше ссылка, тем лучше. Как правило, гостевые посты стараются ставить в первом или втором абзаце. Размещение в начале текста дает и еще одно преимущество: ссылка попадает в краткое описание новости / поста и идет на главную страницу (но зависит от настроек ресурса). При работе с веб-мастерами также важно оговаривать условия: как долго будет висеть ссылка на главной (нам нужно 12 часов и более), где будет размещаться, в каком окружении и так далее.

Динамика ссылочного

Динамика подразумевает то, как происходит наращивание ссылочного.

<i>Пример динамики ссылочного</i>
Пример динамики ссылочного

Команда линкбилдеров должна иметь пошаговую инструкцию с параметрами скоринга (доноры от 20 до 75, аналитика их прироста и так далее).

Кстати, важно уметь разбираться в диаграммах и графиках. Скриншот ниже – это не дорвеи, а подклейка.

<i>Как выглядит динамика ссылочного при подклейке</i>
Как выглядит динамика ссылочного при подклейке

Тематичность

В качестве примера можно посмотреть решение одной из партнерок. Как правило, партнерские сети позволяют размещать у себя на сайтах ссылки на продукты (в нашем случае – на казино). В результате у нас ряд преимуществ: ссылка идет с главной, она тематичная, получить ее достаточно просто.

<i>Ссылка на казино на сайте партнерской сети</i>
Ссылка на казино на сайте партнерской сети

Есть еще один пример из Ahrefs, связанный с тематичностью. В данном случае можно увидеть, как команда продвижения работает с гостевыми постами. Пример показателен с точки зрения тематичности ссылок.

<i>Пример тематичности размещения ссылки</i>
Пример тематичности размещения ссылки

Все гостевые посты не просто про казино, а про Safe online casino. Тематичность важна не только в рамках хоста (как в примере выше с партнерской программой и онлайн-гемблингом), но и в рамках самого URL.

Качество донора

Смотрим происхождение трафика по Ahrefs и количество страниц в индексе по Majestic. Для доноров с низкими показателями используем Similarweb (зачастую не отображает данные). Но в данном случае нам важно применять все доступные инструменты для анализа качества донора при скоринге. На основе комплексного анализа можно отсеять те, которые по каким-то причинам нам не подходят.

<i>Оценка качества донора (скоринг)</i>
Оценка качества донора (скоринг)

Если говорить про нашу команду, то Head of Linkbilders получает ссылки на страницы с описанием параметров. Задача руководителя отдела аналитики – провести вторичный скоринг. К примеру, по параметрам у сайта все в порядке, а Head of Linkbilders после перехода видит, что у него на главной портянка на онлайн-казино или в футере нет социальных сетей (стоят болванки), или отсутствует политика конфиденциальности, или нет раздела «О нас».

На второй ступени скоринга глава отдела понимает, что донор некачественный, работать с ним не будем. В теории такой ручной вторичный отбор кажется сложным, но для специалиста с опытом подобный скоринг занимает буквально пару секунд. Когда есть опыт и насмотренность, отсев некачественных доноров происходит по щелчку пальцев (даже по отдельным элементам дизайна уже можно понять, что перед нами какая-то сетка).

Типы ссылок

С основными факторами ранжирования разобрались. Теперь переходим к типам ссылок и тому, как правильно с ними работать.

Сабмиты

Это все те ссылки, которые можно проставить руками без взаимодействия с веб-мастерами напрямую.

У нас есть несколько типов, с которыми мы работаем.

Тип №1 – безанкорные сабмиты. Типичные примеры:

  • справочники;
  • сайты с отзывами;
  • карты.
<i>Примеры размещение безанкорных сабмитов</i>
Примеры размещение безанкорных сабмитов

Плюсы – относительная дешевизна при максимальной естественности. В то же время важно учитывать и минусы: мы ограничены в объеме и работаем только с безанкорными ссылками. Ссылки подобного типа используем в основном для диверсификации профиля (когда нужно достичь определенного соотношения дофоллоу/ноуфоллоу, анкорки/безанкорки). Существуют сервисы, которые помогают автоматизировать эти процессы.

Тип №2 – сабмиты для прокачивания рейтинга автора. Используем не для прокачивания страниц, а для рейтинга определенного автора. Если у нас создана фейковая персона, от имени которого публикуется контент, необходима прокачка ее рейтинга.

Почему это важно? Сделаем отступление и попытаемся разобраться в работе поисковой системы Google. Каждый человек в ней представляет определенную сущность. К примеру, Дж. Миллер – эксперт в области SEO, у которого есть панель в графе «Знания», тематические публикации и т.д. Поисковая система Гугл понимает, что это за персонала, чем занимается. Если ввести поисковый запрос с именем и фамилией этого эксперта, система покажет его фото, контакты и даже сгенерирует описание деятельности. Если Дж. Миллер будет писать на ваш сайт контент по SEO-тематике, Google выше оценит этот документ. Само собой, если Дж. Миллер будет писать про онлайн-казино или теннис, влияние будет намного ниже.

Из этого отступления важно вынести ключевую информацию: автор вашего контента должен быть «прокачен». Способов, как сделать это, масса: заполненный профиль в Facebook, аккаунт в LinkedIn и другие. Для белых ниш прокачивание аккаунтов не всегда актуально. К примеру, иногда проще связаться с экспертом и договориться о партнерском материале.

Если говорить про прокачку авторов, то используем сервисы вроде:

  • fl.ru
  • kwork.ru
  • upwork.com
  • freelancer.com
  • guru.com
Пошаговая инструкция для линкбилдеров: от видов ссылок до аутрича. Хорошая теория для хороших SEO-спецов

Тип №3 – прогоны по по WEB 2.0. Ссылки, которые можно получать практически в неограниченном количестве, создавая аккаунты на бесплатных или платных платформах.

Правда, ссылочный вес они не передают, а больше используются для прокачки рейтинга автора.

Пошаговая инструкция для линкбилдеров: от видов ссылок до аутрича. Хорошая теория для хороших SEO-спецов

Мы в SEOWORK не занимаемся так называемыми «прогонами по WEB 2.0», но для некоторых проектов это может сработать (хоть и с оговорками).

Аутрич и каким он бывает

С классификацией ссылок разобрались, теперь рассмотрим их применение. Как размещать ссылки? В рамках взаимодействия с вебмастером используем 3 формата:

  • Guest Posting (гостпосты, гостевые посты). Написание новой статьи на сайт / сетку сайтов с анкором.
  • Link Insertion (линк инсершен). «Инъекция» – вставка ссылки в уже существующую статью.
  • Link Exchange (линк эксчендж). Обмен ссылками.

Есть и другие интересные форматы, о них подробнее ниже.

Guest Posting: хитрости гостевого постинга + готовый шаблон

Вот как выглядит типичный пример гостевого поста на 1 000 слов. У нас 2 прямых анкора «secure online casino» и «this security measures».

<i>Как выглядит гостевой пост со ссылками</i>
Как выглядит гостевой пост со ссылками

В каком формате происходит взаимодействие? Ниже представлен скриншот с платформы Bactrim, которая как раз и используется для проведения аутрич-кампаний и отслеживания KPI линкбилдеров. Сервис позволяет мониторить оплаты ссылок, не удалены ли они и так далее. Но на рынке есть и другие аналогичные продукты.

<i>Шаблон для работы с гостевыми постами</i>
Шаблон для работы с гостевыми постами

Что касается шаблона работы, то он стандартный. Давайте рассмотрим основные моменты:

  • Персонализация. Бастрим позволяет добавлять в шаблон переменные {name} и {web-site}, чтобы отправлять персонализированные сообщения.
  • Время отправки. Темплейт позволяет настраивать время отправки (чтобы не произошла ситуация, когда вы делаете рассылку в пятницу вечером по местному времени Австралии или США, за выходные в почту адресата падает еще 100 писем, а ваше в результате теряется).
  • Отправка повторных сообщений. Также мы внедрили систему «догоняющих писем» (1, 2, 3). Если ответа от респондента нет, через 2-3 дня в зависимости от настроек шаблона будет автоматическая отправка повторного сообщения.

Исследования показывают, что оптимально использовать не больше 3-х писем. Средний респонс-рейт составляет около 30%. Т.е. если в результате рассылки вам отвечает 1 из 3, это уже хороший результат (но есть даже ситуации, когда респонс-рейт достигает 50%, т.е. отвечает каждый второй).

Link Insertion (линк инсершен): ищем донора для «инъекции» и экономим бюджет

Есть ресурсы и веб-мастеры, которые не соглашаются на гостевые посты, а предлагают только линк инсершен (или наоборот). Как правило, Link Insertion стоит дешевле по сравнению с гостевыми постами, т.к. трудозатрат меньше. Не всегда линк инсершен актуален: к примеру, целесообразно заказывать вставку ссылок в постах, которым больше 3-х лет.

<i>Пример Link Insertion – размещения ссылки</i>
Пример Link Insertion – размещения ссылки

К примеру, у нас ситуация, когда веб-мастер не согласен на гостпосты, но предлагает Link Insertion. Что делать в таком случае? Задача линкбилдеров – найти трафиковые статьи, в которых можно разместиться и получить переходы. Линк инсершен на мертвых страницах нецелесообразен.

Но есть и другие подводные камни. К примеру, искомый ресурс прошел все проверки в Маджестике и других сервисах, но вы заходите на Top pages и видите, что 95% трафика приходится на 1 страницу. Здесь явно что-то не так: возможно, стоит использовать другие источники. Ниже скрин, как выглядит пример адекватного распределения трафика.

<i>Донор для Link Insertion и анализ распределения трафика</i>
Донор для Link Insertion и анализ распределения трафика

Link Exchange (линк эксчендж): меняемся ссылками и обходим конкурентов

Считается, что метод запрещен (как и покупка ссылок в целом), но его используют.

В данном примере мы видим 2 сайта, которые ссылаются друг на друга.

Пример Link Exchange – обмена ссылками
Пример Link Exchange – обмена ссылками

Как упростить работу линкбилдеров: парсите лягушкой страницы конкурентов и смотрите, на кого они ссылаются. Проанализируйте полученные данные. Если сайт ссылается на донора, и этот донор есть в Ahrefs, то потенциально его можно использовать.

Skyscraper Linkbuilding (скайскрэппер линкиблдинг): тонкости “белого” линкбилдинга

Абсолютно белый способ линкбилдинга, придуманный Брайном Дином. Про Skyscraper Linkbuilding многие не знают, т.к. часто не принято работать подобными методами. В чем заключается суть?

  • Найти релевантный Вашей нише контент.
  • Найти тех, кто ссылается на этот контент
  • Сделать контент лучше.
  • Написать тем, кто ссылается, с предложением поставить ссылку на нас вместо тех, на кого ссылаются сейчас.

Брайн Дин указывает, что такой метод сработал. С 226 емайлов он получил 15 ссылок, т.е. выхлоп оказался хорошим. Но важно учитывать, нюансы:

  • авторитет Брайна Дина мог повлиять на количество откликов;
  • линкбилдеры работают в условиях достаточно жестких KPI, поэтому на подобные схемы взаимодействия может не оказаться времени и ресурсов (грубо говоря, нужно написать материал – предложить его – дождаться ответа и согласия со стороны веб-мастера – разместиться).
<i>Список доноров для Skyscraper Linkbuilding</i>
Список доноров для Skyscraper Linkbuilding

404: находим битые ссылки и получаем профит

Через Ahrefs находим битые ссылки по вашей тематике (иногда встречаются даже возможности разместиться в Википедии).

Дальше пишем владельцу ресурса с указанием возможности разместить на месте битой ссылки наш контент, подходящий по тематике.

Сотрудничество может быть за плату или бесплатным.

Вывод:

Первостепенная задача линкбилдинга — наращивание качественной ссылочной массы. В зависимости от типа вашего eCommerce выбирайте сайты-партнеры с хорошей репутацией, а вместе с тем работаете над контентом своего проекта. Такие простые истины гарантируют вам качественный трафик и повышение узнаваемости бренда.

Вам не обязательно быть экспертом в области линкбилдинга и вести проект самостоятельно. Аналитики SEOWORK предоставляют услуги консалтинга! Вы можете почитать наши кейсы здесь и еще здесь. Хотите качественный трафик для вашего ecom? Пишите help@seowork.ru

2121
18 комментариев

Вроде всё правильно, а начинаешь внимательно читать и как-то расстраиваешься)
Вот к примеру "Кстати, важно уметь разбираться в диаграммах и графиках. Скриншот ниже – это не дорвеи, а подклейка.Как выглядит динамика ссылочного при подклейке"

на представленном графике из ахрефса показан график "Referring domains" - The total number of unique domains linking to your target.

То есть на приведённом графике видно, что налили одномоментно туеву хучу ссылок - то ли веб 2.0, то ли просто индусятины закупили, но это никак не подклейка.

Вам надо было приводит ещё и график изменения DR - резкие ступеньки вверх, при неизменных показателях количества ссылок и доменов

приложил график - в кружочках указаны подклейки, которые потом благополучно отклеили)

3
Ответить

Надо смотреть обновлял ахрефс в этих датах алгоритмы подсчета или нет https://ahrefs.com/blog/category/product-blog/

2
Ответить

очень объемный материал, не осилил сразу, взял в закладку вечером почитаю. А разве за ссылки не банят?

1
Ответить

Согласно документации Google предусматриваются ручные санкции за покупку и ручные санкции за продажу ссылок. При некомпетентном подходе к ссылочной стратегии, безуловно, можно их получить.

В то же время согласно официальной док-и "Реклама является неотъемлемой частью веб-экономики" для этого были введены в т.ч. и "sponsored" значения атрибута rel

1
Ответить

за материал спасибо, сделала ряд открытий для себя, но такое ощущение, что работа с ссылками это тонкий лёд

1
Ответить

Это технология. Вилкой тоже можно наворотить.

Ответить

Дж. Миллер – эксперт в области SEO, у которого есть панель в графе «Знания», тематические публикации и т.д. Поисковая система Гугл понимает, что это за персонала, чем занимается. Если ввести поисковый запрос с именем и фамилией этого эксперта, система покажет его фото, контакты и даже сгенерирует описание деятельности

Ответить