CV для западного IT-рынка: пошаговая инструкция, которую надо повесить в рамку

CV для западного IT-рынка: пошаговая инструкция, которую надо повесить в рамку

“Я ищу работу за рубежом и отправил 200 откликов на вакансию, но меня не зовут на собеседование. Да мне вообще не отвечают на мои отклики! Что я делаю не так?”

Чем западный найм принципиально отличается от российского и как адаптировать резюме под зарубежный рынок с учётом этих отличий?

Мы решили запустить для вас серию статей про трудоустройство за рубежом. За основу взяли наш подкаст «Собес» — в каждом эпизоде которого мы рассматривали процесс трудоустройства с разных сторон на примере разных героев. А о том, как писать CV для западного рынка, нам рассказал проджект из Финляндии (но этот опыт универсальный и не ограничивается только этой страной).

Шаг 1: избавляемся от лишнего

1. Фотография и личная информация (возраст, семейное положение, наличие домашних питомцев)

Среди российских работодателей оценивать кандидатов по «горящим глазам» на фото или постам в социальных сетях — норма. Но в Европе и США принято разделять личное и рабочее.

Большинству западных компаний достаточно информации, продающей вас как специалиста. Личные данные только занимают место и потенциально могут добавить предвзятости при оценке вас как специалиста.

Фотография не обязательна, либо она должна быть в сугубо деловом формате.

Личные данные убирайте совсем, как и всё то, что не презентует вас, как специалиста.

2. Прямое указание на уровень (junior/middle/senior)

Для большинства профессий эта градация довольно условна и может варьироваться от страны к стране и от компании к компании.

Чтобы рекрутер не счёл вас избыточно или, наоборот, недостаточно компетентным специалистом, указывайте в резюме свою специальность без ранга. Если вы откликнитесь на вакансию, будет подразумеваться, что вы её оценили, и она подходит вам по уровню.

3. Вода/откровенно очевидные вещи

Например, фраза «ищу работу в Финляндии» не несёт никакой смысловой нагрузки в отклике на вакансию финского работодателя. А строчка про «свободный английский» странно смотрится в англоязычном резюме, особенно — когда речь о высокой должности в международной компании.

Разумеется, вы хотите работать в Финляндии и говорите по-английски — иначе зачем откликаться? В общем, не пишите того, что можно не писать.

4. Неизвестные работодателю названия (места работы, проекты, учебные заведения)

То, что кажется вам общеизвестным фактом, может оказаться совсем неочевидным для иностранного рекрутера.

Если речь не про Google или PepsiCo, всегда давайте ссылку на компанию, в которой работали. А ещё лучше — ёмко описывайте её прямо в резюме. То же касается неочевидных инструментов и технологий.

Названия неизвестных российских вузов можно просто опускать — достаточно обозначить профиль и уровень обучения, причём ближе к концу CV. Исключения: образование суперэлитное, либо оно очень релевантно вакансии, либо вы новичок с минимальным опытом работы.

5. Хобби/не профессиональные достижения

Не пишите в CV об увлечениях, если точно не знаете, зачем вы это делаете.

Например, иногда хобби в резюме могут выгодно подсветить ваши soft skills. Если вы дважды покорили Эверест, это может характеризовать вас как очень целеустремлённого и организованного человека.

Другой пример: вы ежегодно участвуете в Burning Man. Для руководителя консервативной госкорпорации это 100% красный флаг. А для основателя стартапа в Кремниевой долине — скорее позитивный сигнал о совпадении ценностей.

Шаг 2: добавляем недостающее

  • Вставьте краткое описание вашей экспертизы и преимуществ в самое начало резюме — это отличная возможность с ходу «зацепить» работодателя или рекрутера. Идеально, если при каждом отклике вы будете адаптировать этот текст под конкретную компанию.

  • Описывая опыт, акцентируйте внимание на том, что отражает масштаб и сложность проектов (скажем, количество людей в вашем подчинении). Рассказывайте не об абстрактных процессах, а об измеримых результатах (например, о числе внедрённых систем).

  • Включайте в CV релевантный опыт за последние 3–5 лет. Если вы в профессии недавно, стоит написать и о работе в других сферах. Важно указывать точные сроки: расплывчатые промежутки без месяцев — всегда звоночек для рекрутера. Вдруг вы пытаетесь скрыть, что не прошли испытательный срок?

Шаг 3: критически оцениваем

Как правило, рекрутер, в том числе западный, тратит на первичный скрининг резюме не больше минуты. Ваша задача — довести CV до состояния: «ёмко, коротко и без воды».

Перечитайте документ построчно, каждый раз задавая себе вопрос: «Зачем нужна эта информация? Как она отвечает именно этой вакансии?»

Лаконичное резюме на одной странице всегда будет плюсом. Особенно если в силу специальности от вас ждут конкретики и структуры.

Эти три простых шага должны помочь вам сделать так, чтобы западный рекрутер точно обратил внимание на ваше CV. А если ваш опыт чем-то отличается — обязательно расскажите об этом в комментариях.

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на наши площадки:

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR
  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»
  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите на GeekJob.ru
  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»
  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube

Приходите читать, смотреть и комментировать!

2929
23 комментария

"Если вы дважды покорили Эверест, это может характеризовать вас как очень целеустремлённого и организованного человека." - блин, то есть если всего один раз, то не характеризует, лучше не писать?...

11
Ответить

Вот позорище 🤭

12
Ответить

Вот кстати я бы такого не рискнул бы взять. Если он полез на Эверест второй раз, то не факт, что полезет и третий, а с учётом опасности такого восхождения — не факт, что не погибнет там.

6
Ответить

Конечно, ни в коем случае. Там же так и написано в статье — минимум два раза, иначе не характеризует)

4
Ответить

ну так да, не зря говорят один раз не сами знаете кто, а вот два раза уже да

2
Ответить

Достаточно странные советы для серьезного агенства.

Самый простой вариант - найти резюме специалистов из этой страны или если получится из нужной Вам компании. (LinkedIn в помощь)

Выбрать наиболее релевантное для Вас и сделать свое по аналогичному шаблону.

Обычно проблема в том, что делают простую кальку с российского резюме.

4
Ответить
Автор

Очень круто, если такой подход для вас работает!

Ответить