Доставка экзотических фруктов: сколько стоит открыть бизнес в России и как наладить поставки из Азии

Опыт четырёх российских предпринимателей.

Доставка экзотических фруктов: сколько стоит открыть бизнес в России и как наладить поставки из Азии

Начало бизнеса и инвестиции на старте

По опыту предпринимателей, запустивших бизнес по доставке экзотических фруктов, для входа на рынок достаточно зарегистрировать ИП или юридическое лицо любой организационно-правовой формы, сделать закупку пробной партии на продажу.

Затрат на аренду склада и покупку холодильного оборудования можно избежать или на первых порах использовать обычный бытовой холодильник для тестовых партий. Собственными силами можно обойтись как при разработке сайта, так и при осуществлении доставки покупателям.

«За месяц наша команда из трёх человек полностью разработала весь проект. Из инвестиций нам потребовалось около 15 тысяч рублей на все необходимые расходы», — вспоминает Эдуард Тер-Оганезов, один из основателей компании «Фрукты Жи Есть!», которая работает на московском рынке.

Если необходимо наладить прямые поставки из-за границы, нужно быть готовым к инвестициям. Закупка фруктов, оплата транспортных услуг перевозчика, затраты на складскую логистику за границей и на территории России, расходы на организацию продаж и доставку до конечных клиентов — неполный перечень того, на что будет расходоваться бюджет.

По мнению представителя компании Expo Fruits, которая доставляет фрукты по всей России, для запуска бизнеса с прямыми поставками из Таиланда может понадобиться до 10 млн рублей.

Боюсь, это не гарантирует, что товар сразу начнут раскупать. Нужно учитывать фактор высокой конкуренции, регулярно оценивать своё положение на рынке и учитывать репутацию компаний, которые представлены на рынке уже не первый год.

Бизнес специфичен, так как фрукты — скоропортящийся и нежный товар. Покупатели обоснованно будут доверять тем, у кого уже делали заказы, и тем, кто давно работает в этой сфере. Нужно быть готовым к тому, что свою клиентскую базу придётся нарабатывать и удерживать.

Виктор Ковалёв, представитель компании Expo Fruits

По мнению экспертов, ориентировочная сумма затрат на запуск составит около 1 млн рублей.

Доставка экзотических фруктов: сколько стоит открыть бизнес в России и как наладить поставки из Азии

Траты в месяц могут достигать 200 тысяч рублей.

Доставка экзотических фруктов: сколько стоит открыть бизнес в России и как наладить поставки из Азии

В первые десять месяцев работы сервис «Фрукты Жи Есть!» получал 50 заказов в месяц. При аналогичном среднем чеке заказа в 5000 рублей срок окупаемости бизнеса составит полтора года.

Со временем количество заказов будет расти: компания «Мангоед» на рынке с 2015 года, и количество розничных заказов с сайта достигло отметки в 250 заказов. В регионах спрос меньше.

Владелец компании Fruzza.ru Владимир Епанешников рассказывает, что они продают около 300 фруктовых коробок в неделю. «Большую часть, около 60%, мы реализуем в Екатеринбурге, оставшиеся 40% расходятся в других городах: Тюмени, Кургане, Перми».

Поиск поставщиков

По словам эксперта в вопросах закупки фруктов Виктора Ковалёва, организовать процесс можно двумя способами.

Первый — стать импортёром

На старте помимо финансовых затрат понадобится вложить и личное время: искать в Таиланде фермерские хозяйства с качественными фруктами и подходящими условиями сделки; подбирать складские помещения и организовывать логистику; нанимать персонал; выбирать перевозчика. Самостоятельно придётся заниматься и оформлением документов для растаможивания товара и оплатой пошлин.

«Налаживать поставки пришлось методом проб и ошибок, — рассказывает Глеб Матюхов, основатель компании “Мангоед”, которая с 2015 года импортирует фрукты из девяти стран. — Партнёров искали на выставках, через интернет. Второй вариант опаснее, так как велик риск обмана. Порой мы просто приезжали в какую-то страну, по наводке шли на ферму, знакомились. И конечно, пробовали очень много фруктов».

Сельское хозяйство — один из ключевых секторов экономики Таиланда. В нём занято около 50% населения страны. Большое количество фермерских хозяйств в Таиланде позволяет импортёрам предъявлять высокие требования к качеству фруктов. Одновременно это усложняет задачу по поиску подходящих продавцов.

«Expo-Fruits работает с несколькими фермерами, при этом мы диверсифицируем закупки. Что-то закупаем у одного фермера, что-то у другого. Это логично, ведь одни лучше выращивают манго, другие — мангустины. Если нас не устраивает качество, то мы меняем партнёра на более ответственного и предоставляющего качественный продукт», — говорит сооснователь Expo Fruits Елена Ратникова.

Участники рынка, которые импортируют фрукты самостоятельно, рекомендуют закупать от 500 килограммов за раз. При этом закупка рентабельна и имеет смысл, если компания работает не только с частными клиентами, а, например, выступает оптовым продавцом на территории России или имеет развитую торговую сеть в нескольких городах.

«В среднем, в зависимости от качества плодов и стоимости транспортных услуг, одна закупка может обойтись в 270-350 тысяч рублей», — говорит сооснователь «Фрукты Жи Есть!» Эдуард Тер-Оганезов.

По словам основателя Fruzza.ru Владимира Епанешникова, если открывать интернет-магазин в других крупных городах России с минимальными затратами, то разумнее начать с сотрудничества с российскими поставщиками.

В этом случае объём минимальной партии фруктов будет ниже, чем при покупке из-за границы, что позволит дешевле и быстрее протестировать нишу.

Так, у оптовых поставщиков можно заказать десять килограмм фруктов в ассортименте, а при импорте придётся закупить не менее 100 килограмм. Однако Fruzza.ru, которая работает сразу в нескольких городах: Екатеринбурге, Тюмени, Кургане, Перми, Челябинске и Сочи, сразу стала импортировать фрукты.

Мы спроектировали бизнес-модель так, чтобы самостоятельно ввозить фрукты. Для этого потребовалось обучиться таможенному делу и получить компетенции в ВЭДе. Мы пробовали работать с российскими оптовыми компаниями, но нас не устроило качество фруктов.

Бывает, появляется необходимость докупить какие-то позиции, тогда мы обращаемся к московским коллегам. Однако это происходит очень редко и небольшими объёмами до 100 кг. У локальных поставщиков мы ничего не покупаем.

Владимир Епанешников, основатель Fruzza.ru

Второй способ — работать с оптовыми компаниями на территории России

По данным глобальной компании по оптовой продаже Tridge, стоимость манго при закупке в Таиланде будет составлять 100-170 рублей за килограмм. Закупка у оптовых поставщиков в Москве, по данным представителей «Фуд Сити», в среднем обойдётся в 600 рублей за килограмм.

Компании, закупающие товар через оптовых поставщиков, в своих интернет-магазинах могут предлагать цены, практически не отличающиеся от цен импортёров. Однако в отдельных случаях разница может достигать 60%, отмечают владельцы сервисов по продаже и доставке фруктов.

Эдуард Тер-Оганезов рассказывает, что «Фрукты Жи Есть!» работают с поставщиком, так как изначально команда не знала, насколько хорошо пойдёт дело. Самостоятельный ввоз фруктов на территорию России для них было трудной задачей. Это, конечно, отражается на ценообразовании, но таким образом получается избегать проблем с непроданным товаром, порчей плодов, арендой склада и другими возможными издержками.

Предприниматели ищут оптовые компании на специализированных выставках, в оптово-розничном продовольственном центре «Фуд Сити» или в интернете. Как и в случае с импортом, опытные владельцы интернет-магазинов рекомендуют иметь в запасе пул партнёров. Это позволит быть гибкими в плане цен, наличия товара, также это минимизирует риски, если качество фруктов у какого-то поставщика перестанет устраивать.

Логистика и хранение

Фрукты относятся к категории скоропортящихся грузов, поэтому поставки происходят два-три раза в неделю. Это обеспечивает должное качество фруктов.

Правила и условия перевозки и хранения фруктов лучше изучить заранее, чтобы не понести убытков. Так, разные сорта манго требуют своей температуры и влажности. Также некоторые фрукты нельзя перевозить и хранить рядом друг с другом из-за возможного ускоренного перезревания.

Хранение фруктов — то, чему надо уделять особое внимание. Фасовка в герметичные контейнеры, которые создают необходимую для сохранения свежести фруктов влажность, происходит на нашем складе в Таиланде.

В аэропортах они также хранятся при необходимой температуре до погрузки на борт, а затем и при растаможивании в России. После этого отправляются на склад, где также соблюдается температурный режим.

Виктор Ковалёв, основатель Expo Fruits

У интернет-магазинов, работающих через оптовые компании, есть варианты помимо собственных складов.

Самостоятельно забирать товар со склада поставщика необязательно. Многие предоставляют услугу доставки до склада покупателя. Также с некоторыми поставщиками можно договориться о фасовке товара на продажу непосредственно на их складе. Именно так поступили основатели «Фрукты Жи Есть!».

Мы не располагаем собственным складом. Сотрудник, отвечающий за покупку фруктов и формирование заказов, имеет возможность работать на складе поставщика. Мы стараемся каждый заказ «подогнать» под поставку, чтобы клиенты получили самые свежие фрукты. Бывают исключения, тогда мы оставляем приобретённый товар на складе поставщика.

представитель компании «Фрукты Жи Есть!»

По словам продавцов, на продажу идут фрукты в идеальном состоянии. При тщательном отборе поставщиков процент неликвидного товара стремится к нулю. Если случается, что фрукт потерял товарный вид, то его пускают на переработку: делают варенье, смузи. Процесс приготовления можно снять и использовать в качестве контента для социальных сетей.

Интернет-магазины предлагают готовые коробочные решения с заранее определённым набором фруктов. Опытные предприниматели рекомендуют сегментировать целевую аудиторию и разделять тех, кто хочет купить коробку на пробу или в подарок, и постоянных покупателей.

Некоторые продавцы предлагают поштучную покупку, что даёт клиентам возможность собрать свою коробку с индивидуальным объёмом и набором фруктов, хоть это и усложняет прогнозирование закупок и фасовку.

Стратегия продаж и продвижения

По словам владельцев сервисов доставки фруктов, бизнес в первую очередь ориентирован на частных клиентов. Поэтому лидирующие позиции среди каналов привлечения потенциальных покупателей занимают социальные сети.

«Мангоед» активно использует соцсети, в первую очередь Instagram, в котором у нас более 18 тысяч подписчиков. Он работает как собственное СМИ, там мы сообщаем о новых поставках, акциях и распродажах, описываем особенности разных сортов.

Нередко о нас рассказывают известные люди, которые попробовали наши фрукты и остались довольны. Ещё один канал продаж — наша база клиентов, которая формировалась в ходе работы. Сарафанное радио хорошо работает, люди с удовольствием рассказывают о нас своим друзьям.

Глеб Матюхов, основатель «Мангоед»

Меньшую долю составляют корпоративные заказы, всплеск спроса приходится на праздники. По словам основателя «Фрукты Жи Есть!», за счёт корпоративных заказов спрос увеличивается в три-четыре раза.

Так, за последние три дня декабря можно сделать половину выручки сезонного месяца. Оптовые компании, помимо частных и корпоративных заказов, поставляют товар на продуктовые рынки, используют канал розничной торговли. Потенциальный интерес представляет сегмент HoReCa и магазины с ориентацией на здоровое питание.

У нас был опыт сотрудничества с сетевыми магазинами, но они в большей степени заинтересованы в том, чтобы товар хранился дольше. Это позволяет им не нести убытки, хоть и влияет на вкус и качество фрукта. Поэтому спелые манго, которые могут храниться максимум неделю, не подходят для реализации через сетевые магазины

Елена Ратникова, сооснователь Expo Fruits

В регионах сотрудничество с местными торговыми сетями может стать дополнительным каналом продаж. «Fruzza.ru работает с некоторыми локальными торговыми сетями и ресторанами, но их доля невелика, примерно 15% от общего оборота», — рассказывает Владимир Епанешников.

Потенциал рынка и дальнейшее развитие

Мнения участников столичного рынка относительно его насыщенности аналогичными сервисами расходятся. Конкуренция высокая, не все её выдерживают. Однако потенциальных клиентов в Москве всё ещё больше, чем тех, кто уже активно пользуется сервисом. Доля онлайн-покупателей продуктов питания составляет 24%.

В качестве векторов роста компании рассматривают для себя расширение ассортимента, создание торговой сети в других городах, развитие корпоративного направления и сегмента HoReCa. Для розничных магазинов, по мнению экспертов, смелым шагом будет переход на модель с собственными поставками из Азии.

1818
16 комментариев

Я правильно понял, пост про то, как обосновать накрутку 1000% от оптовой цены?
Только не надо рассказывать про стоимость авиа перевозки, она конечно дорогая, но не настолько.

4
Ответить

Авиа перевозка очень дорогая

1
Ответить

от 1000% я бы сказал

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Из Перу, манго на вкус как яблочно-морковный десерт с сахаром )) не айс вообщем.

1
Ответить

Сколько развелось продавцов Экзотических фруктов))) раньше, когда начинали, лет 6-8 назад, пару компаний этим занимались, а сейчас кому не лень)))

1
Ответить