Продуктовые исследования: как понять пользователя, продукт и бизнес

Качественные исследования — это изучение пользователя и пользовательского опыта на стыке программирования, дизайна и маркетинга. В IT-продукте исследования помогают лучше понимать людей: их боли и потребности, а также позволяют компаниям не тратить ресурсы на разработку нежизнеспособных продуктов/фич, улучшать бизнес-процессы и мн. др.

Исследования существовали давно, но в бизнес-целях стали применяться относительно недавно. Один из ярких примеров: в начале 2000-х годов команда американского usability-специалиста Джареда Спула исследовала конверсию на сайте интернет-магазина Best Buy. Ситуация была такой: когда пользователи добавляли товары в корзину, появлялась форма — «зарегистрироваться». Пообщавшись с людьми, Джаред Спул понял, что они хотят покупать без регистрации. Он поменял название кнопки на «Перейти к оплате» и добавил подпись снизу — «Вы будете автоматически зарегистрированы на сайте». За год продажи компании увеличились на $300 млн.

Гостями 2 эпизода 4 сезона подкаста «Код и кофе» стали тимлид команды исследователей Kolesa Group Динара Абдильдинова и CX-исследователь БЦК Алина Авдонина.

Продуктовые исследования: как понять пользователя, продукт и бизнес

Интересные бизнесовые кейсы

Динара Абдильдинова: Когда я работала в агентстве, до Kolesa Group, был один очень интересный кейс. Один из крупных застройщиков взял в проект возведение жилых комплексов в стране N и заказал исследование. Нужно было не только поговорить с людьми, но и изучить рынок: ёмкость, платёжеспособность населения, учесть менталитет людей. Когда построили дома и пошли продажи, было очень приятно.

Алина Авдонина: Работая в Альфа-Банке, мы с командой проектировали процесс регистрации ТОО в Казахстане. Выяснилось, что люди открывают ТОО не из-за желания построить большой бизнес с огромными оборотами. Они открывают ТОО, потому что хотят видеть перед названием своей компании «ТОО» — это звучит солиднее.

Как презентовать результаты и быть услышанным

Динара Абдильдинова: Зависит от того, на каком этапе развития находится компания. В Kolesa Group в этом больших сложностей нет, потому что компания осознанно и своевременно внедрила в свою работу UX-исследования. Потом отдел стал развиваться, и мы стали смотреть шире. Сейчас все команды понимают важность качественных исследований.

Единственный момент: непросто подходить, например, к дизайнерам и говорить, что их прототип не понравился пользователям. В таких случаях помогают приглашения коллег на интервью с пользователями. Так они сами видят и слышат, как реагируют люди, и понимают, что им нужно.

Алина Авдонина: Говорить нужно на языке человека, которому ты презентуешь отчёт. Показать графики, расчёт unit-экономики, самые сочные отрывки интервью с респондентами, чтобы всё максимально доходчиво объяснить.

О формировании команд исследователей в Kolesa Group и БЦК, будущем профессии, трендах рынка и о многом другом можете узнать в полной версии подкаста по ссылке.

55
1 комментарий

Сорян, чел, но материал ровно про ни$уя.

Есть такая штука — исследования. Их проводят. И даже иногда пользуются результатами. И да, их надо как-то понятно презентовать.

— Доктор, у меня понос и рвота.
— Вы больны.
— Спасибо, доктор.

1