Главные тренды digital-маркетинга в 2019 году

CEO агентства мобильного маркетинга Go Mobile Алексей Евсеев рассказал о главных трендах digital-маркетинга 2018/2019. Каждый из них прокомментировали представители брендов. Тем ли трендам вы следуете? Читаем, сверяемся.

Главные тренды digital-маркетинга в 2019 году

Зачем это всё?

Зачем нам всем ещё одна статья о трендах в маркетинге? Ответы следующие:

Планирование и инвестиции

В начале 2018 года мы в агентстве определили самые динамичные тренды рынка, а затем открыли два новых отдела (ASO и Influence Marketing) и начали активно инвестировать ещё в три направления (in-house разработка, видеопродакшн, спецпроекты).

Новые инструменты для наших клиентов

Важная часть нашей агентской экспертизы — это первыми узнавать и тестировать новые маркетинговые инструменты.

Профессиональная эрудиция

Нужна для переговоров, нетворкинга, консультирования клиентов.

Все тренды делятся на две группы.

Тренды первой категории — это уже осуществившиеся реалии маркетинга. Их невозможно отрицать и игнорировать. Trends will be trends!

Тренды второй категории — это то, что неизбежно случится с digital-маркетингом в 2019 году.

Чтобы материал стал более объективным, я пригласил наших клиентов и партнёров прокомментировать тренды, которые им наиболее близки, по принципу «один бренд — один тренд».

Ну, поехали!

2018 год

Главные тренды digital-маркетинга в 2019 году

Видео

Эффективность видеорекламы в разы выше, чем у обычных статичных объявлений. Несмотря на то, что расходы на производство видео явно выше, чем на создание графических баннеров. К 2020 году на долю онлайн-видео будет приходиться 80% всего трафика.

Агентства обзавелись собственными видеопродакшнами, растут рекламные сети, ориентированные только на видео формат. Появились бренды, которые выбирают YouTube в качестве основной площадки.

Аудитория YouTube уже превышает аудиторию популярных ТВ-каналов. На ТВ ваш ролик будет 1 из 10, между памперсами и порошком для стирки. На YouTube есть множество возможностей для продвижения видео:


● Непропускаемый преролл (6 секунд Bumper)
● Преролл с возможностью пропуска
● Ролики с ссылками и кнопками (True view for action)


Например, в Федеральной Кампании Додо Пицца мы ограничиваем количество показа на пользователя, если в ТВ нас увидят в среднем 17 раз (один человек 1 раз, а другой 50 раз — и мы это не можем контролировать), то в YouTube мы строго выделили 5 касаний на пользователя в квартал. В ТВ нет таргетинга, а вещание идёт на все города. В YouTube мы выбрали свою ЦА и только городах, где есть рестораны и доставка.


Мы проработали более 6000 YouTube-каналов и на каждую категорию сделали креативы. Индивидуально проработали около 100 популярных каналов и блогеров. Делали креативы для тех видео, которые попадали в тренды. Подготовили рекламные ролики на каждый день недели, праздники, к появлению новых трейлеров фильмов, сериалов. Первые результаты Brandlift показывают значительный прирост в запоминаемости рекламы при таком персонализированном подходе.

Артур Богданов, Head of Digital Acquisition, Додо Пицца

Brandformance

В брендинговых охватных кампаниях клиенты обращают внимание на постклик показатели.

Если раньше площадки могли "выехать" за счет имени, то теперь в приоритете показатели конверсии. Последнее влияет на распределение бюджетов.

Мы в принципе всегда отслеживаем результаты любых маркетинговых активностей. В 2018 году мы много тестировали медийные размещения: TV, собственный YouTube-канал, интеграции с блогерами и очень много видеорекламы — мы использовали максимум каналов и везде замерили эффективность.

Постклик показатели, которые мы отслеживаем по медийной рекламе, — это взаимодействия с сайтом или приложением, регистрация новых заказчиков и исполнителей, публикация задания или отклик на него. Помимо прямых показателей эффективности каждой РК, мы отслеживали их общее влияние на приток новых пользователей и активность текущей базы.

Самой конверсионной площадкой для нас стал YouTube.

Станислав Букреев, Head of Mobile, YouDo

Brand Safety

Рекламодатели хотят контролировать как и в каком контентсте упоминается имя бренда. В 2018 году они окончательно смирились, что часть бюджета уходит на соблюдение brand safety.

Количество рекламных кампаний без пикселей стремится к нулю. Клиенты на глобальном уровне создают партнерства с аудиторами. Например, Nike отслеживает все рекламные кампании при помощи пикселя iAS, а многие FMCG бренды сотрудничают с Weborama и Adriver.

Вопрос Brand Safety крайне актуальный на сегодняшний день для всех участников рынка, так как до сих пор нет чёткой категоризации контента, определяющего понятие безопасности окружения бренда. В связи с этим списки ключевых слов и доменов формируются индивидуально под каждую товарную категорию рекламодателя.


Технологии, которые работают с контентом, активно развиваются на российском рынке. Последние 2,5 года Weborama успешно работает в коллаборации с компанией Adloox, технологией из класса верификаторов, для замера Fraud и Brand Safety. Мы видим рост экспертизы со стороны рекламодателей и положительную динамику по подключению дополнительных измерений к медийным активностям.


Количество клиентов, использующих верификацию трафика, за 2018 год выросло на 43% относительно 2017 года.


С конца прошлого года мы в процессе запуска интеграции с верификатором Integral Ad Science, с которым многие бренды, представленные в России, работают на глобальном уровне и ждём увеличения объема рынка верификации в 2 раза.

Эльвира Сафаева, Директор по работе с клиентами, Weborama

Прозрачность

В 2018 году агентства окончательно смирились с тем фактом, что клиенты требуют полной прозрачности процессов. Маркетологи на стороне брендов хотят самостоятельно заходить в рекламные кабинеты, проверять конверсии, статистику по конкретным объявлениям.

KPI’s становятся общими и для клиента, и для агентства, ценообразование — понятным для всех. Агентство зарабатывает success fee.

Важно отметить вложенный тренд совместной аналитики данных рекламодателя и агентства.


Например, обе стороны могут совместно настраивать дэшборд, объединяющий в себе данные из рекламных кабинетов, систем аналитики и CRM.
Тогда рекламодатель и агентство неизбежно придут к работе по бизнесовым KPI бренда. Так неумолимо улучшается понимание тех особенностей, которые были не в фокусе внимания:


● Рекламодателю становятся видны нюансы агентских процессов и работы рекламных инструментов;
● Агентству — реакция бизнеса рекламодателя на маркетинговые активности.


Такая взаимная прозрачность процессов помогает детализировать экспертизу и проще генерить, защищать и проверять гипотезы.

Владимир Сироткин, Руководитель отдела продаж через электронные каналы проекта «Совесть»

Антифрод

Изучены основные виды фрода, выработаны проверенные тактики для защиты от них.

У всех крупных рекламодателей есть интегрированные антифрод-решения, у крупнейших — собственные разработки для защиты от мошенников.

Утверждение о том, что все варианты фрода изучены ― не совсем верно. О многих мы ещё, скорее всего, и не знаем. Различные крупные компании работают над тем, чтобы решить эту проблему, но мало кому по-настоящему удаётся это сделать. Я бы советовал не тратить деньги и ресурсы на какую-то собственную разработку, чтобы устранить фрод. Проще нанять отдельного человека, который бы проверял заказы вручную. Все, что делается для антифрода, ― это, как правило, красивая оболочка, которая имеет минимальную эффективность. Гораздо проще сделать так, как я написал выше.

Роман Чернявский, Digital performance менеджер, Domino’s Pizza

Betting & Gambling

Топ крупнейших интернет-рекламодателей возглавляет онлайн-казино. В топах всех медиаканалов — букмекерские конторы. Две эти вертикали взорвали рынок в 2018 году и, судя по всему, отстоят свои лидирующие позиции и в 2019.

Агентства не могут не считаться с такими реалиями рынка и упускать бюджеты. Они разрабатывают решения под эти вертикали, выделяют отдельные подразделения для работы с ними. С такими рекламодателями работают в том числе и большие сетевые агентства, но делают это через через аффилированные компании.

Прошедший год стал расцветом беттинга по двум причинам:

● Российское законодательство становится всё более лояльным и гармоничным. Легализация привела на рынок новых игроков, а старых заставила выйти из серой зоны.

● Футбол — самый «ставочный» вид спорта. Чемпионат мира по футболу привёл в БК небывалое количество новых клиентов.

Рост популярности беттинга как такового и рост числа игроков на рынке привели к взрыву бюджетов на маркетинг.

В 2019 году рост нашей тематики продолжится. Отношение к беттингу в России меняется: всё больше людей воспринимают ставки на спорт как хобби. Во время ЧМ букмекеры получили большое количество новой аудитории, следующая цель — сделать всё, чтобы удержать её.

На нашем рынке не только продолжится гонка бюджетов, но и начнется гонка digital-технологий. Главные digital-тренды для беттинга:

Диплинки. Баннеры с точечными предложениями будут вести пользователя на страницу, где он окажется в одном шаге от ставки, интересной именно ему;

Сквозная аналитика. БК используют максимальный набор каналов продвижения, поэтому продуманная закупка — это важный драйвер роста для нас;

Instagram. Из-за запрета рекламы букмекеров в YouTube, БК обратят внимание на Instagram;

Контекст. Формально контекстная реклама в Google и Яндекс для букмекеров запрещена. Но есть примеры попыток использования различных механизмов захода на эту территорию со стороны БК для сбора рекламного поискового трафика. В 2019 году, уверен, их станет только больше.

Валерий Гребенюк, Marketing Manager, Tennisi.bet

2019 год

Главные тренды digital-маркетинга в 2019 году

Упрощение процесса закупки трафика

Рекламные кабинеты становятся "кнопками". Площадки быстро и неумолимо идут в сторону упрощения интерфейса закупки по нескольким причинам:

  • Реализация менее востребованного инвентаря. ИИ будет равномерно распределять бюджет между всеми плейсментами, задействуя все возможные инструменты, своевременно подключая новые.
  • Снижение порога вхождения в сферу. В идеале любой бизнес (человек) должен самостоятельно закупать трафик и тратить на это минимум времени и сил. Закупка должна стать простой и суперэффективной;
  • Уменьшение числа подрядчиков. Если закупка автоматизирована на 99%, а рекламодателю нужно нажать только пару кнопок, у брендов отпадает необходимость обращаться в агентства. Сейчас у подрядчиков оседает значительная часть маркетинговых бюджетов, площадки же заинтересованы в том, чтобы забирать максимум этих бюджетов себе.

Количество трафика, закупаемого вручную продолжит сокращаться. Например, чтобы настроить Google UAC-кампании для продвижения приложений, рекламодатель должен загрузить только текст, креативы и определить гео. Все остальные настройки происходят силами самообучающегося алгоритма площадки. Таких технологий становится всё больше, и они отрабатывают гораздо эффективнее ручной настройки.

Основные площадки (Facebook, Google, myTarget) уже используют предиктивные технологии для оптимизации и таргетинга на ЦА. На основе накопленной информации сразу прогнозируют цены закупки трафика и стоимость целевых действий.

Вряд ли такие меры убьют агентский бизнес. Но успешным агентствам неизбежно придется переносить акцент с медиабаинга на стратегию, технологии и клиентский сервис, работать напрямую из клиентских кабинетов.

Основные площадки действительно идут по пути так называемого упрощения. Но мне, как маркетологу, кажется, что дело не только в упрощении интерфейсов. Речь о том, что автоматизация позволяет находить наиболее подходящую целевую аудиторию, а также выбирать на лету лучше работающие креативные материалы. Кстати, слишком сильная автоматизация процесса закупки – это не всегда самая правильная стратегия. Например, с точки зрения гибкости настроек, которые позволяют достичь разнообразных целей, работать с Facebook сейчас гораздо интереснее, чем с Google Ads.


Я думаю, что следующая логичная ступень эволюции технологий — автоматизация создания креативов. Это частично реализовано в Facebook и у некоторых независимых технологических кампаний. Например, технологии учатся генерировать видео из статичного визуального контента, производить макеты разных форматов, комбинировать наиболее удачные изображения и тексты. Но тут ещё очень много всего можно сделать. Такой тренд на автоматизацию интерфейсов действительно может сократить число подрядчиков.

После того, как Google заменил все типы кампаний по продвижению приложений на UAC, мы оставили только одно агентство, которое может использовать универсальные кампании Google, при этом большую часть закупаем сами in-house.

Кроме того, любой автоматизации предшествует серьёзный анализ специфики бизнеса, инсайтов аудитории, сезонных трендов и многих других вещей, которые глубоко могут знать, как правило, только внутренние маркетологи. Никакой Google не сможет оптимизировать кампанию, если она изначально неверно спланирована.


Но даже при упрощении рекламных кабинетов до, условно говоря, пары кнопок, крупные бренды продолжат сотрудничать с агентствами:
● Для закупки больших объёмов трафика;
● Для реализации новых/сложных маркетинговых инструментов;
● Для работы с небольшими альтернативными площадками — рекламными сетками;
● Если нет возможности расширять in-house команду.

Дмитрий Сметанин, Менеджер по мобильному маркетингу, Biglion

Рост клиентских in-house команд

Бренды наращивают in-house активности, по возможности сокращая бюджет на подрядчиков. Этому способствует тренд на упрощение интерфейсов площадок, но основной драйвер — это всё-таки желание клиентов собрать экспертизу на своей стороне.

В конце 2018 года, после почти года запусков с самыми разными партнерами, было принято решение перевести весь мобильный маркетинг в in-house. Оно было закономерным для OneTwoTrip, поскольку наша глобальная цель — масштабировать трафик без потери качества. До конца 2019 года я планирую замкнуть все процессы внутри одного отдела: продвижение приложения в России и за рубежом, аналитика, дизайн креативов и т.д.


Мы пытались увеличить объёмы трафика с помощью подключения зарубежных подрядчиков (преимущественно in-app инвентарь), но для нас это всегда заканчивалось масштабированием фрода.


Российские агентства, запускающие рекламу в MyTarget и Facebook, при работе по CPI\CPA не дотягивают по качеству или не справляются с объёмами. Если же агентство работает за комиссию, то это выливается в 30-35% доп. расходов (АК+НДС) — это, опять же, неэффективно.


В течение 2018 года я протестировал 83 агентства со всего мира из топов AppsFlyer Performance Index и AdIndex, но, к сожалению, ни одно из них не смогло долго работать по нашим KPI's.

Виктор Орлов, Менеджер по мобильному маркетингу, OneTwoTrip

Перевод медийных сделок в программатик-закупку

В рамках тренда автоматизации закупки бюджеты на медийную рекламу массово мигрируют в сторону программатика. Эта технология позволяет накапливать экспертизу in-house, а не только на площадке, при этом сохранить все возможности детальной настройки кампаний.

Программатик помогает избежать длинной цепочки посредников в процессе закупки трафика, в которой с каждым подрядчиком падает качество и растёт стоимость трафика. Аккумулирование большого числа площадок с помощью одной технологии даёт больше возможностей для анализа эффективности кампаний.

За клиентами на RTB-биржи подтягиваются и паблишеры. Это приводит к тому, что даже самые престижные площадки становятся доступными для всех. Если раньше только объявления крупных брендов могли оказаться на главной “Ведомостей” или BuzzFeed, то теперь эти размещения доступны любым участникам RTB-аукциона.

Рекламное агентство CVG с 2015 года ведёт несколько национальных клиентов тематики «авто». Примечательно, что специфика бизнесов наших клиентов — продажи коммерческого, среднего и тяжёлого, грузового транспорта. Традиционно наш основной инструмент для продвижения брендов «ГАЗ» и «Урал» — медийная реклама.

Доля программатик-закупки в этом сегменте пока не очень велика: клиенты всё ещё относятся к технологии скептически. Мы делаем много работы для того, чтобы постепенно убеждать их в её эффективности, показывая хорошие результаты по рекламным кампаниям в этом канале.

Постклик показатели с программатик-площадок ощутимо выше, чем у другой медийной рекламы. Это — результат богатых возможностей таргетинга и сегментации аудитории. DoubleClick позволяет нам отрабатывать по аудитории на любых стадиях воронки продаж.

Мы планируем не только ощутимо нарастить объёмы программатик-закупки в 2019, но и транслировать наш положительный опыт на других клиентов агентства, продающих свои услуги или товары бизнесу!

Сергей Моторный

, Руководитель отдела Performance-marketing, CVG

Mobile-only → Mobile-centric

80% технологических кампаний, прошедших IPO (NYSE, NASDAQ) в 2018 определяют свой бизнес как mobile-focused. Их совокупная капитализация составляет $165 млрд или 95% от всех IPO.

Появляется новый тип кампаний: начали бизнес в мобайле и выходят на другие платформы.

В маркетинговых стратегиях следующих лет исчезнет жёсткое деление (и противостояние) мобайла и десктопа, а фокус переместится на удобные каналы взаимодействия с ЦА.

Наш бизнес с самого начала был only-mobile, не только маркетинг, но и всё взаимодействие с клиентом: заказы, продажи, техподдержка. Мобильная бизнес-модель нас не разочаровала: мы достигли всех KPI's, поставленных перед запуском проекта. Наш следующий шаг: создание удобного сайта для охвата более возрастной аудитории.


Переход к омниканальности неизбежно влечёт и смену подхода к оценке маркетинговых активностей. С самого начала мы столкнулись проблемами при построении сквозной аналитики. Никакого простого "коробочного" решения даже для взаимной интеграции всех мобильных каналов не существует. Нельзя просто взять готовый продукт и настроить в нём сквозную отчётность с метриками по всем необходимым срезам.


Классические трекеры хорошо работают с привычными каналами (Facebook, Google, myTarget и т.д.), но не дают полной информации о 70% трафика, который к нам приходит с альтернативных источников.


Сейчас мы выходим из положения при помощи сервиса Redash, который помогает агрегировать информацию из разных баз данных.

Николай Кочмарский, Руководитель направления интернет-маркетинга, Golama

Свои технологии

Чтобы выжить на высококонкурентном рынке, агентства разрабатывают собственный инвентарь (форматы, площадки) или технологии закупки рекламного инвентаря (системы оптимизации, RTB-решения).

Важный момент для бизнеса агентств — это разработка внутренних решений. Не только независимых self-service инструментов, но и чисто агентских технологий. Например, дэшборды с наглядной демонстрацией всей статистики по всем источникам трафика, собственной автоматизированной системы для аналитики и прогнозирования, оптимизации таких процессов, как отчётность. Всё это может стать дополнительным преимуществом клиентского сервиса или просто сэкономить деньги на лишние человеко-часы.

Собственные технологии нужны агентствам, в первую очередь, для прозрачности процессов. Например, дэшборды с отслеживанием результатов по всем кампаниям и их взаимному влиянию.


Следующее, что ждёт от подрядчика клиент в 2019 году — это наличие значительной наработанной экспертизы по продвижению множества различных по своей ЦА продуктов, услуг или брендов. И под экспертизой я не имею в виду знания одного конкретного сотрудника или большую excel-таблицу. Необходимы внутренние автоматизированные решения, которые объединят множество баз данных, обезличенных клиентских историй, практики с разных рынков и стран и исторически накопленные данные по индустрии и клиенту. От таких инструментов я жду возможности посмотреть историю трендов, фокусироваться на отдельных сегментах аудитории, бенчмаркинг на уровне лучших практик и д. — всё то, что в конечном счёте приведет к результату и ROMI на принципиально другом высоком уровне эффективности.


В конечном счёте такие инструменты должны помочь маркетологам принимать быстрые решения, строить точные гипотезы и прогнозировать показатели эффективности рекламных кампаний на лету — максимальная автоматизация всего маркетингового процесса запуска кампаний.


Такие решения есть не только у сетевиков, но и у локальных ad-tech компаний. Зачастую они могут быстрее реагировать на вызовы рынка, делать tailor-made инструменты под конкретные задачи и как результат — лучше подстраиваться под нужды каждого конкретного клиента, персонализируя свои инструменты под задачи бизнеса партнера.

Кирилл Асташкин, Ex-Директор по Маркетингу В2С Ростелеком

Реализация сложных креативных форматов

Уже существует множество сложных рекламных форматов, работающих на основе HTML5, AI, AR или VR. Но они практически не распространены из-за высокой стоимости продакшена, размещения, а зачастую и недостаточной скорости интернета.

Даже с использованием видеобаннеров пользователя все сложнее вовлечь в коммуникацию. Тренд на сложные креативные форматы будет прогрессировать в течение ближайших лет, в том числе и по инициативе паблишеров.

В 2018 году мы зафиксировали растущий спрос на так называемые сложные креативы — баннеры с возможностью взаимодействия с пользователем.

Большинство брендов привлекает wow-эффект таких материалов, но очень немногие реально доходят до запусков. Главные препятствия — это цена и сложность в размещении.

Продакшн HTML5-баннеров занимает больше времени и стоит дороже. А количество площадок, поддержвающих такие форматы, ограничено.

В этом году мы прогнозируем рост направления. В борьбе за внимание пользователя драйверами станут и клиенты, и агентства, и паблишеры.

Анастасия Асташова, Арт-директор, Go Design

Разработка контента с помощью контент-мейкеров

На рынке развивается новый класс профессионалов, занимающихся созданием цифрового контента: монтажёры, VFX-артисты, видеоблогеры. Они работают на себя, имеют свой узнаваемый стиль и возможность создавать недорогие материалы для клиентов. Контент вместе с авторскими правами передается клиенту и запускается в рекламных кампаниях.

Преимущества такого сотрудничества:

  • Стоимость значительно ниже, чем у специализированных студий и агентств;
  • Скорость производства выше: измеряется в днях, а не в неделях;
  • Контент-мейкеры хорошо ориентируются в трендах, запускают собственные и даже сами могут быть трендами.

Такой подход в России уже протестирован некоторыми брендами и будет набирать обороты в течение 2019 года.

Раньше мы выпускали видеорекламу, привлекая крупные агентства. Работа над каждым роликом занимала более месяца и стоила больших денег. Подобные ролики хороши для медийной рекламы в интернете и на телевидении, но плохо работают в сфере диджитал-перформанса.

Почти все креативы, особенно в мобайле, быстро теряют актуальность. Поэтому реализовывать их нужно много и с нестандартными подходами. Обычные красивые имиджевые ролики в перфоманс не работают. Небольшие творческие группы делают видеоконтент гораздо более самобытным, а конверсия с таких роликов гораздо выше. Кроме того, гораздо выше и скорость работы над ними.

Именно поэтому в мобильном перфомансе мы перешли к работе с локальными подрядчиками, а в 2018 году пошли еще дальше — организовали собственный мощный видеопродакшн. Мы наняли контент-мейкеров и обучили их тонкостям лотерейного бизнеса. Изначально они занимались роликами для Youtube, а сейчас и видеорекламой. Для всех кампаний мы делаем видеоролики с коммуникацией 360° с небольшими различиями в зависимости от канала.

Роман Хуртов, Mobile Marketing Manager, Столото

Вместо выводов

Не стоит недооценивать все статьи про итоги года и прогнозы на ближайшее время, пусть и «кэпизма» в них много. Тренды — это отличная возможность не только протестировать гипотезы в компании, но и измениться самим.

Go Mobile кратно растёт из года в год, в том числе из-за органического роста мобайла. Но диверсификация бизнеса уже происходит, мы не можем не искать «next big thing».

В следующей статье мы можем рассмотреть:
Тренды, которые не сыграли
Тренды на горизонте 5+ лет
«Next big thing» для нас и других участников рынка
Другое (напишите свою тему в комментарии)
6767
11 комментариев

Ребята, вы не находите, что 50 лайков за полчаса и 400 просмотров (и один комментарий) — это несколько нереалистично?

3
Ответить

Конверсия у ребят превзошла возможности vc.ru

1
Ответить

Каждый год одно и тоже. Про "видео" и "ютюб" — вот уже года так года с 2012 вещают каждый год, что это новый тренд и все больше и больше трафика там.

1
Ответить

Ну кстати да. Но ИМХО - в 2018 был в конце прям бум какой-то на этих видеоблогеров и прочее.
Может быть через пару лет наконец будет новый тренд - аудиоконтент, а пока нас ждут только разговоры только про видео и наноинфлюэнсеров)

Но комментарии экспертов было интересно почитать, прикольная идея)

6
Ответить

Обижаете. Я лично выступал на РИФе в 2010 с этой темой! 😂

Ответить

Тренды года:
1. Писать про тренды года
2. Писать про тренды года
3...

3
Ответить