Владельцам iPhone продают товары дороже, а авиакомпании следят за клиентами: мифы, влияющие на поведение пользователей

Перевод материала Nielsen Norman Group.

Проводя UX-исследования, мы часто сталкиваемся с тем, что люди описывают принцип работы технологий, исходя из собственных предположений. Иногда эти предположения верны, но чаще всего люди ошибаются.

Благодаря многочисленным интервью с пользователями, исследованиям и тестам, которые мы проводили для проекта Life Online, мы познакомились со многими мифами, существующими вокруг технологий.

Миф о технологиях — это, как правило, ошибочное предположение пользователя о том, как работает система. Оно основывается на личном восприятии или на чужих отзывах, а не понимании функциональности системы.

Мы также исследовали, как мифы влияют на поведение пользователя, как они распространяются от одного пользователя к другому, превращаясь в легенду.

Как появляются мифы о технологиях

Человеку свойственно объяснять предметы и явления, которые его окружают. Мы предполагаем, как устроен мир, и пытаемся понять причины событий. Объяснения помогают нам почувствовать контроль над ситуацией, даже если мы ничего не контролируем.

В древних мифологиях можно найти огромное количество подобных объяснений. Например, для древних греков штормы и землетрясения были непредсказуемой и разрушительной силой. Но если они могли объяснить эти явления, например, гневом Посейдона, то они также могли и повлиять на ситуацию — через молитвы и жертвы.

Мифы о технологиях появляются похожим образом. Пользователи не понимают, как работает система, поэтому придумывают объяснение, которое кажется им логичным и основывается на их знаниях и опыте. Мифы о технологиях начали появляться, как только интернет стал доступен широкой аудитории.

В 2000 году Энди Кокбёрн и Стив Джонс провели исследование и выяснили, что только один из 11 участников знал, как в браузере работает кнопка «Назад». Из-за неправильного понимания принципа работы кнопки остальные участники сталкивались с трудностями при работе в браузере.

Чаще всего люди придумывают мифы, когда дело касается личных данных, безопасности или денег. Одна из участниц исследования, проводившегося в Канзас-Сити, была обеспокоена проблемами информационной безопасности. «Я не люблю отправлять информацию, если она не защищена», — поделилась участница.

Однако она многого не знала об информационной безопасности. Заполняя онлайн-форму, она каждый раз нажимала на кнопку «Назад» и вручную удаляла информацию из заполненных полей, хотя данные уже были отправлены.

Проводя исследование в Китае, мы познакомились с двумя мифами о том, как интернет-магазин Taobao устанавливает цены на товары.

Один из участников исследования слышал от своего друга, что товары на Taobao продаются дороже для пользователей iPhone, чем для пользователей Android-устройств. Он предположил: так как iPhone стоят дороже Android-смартфонов, то Taobao использует своих «богатых» клиентов.

Поэтому он перестал пользоваться онлайн-магазинами через iPhone. Мы проверили это миф и не обнаружили никакой разницы между ценами для пользователей iPhone и Android-устройств.

Другая участница исследования считает, что товары на Taobao стоят дешевле в мобильном приложении, чем на сайте. Она провела эксперимент: найдя один и тот же товар в обеих версиях, девушка убедилась, что цена в мобильном приложении ниже.

Появление некоторых мифов о технологиях отчасти связано с тем, что люди иногда не доверяют цифровым товарам и услугам. Существует мнение, что разработчики и компании манипулируют людьми, поэтому пользователи стараются быть бдительными.

Например, одна из участниц исследования, проводившегося в Северной Каролине, планировала отпуск в Аризону. По её мнению, авиакомпании следят за поведением пользователя на сайте. Если пользователь несколько раз ищет одну и ту же информацию (место отправления и дату вылета), авиакомпании повышают цену на билет, потому что «они знают, что вы хотите его купить».

Очевидно, девушка боится, что компании следят за ней и используют полученные данные для собственной выгоды. В результате она всегда ищет билеты на одном устройстве, а покупает на другом, чтобы сайт её не узнал. Она также всегда пользуется поисковиками авиабилетов (например, Kayak или Orbitz) и не покупает билеты непосредственно у авиакомпаний.

Этот миф настолько популярен, что о нём написали в журнале Time, а издание Consumer Reports провело собственное расследование. Авиакомпании отрицают обвинения, а расследование не дало результатов.

Одна из авторов статьи, опубликованной в Consumer Reports, уверена, что это не миф, и утверждает, что сама сталкивалась с подобной проблемой. Другой автор считает, что авиакомпании не изменяют тарифы в зависимости от спроса.

Даже UX-консультанты верят в мифы о технологиях.

Как мифы о технологиях влияют на поведение пользователя

Как достоверные, так и неточные представления пользователей о системе формируют их модель мышления: личное понимание того, как работает система. Модель мышления влияет на поведение пользователей в системе.

Если модель серьёзно отличается от реального устройства системы, то появляются проблемы с UX. Таким образом, мифы о технологиях и городские легенды не только интересны для исследований, но они также могут навредить. Вспомните примеры, перечисленные выше:

  • Удаляя текст из каждой заполненной и отправленной онлайн-формы, пользователь впустую тратит время и, как следствие, стремится их избегать.
  • Боясь разницы в цене, пользователь, несмотря на неудобства, отказывается от мобильного приложения или сайта. В результате на планирование уходит больше времени.
  • Использование нескольких устройств для поиска одного и того же билета неэффективно, так как приходится вводить информацию дважды.

В итоге взаимодействие с системой требует от пользователей больших усилий (high interaction cost), потому что они пытаются обойти реальные или выдуманные препятствия, появившиеся благодаря мифам.

Как опровергнуть мифы о технологиях

Большинство мифов о технологиях можно разделить на три категории:

  • Мифы о системе относятся к конкретному продукту или функции в интерфейсе пользователя. Например, на сайте Kayak.com есть раздел, где можно узнать, стоит ли покупать билет сейчас или лучше подождать снижения цены.
  • Мифы об индустрии относятся к определённой индустрии или области. Например, мифы об авиакомпаниях.
  • Универсальные мифы не зависят от индустрии или продукта. Например, недоверие к онлайн-формам.

Изучая поведение пользователей и оценивая продукты, нужно обращать особое внимание на мифы о системе. Необходимо выяснить, верит ли в этот миф отдельный пользователь или сотни людей. Если пользователи задают много вопросов о какой-либо функции, значит, они не понимают, как она работает, и рано или поздно придумают собственное объяснение.

<p>Kayak.com, раздел «Рекомендация» (Our Advice). Пользователям советуют, как поступить с билетом: покупать сейчас или подождать, когда цена снизится. К этому разделу могут возникнуть вопросы, потому что непонятно, откуда берётся информация для рекомендации</p>

Kayak.com, раздел «Рекомендация» (Our Advice). Пользователям советуют, как поступить с билетом: покупать сейчас или подождать, когда цена снизится. К этому разделу могут возникнуть вопросы, потому что непонятно, откуда берётся информация для рекомендации

Если вы обнаружили миф о системе, выясните, как он влияет на продукт. Если он мешает пользователю взаимодействовать с системой, объясните, как работает непонятная ему функция.

В большинстве случаев не стоит вдаваться в подробности. Чтобы избежать путаницы, лучше рассказать пользователям только то, что им нужно знать. Если миф или городская легенда уже существуют, возможно, пользователям нужно более детальное объяснение.

<br />

Kayak.com использует всплывающую подсказку, кратко объясняя, какая информация используется для составления рекомендации. Согласно сайту, эксперты по аналитическим данным изучают текущие цены и цены за прошлый период. Конечно, это объяснение не слишком информативно. Тем не менее можно сделать вывод, что рекомендация на Kayak.com — это не реклама.

Универсальные мифы и мифы об индустрии обнаружить и исправить сложнее, потому что они — результат взаимодействия пользователя с другими системами. Однако в основе всех мифов о технологиях лежит недопонимание. Чтобы успешно бороться с этими заблуждениями, нужно знать об их существовании и объяснять пользователям, как работает система.

1111
18 комментариев

Вы не опровергли ни одного мифа. Лишь привнесли сомнения в их существование.

5
Ответить

Ну я тогда тоже расскажу, как технологии влияют на поведение пользователей. За что купил, за то и продаю. Знакомый американец после очередного переезда повадился после пробежки заходить в соседний Макдональдс чи Тако Белл и покупать бутылочку воды без газа. Платил карточкой. Спустя какое-то время страховая повысила ему стоимость медстраховки. Потому что big data и никто там не вникает в подробности чека: постоянно покупаешь в Мачнике — значит, жрёшь unhealthy.

Теперь в таких местах он платит только наличными

2
Ответить

Но после этого - не значит по причине этого. Может быть Ваш знакомый просто стал старше или у страховой появилась какая-то новая статистика по смертности/заболеваемости населения и она пересчитала какие-то коэффициенты, которые определяют риски и ставку?

7
Ответить

только кэш спасёт отца русской демократии. без шуток.

1
Ответить

Часто летаю. Комментарии:

- Цены на билеты бывают растут на глазах, при неудачной попытке покупки (например карточная оплате не прошла или связь оборвалась). Почему? Авиакомпания резервирует билет, он пропадает из системы и при повторной покупке он может стоить дороже; Стоит покупать утром, часов в 10 утра по времени работы суппорта авиакомпании — они высвобождают зависшие билеты.

- Цены на билеты часто бывают дешевле при покупке через агенство, чем покупая прямо, проверено. Часто разница бывает на комиссионных: авиакомпания берет больше за обслуживание оплаты карточки. Обычно смотрю прямо и на сайтах агенств;

- Цена отеля в букинг обычно ниже чем в самом отеле, но иногда можно им звонить и торговаться. Отель выгоднее продать номер вам напрямую — букинг берет большую комиссию;

- С жильем иногда не стоит спешить. В low season часто отели в день прилета можно найти исключительно дёшево. Совсем недавно смотрел в HotelTonight Барселону и конкретный отель. Затем отложил телефон в сторону. Через полчаса прислали нотификацию и скидку в 10 евро. На букинг тоже бывают низкие цены "на сегодня". Аналогично на AirBnB — тут вообще можно сразу торговаться с хозяевами: я у вас в городе и сейчас сниму если скиньте. Важно: все эти трюки использовать, когда действительно есть альтернативное жильё, т.е. в выбранном городе нет какой-то важной выставки/конференции/наплыва туристов и т.д.

3
Ответить

Ну про айфон правда хотя бы в том что в приложениях много чего стоит дороже чем на андроиде ( литрес хотя бы тот же). Тут дело наверное в комиссии эйпла , но думаю в общем это не миф. Не зряж есть функция просматривать с какого устройства пользователь сидит.

1
Ответить

Ну ведь это разумно. Покупатели эппла это лошки, готовые покупать любую ерунду за 5-6 цен. Почему бы и не запарить им подороже? Тем более, что разница в ценах смешная - 10-20%, это ничто, когда один телефон стоит вместо 10-15 тысяч все 100...

3
Ответить