Автономные магазины, цифровые полки, дроны и дополненная реальность: какие технологии внедряют в ритейле

Примеры от Amazon, Nike, Adidas, Starbucks и других компаний: они используют современные технологии для оптимизации расходов и привлечения покупателей.

Смартфоны, интерактивность и дополненная реальность

Nike

В 2018 году Nike открыла флагманский магазин «Дом инноваций 000» (House of Innovation 000) в Нью-Йорке. Это шестиэтажное здание площадью 20 м², на каждом этаже которого компания демонстрирует свои технологические достижения.

Автономные магазины, цифровые полки, дроны и дополненная реальность: какие технологии внедряют в ритейле

К примеру, на одном из этажей располагаются интерактивные экраны, на которых отображаются результаты спортивных мини-соревнований, которые проводились внутри магазина. Автоматически определяется высота прыжков, скорость бега и другие физические показатели.

Торговая зона внутри магазина оптимизируется в соответствии с запросами покупателей: полки с продукцией меняются в зависимости от спроса. Также есть «студия» для создания персонального внешнего вида обуви и моментальные точки оплаты без кассиров.

Пользователям мобильного приложения Nike предлагает бронировать товары через интернет. Покупатели с «бронью» могут зайти через специальный выделенный вход, найти шкафчик со своим именем, разблокировать его с помощью смартфона и примерить обувь в тихом пространстве без остальных покупателей.

Купить вещи также можно без продавцов, с помощью мобильной регистрации и онлайн-оплаты.

Audi VR

В 2017 году Audi запустила VR-площадку в выставочных залах для более «персонализированной» демонстрации автомобиля.

Автономные магазины, цифровые полки, дроны и дополненная реальность: какие технологии внедряют в ритейле

Приложение позволяет покупателям настроить выбранный автомобиль, изучить его интерьер, «посидеть» в кабине и «поучаствовать» в 24-часовой гонке Ле Ман.

IKEA

Шведский производитель в 2017 году выпустил мобильное приложение, которое позволяет через камеру устройства разместить AR-мебель из каталога в квартире или офисе и проверить, как она будет смотреться.

Приложение сканирует окружающее пространство, учитывает размеры комнаты и предметов, чтобы корректно отображать пропорции вещей.

Интерактивные витрины Ted Baker

В 2017 году бренд в партнерстве с Nexus Studios установил интерактивные экраны для прохожих во время рекламной кампании.

Автономные магазины, цифровые полки, дроны и дополненная реальность: какие технологии внедряют в ритейле

Потенциальный покупатель мог положить руки на специальные участки, после чего камера фотографировала лицо человека, помещала его в сцену из рекламного ролика и предлагала поделиться ею в социальных сетях. Участники также могли получить 1000 фунтов стерлингов (около $1300) в розыгрыше призов.

Amazon

Компания выпустила аналогичное с IKEA AR-приложение Amazon AR View, которое работает и с небольшими объектами — кастрюлями, вазами и так далее.

«Дикси»

В 2017 году российский ритейлер запустил акцию «Смотри, динозавры». Покупателю нужно было купить товары на сумму от 400 рублей, чтобы получить набор наклеек и фишки, которые обменивались на VR-очки.

В каждом наборе одна наклейка имела AR, VR-код, просканировав который через специальное приложение, можно было увидеть динозавра в дополненной реальности. Мобильное приложение скачали около 500 тысяч человек, продажи товаров-участников акции выросли от 50% до 500%.

Kroger

В 2018 году американская розничная сеть Kroger заключила партнёрство с Microsoft по разработке «цифровых ценников» и запустила их в нескольких сотнях магазинов. Технология «цифрового ценника» Kroger Edge позволяет отображать информацию о товаре в цифровом виде и мгновенно обновлять её удаленно.

Kroger Edge поддерживает интеграцию со смартфонами — покупатели могут сканировать ценник, добавлять нужные вещи в список покупок и получать рекомендации о подходящих товарах.

По словам представителей Microsoft, технология работает на возобновляемых источниках энергии, что позволяет Kruger снизить затраты на электроэнергию за счёт дополнительного освещения.

Modiface

Компания разработала «виртуальное зеркало», которое использует Sephora и другие бренды для моделирования причесок и создания макияжа через фронтальную камеру смартфона.

Сбор и обработка данных пользователей

Ритейлеры используют данные покупателей для персонализации маркетинговых предложений. Розничные магазины обрабатывают большие объёмы данных клиентов, которые собирают с помощью мобильных приложений, онлайн-коммерции и технологий внутри магазинов.

Starbucks и Microsoft

Starbucks запустила новые кофейные станции на базе облачных технологий Microsoft Azure Sphere IoT. Они подключены к платформе, которая в реальном времени собирает данные о том, какой кофе варится, в каких объёмах, что нравится посетителям и так далее.

Компания считает, что переход в «облака» позволит лучше взаимодействовать с клиентами, подбирать актуальные напитки, сокращать количество отходов, экономить энергию и деньги на профилактическое обслуживание машин.

Channel Futures
Channel Futures

Новые рецепты напитков Starbucks рассылаются удалённо на все подключенные машины — раньше ИТ-специалистам приходилось вручную обновлять каждую машину через USB-накопители с прошивкой.

«В наших магазинах установлено от 15 до 20 единиц оборудования. Каждым из них нужно управлять, контролировать и обслуживать. Если я смогу минимизировать расходы на техобслуживание до одного раза в год, переход в облако окупится. Мы получим множество данных и можем быстрее вводить новшества в продукцию, распространяя новые рецепты через интернет», — говорит старший вице-президент Starbucks Джефф Уайл.

Уайл признал, что Starbucks «опоздал» и начал миграцию в облако только в 2015 году, но сотрудничество с Microsoft, а также их инженеры ускоряют переход.

Глава бизнес-стратегии Microsoft в области розничной торговли Грег Джонс заявил, что у предпринимателей «изменился менталитет по отношению к покупателям — компании быстро трансформируются с помощью "облаков" и просят Microsoft вместе с ними создавать что-то новое для бизнеса».

Face++ и Sensetime

По данным аналитиков CB Insights, в США из-за соображений конфиденциальности интегрировать технологии распознавания лиц сложнее, чем в Китае. Поэтому большинство разработок в этом направлении используются на азиатском рынке.

К примеру, стартапы Face++ и Sensetime привлекли около $2 млрд для интеграции технологии распознавания лиц и искусственного интеллекта в розничные компании.

Alibaba заключила соглашение с Face++ для создания платежной системы с аутентификацией по лицу клиента — пилотные проекты реализованы в некоторых ресторанах KFC и гостиницах Marriot. Для оплаты покупателю нужно просто улыбнуться в камеру.

«Если технология распознавания лиц сможет набрать обороты в США, то создаст прецедент для обработки ритейлерами множества видов данных, вплоть до мимики потребителей. Компании смогут вывести персонализацию клиентов на совершенно иной уровень», — замечают в CB Insights.

К примеру, компании смогут анализировать настроение покупателя, чтобы управлять его интересами и лояльностью к бренду.

Best Buy

Сеть магазинов реализовала «локальный маркетинг» внутри магазинов. Приложение определяет местоположение человека. Когда он заходит в магазин Best Buy, приложение переключается в «режим местного магазина» и посылает рекламные push-сообщения покупателю об акциях внутри магазина, в котором он находится.

Также приложение умеет оповещать сотрудников Best Buy о том, что клиент совершил онлайн-заказ и сейчас находится в пути к пункту выдачи.

Specsavers Frame Styler

Компания Specsavers запустила в розничных магазинах новую услугу по примерке очков Frame Styler, чтобы упростить их выбор и сэкономить время покупателя.

Flame Styler — приложение для планшета, которое создает 3D-модель лица клиента и подбирает оптимальные варианты очков. Приложение ориентируется на форму лица, пол и возраст человека. Подобранные очки можно «примерить» на модели, сравнить все варианты и выбрать подходящие.

CaliBurger

Калифорнийская закусочная связала систему распознавания лиц с программой лояльности — это «безопасный» вариант обработки данных в США, поскольку участники программы лояльности соглашаются делиться персональными данными с брендом.

Киоски внутри магазина автоматически распознают лицо человека по мере приближения, активируют программу лояльности, предлагают «любимые» клиентом блюда и оплачивают заказ. Компания описывает эту технологию как «ключевую ступень для перехода от кредитных карт к платежам на основе распознавания лиц».

Sephora

Сотрудники сети магазинов по продаже косметики и парфюмерии используют сканер кожи ColorIQ, чтобы сохранить оттенок кожи покупателя в его профиле и подобрать подходящие товары. С момента запуска ColorIQ было сохранено 14 млн оттенков кожи, после чего Sephora выпустила аналогичный сканер для губ — Lip IQ.

Автономные магазины, цифровые полки, дроны и дополненная реальность: какие технологии внедряют в ритейле

Когда покупатель получает свой Color IQ, он может использовать его в розничных и онлайн-магазинах и мобильном приложении для сортировки и исключения неподходящих товаров.

Автономные магазины

Десятки компаний работают над разработкой магазинов без кассиров, где основную задачу выполняют камеры, технологии компьютерного зрения и интеллектуальные датчики на полках — покупателю достаточно взять нужный товар и выйти из магазина, а его стоимость спишется автоматически.

Основная задача автономных магазинов — уменьшить издержки ритейлера, привлечь покупателей и собирать максимальные объёмы данных для улучшения маркетинговых предложений.

Amazon Go

Amazon Go — сеть автономных магазинов без продавцов, которая получила положительные отзывы потребителей и вышла из стадии тестирования. Компания планирует открыть в США 3000 магазинов Amazon Go к 2021 году.

По словам генерального директора и соучредителя Zippin Кришны Мотукури, открывшей тестовый магазин Amazon Go в августе 2018 года, ритейлеры начали серьезнее относиться к технологиям безналичной оплаты Zippin. Компания подписала несколько новых контрактов с розничными продавцами, которые запустят свои автономные магазины в 2019 году.

Alibaba Hema

В 2016 году китайская корпорация Alibaba открыла первый магазин под брендом Hema. К 2018 году было открыто 65 точек в Шанхае, Пекине и других городах Китая. Идея супермаркета — объединить элементы онлайн- и офлайн-шопинга.

Покупатели устанавливают приложение, которое привязано к аккаунту Taobao или Alipay. В онлайне можно заказать блюда из Hema, которые приготовят собственные повара магазина, а затем курьеры за 30 минут доставят покупателю.

В офлайн-магазине желающие могут заказать приготовление блюд на вынос из купленных на месте ингредиентов и поесть в специальной зоне.

На каждом товаре есть QR-код, который содержит информацию о продукте: его происхождение, историю, точную дату доставки и стоимость. Покупатели оплачивают покупки самостоятельно — через Alipay.

Ещё одна особенность Hema — частично автоматизированный процесс с помощью роботов, которые переносят выбранные товары с полки на кухню и затем доставляют готовые блюда до выбранного покупателями столика.

Мобильное приложение собирает всю информацию о покупках, анализирует её и предлагает пользователям Hema персонализированные предложения и страницы продуктов.

JD и Intel

Второй по величине китайский ритейлер JD.com открыл первый автономный магазин в провинции Шаньдун в январе 2018 года, к концу года их число увеличилось до 20. В августе 2018 года JD открыла первый автономный магазин в столице Индонезии — Джакарте. В нём продают одежду, аксессуары и фасованные товары.

Совместно с Intel компания разрабатывает концепцию магазина без касс и торговый автомат на базе технологий искусственного интеллекта. Intel планирует лицензировать розничные автоматы в США и других странах.

Стартапы Standart Cognition, Zippin и AiFi

Компании разрабатывают технологии автоматизированного оформления заказов (сочетание аппаратных и программных средств) для уже построенных магазинов и лицензируют их для ритейлеров.

Standart Cognition Retain Technology
Standart Cognition Retain Technology

Standart Cognition заключила контракт с крупнейшей японской розничной сетью Paltac Corporation и оборудует 3000 магазинов к Олимпийским играм в Токио 2020 года.

Персонализация товаров

Аналитики CB Insights считают, что 3D-печать, 3D-вязание и робототехника окажут большое влияние на производство одежды и обуви, сократив время на логистику и производство одежды, а также даст возможность предлагать покупателям полностью персонализированные товары по цветам, размерам и украшениям.

Adidas Speedfactory

Компания заказывает производство обуви в Азии, что растягивается на месяцы работы на нескольких заводах. С помощью нового автоматизированного завода Speedfactory Adidas рассчитывает производить обувь в одном месте в течение нескольких дней.

Разработка производителя сокращает необходимость ручного труда и время, затраченное на одну модель: обувь печатается на 3D-принтере, применяются компьютеризированные манипуляторы и швеи.

Также Speedfactory используется в качестве испытательного полигона для скоростной обработки заказов кастомизированной обуви. Для этого Adidas заключила соглашение со стартапом Carbon, который специализируется на 3D-печати и уже печатает углеродные стельки для производителя.

3DPrint
3DPrint

К Adidas присоединились Nike и Brooks Running, компании тоже занимаются 3D-печатью кастомизированной обуви.

Amazon

Компания также изучает новые производственные возможности и запатентовала «автоматическую резку тканей по запросу». Это автоматизированная система, которая может по индивидуальному заказу клиента сшить одежду любой формы и объёма.

CB Insights
CB Insights

Дроны и роботы-помощники

По мнению аналитиков CB Insights, в 2019 году ритейлеры продолжат развивать технологии, позволяющие освободить сотрудников от рутинных задач и перевести людей на обслуживание покупателей. Одна из задач ритейлеров — использовать технологии для проверки наличия товаров на полке и складе.

LoweBot Lowe’s

Один из экспериментов розничных продавцов — тестирование роботов, помогающие клиентам находить товары. В 2016 году компания Lowe запустила консьерж-робота LoweBot в магазинах в Сан-Франциско, в 2017 году робот появился в Сан-Хосе.

Клиенты могут задать вопрос LoweBot или использовать тачскрин, чтобы найти нужные товары в магазине. Также робот отслеживает наличие товаров на складе в реальном времени, когда проходит по стеллажам.

Информация, которую собирает робот, должна помочь определить шаблоны покупок в магазине: владелец магазина оптимизирует логистику, понимая, какие товары продаются быстрее, в какой сезон и дни недели.

Intel и Pensa Systems

Дроны также становятся новыми сотрудниками магазинов. Стартап Pensa Systems представил беспилотные летательные аппараты, которые непрерывно отслеживают наличие товаров на полке и складах, проверяют, чего нет в наличии, какой товар испорчен. Для анализа товаров используются технологии компьютерного зрения Intel, ставшей партнером Pensa Systems.

Автономные магазины, цифровые полки, дроны и дополненная реальность: какие технологии внедряют в ритейле

Одним из клиентов Pensa Systems стал крупнейший в мире производитель пива Anheuser-Busch InBev. Стартап провёл успешные испытания в Монреале, где дроны занимались переучётом товаров и анализировали полки магазина. Эффективность дронов составила 98%, а покупатели практически не обращали на них внимания.

«Дрон достаточно легкий, тихий и маленький, летает только там, где нет людей, тут же исчезает, если кто-то приближается», — заявляет президент Pensa Systems Ричард Шварц.

Giant Food Stores

Сеть супермаркетов после успешных испытаний в 2019 году запустит робота-уборщика «Марти» в 172 магазинах. Робот перемещается по магазину в поисках мусора и разлитых жидкостей, а также устраняет проблемы, освобождая от этой работы сотрудников магазина.

GIANT
GIANT

7Fresh

Конкурент Alibaba — компания JD.com открыла высокотехнологичный супермаркет 7Fresh. Одна из главных особенностей магазина — «умные» корзины для покупок, которые следуют за покупателем по магазину. Клиенты могут сосредоточиться на своих задачах, к примеру, следить за детьми, так как руки остаются свободными.

Также в 7Fresh есть «умные» зеркала, которые определяют, какой товар был поднят, и показывают информацию о нём на дисплее.

Автоматизированные склады

Takeoff Technologies

В октябре 2018 года продуктовый ритейлер Albertsons заключил соглашение с компанией по разработке «складской робототехники» Takeoff, чтобы открыть автоматизированный логистический складской центр в черте города.

Автоматический фулфилмент Takeoff обрабатывает заказы клиентов из онлайн-магазина Albertsons и собирает покупки в единую упаковку, которая передается курьеру-человеку. Роботы на базе искусственного интеллекта собирают и упаковывают около 60-ти заказов за несколько минут.

Ещё одно соглашение Takeoff заключила с сетью супермаркетов Sedano. Компания планирует открыть центр обработки заказов одновременно из 14-ти магазинов сети, а также предложить покупателям самовывоз. По словам компании, технология Takeoff может повысить эффективность логистического центра более чем в десять раз.

JD.com

В июне 2018 года китайский ритейлер JD.com открыл «умный» склад, в котором работают только четыре человека, а основную работу выполняют роботы, сканеры изображений и технологии искусственного интеллекта. Производительность «умного» склада — 16 тысяч упаковок в час.

Автоматизированная доставка на «последней мили»

Автономные транспортные средства могут помочь ускорить доставку еды и продуктов покупателям. По данным аналитической компании McKinsey, стоимость доставки «последней мили» в 2017 году составила $86 млрд — это 28% от всех транспортных расходов ритейлеров.

Аналитики CB Insights считают, что высокие расходы, связанные с доставкой и повышением конкуренции в скорости обслуживания, серьезно влияют на рентабельность продуктовых ритейлеров.

Одна из стратегий по оптимизации расходов — замена водителей-курьеров на беспилотники.

Nuro

В июне 2018 года робототехнический стартап Nuro в партнёрстве с одной из крупнейших сетей супермаркетов США Kroger разработал беспилотный электромобиль R1, предназначенный для перевозки грузов.

R1 CNET
R1 CNET

Также Nuro и Kroger с августа 2018 года тестируют «флот» из беспилотных автомобилей Toyota Prius и Nissan Leaf для доставки продуктов клиентам.

Ford и Domino’s

В конце 2017 года OEM Ford и сеть пиццерий Domino’s провели тестирование беспилотных автомобилей в Мичигане.

OEM работает с 70-ю компаниями в первую очередь по автономной доставке пиццы, продуктов и других товаров в Майами.

Amazon Prime Air

Amazon для решения «последней мили» в 2013 году запустила сервис Amazon Prime Air, в котором доставкой лёгких грузов занимались дроны.

23 января 2019 года компания запустила тестовую доставку до дома при помощи автономных роботов Scout. Они будут доставлять посылки до двери, где их сможет забрать клиент. На первом этапе ритейлер вывел на маршрут шесть роботов, они будут использоваться для доставки посылок с понедельника по пятницу в светлое время суток.

Роботов сейчас активно внедряют в разные сферы розничной торговли — это связано с влиянием ИИ и технологиями восприятия (ML, DL, CV) окружающего мира.

В магазинах востребованы мобильные роботы, которые проверяют выкладку товара на полках. Они могут помочь в сокращении операционных расходов, увеличении продаж и оптимизации количества товара на складе.

Также набирает обороты разработка робототизированных касс (self-checkout), способных распознавать товары в корзине покупателя и автоматически формировать чек.

Робототехники не забывают и про рынки складской логистики и фулфилмента, где уже есть примеры успешных внедрений от таких гигантов ритейла, как Amazon, Alibaba, JD.com. Ведутся разработки на стадии R&D. Например, мобильные манипуляторы для сбора заказов в фулфилмент-центрах.

Помимо вышеперечисленных направлений, перспективным становится и применение роботов в «последней миле» доставки. Пример — робот-курьер. Такие разработки находятся ещё на ранней стадии, и действительно успешного коммерческого применения пока не встречалось. Это обусловлено как техническими ограничениями, так и нормативным регулированием, а также моральными вопросами относительно использования роботов-курьеров в повседневной жизни.

Логистические роботы для работы в отечественной промышленности и логистике должны обладать свойством коллаборативности — быть безопасными для людей. При таком применении они не столько заменяют людей, сколько увеличивают общую производительность труда. Такой подход мы применили к разработкам Лаборатории робототехники «Сбербанка» — прототипам логистических роботов для компаний.

Альберт Ефимов, руководитель лаборатории робототехники «Сбербанка»
1414
8 комментариев

и тут нет комментов =_=

Ответить

Удаленный комментарий

Ответить

тут боты что ли не с кем общатся

Ответить

Ну, наверное, до дронов, и VR в нашем Ритейле ещё далековато...)

Вот наш реальный кейс новых технологий О2О (online-to-offline)

На кассах в сети магазинов "Детский Крым" поставили холдеры с QR-кодом и с обещанием перевести 100руб. на карту лояльности. После сканирования на экране смартфона появляется адаптированная форма с опросом.
Результат: за пару дней несколько сотен отзывов!
Теперь есть точные болевые точки над чем работать и идеи куда развиваться...

http://www.4one.click/retail

Ответить

Это шестиэтажное площадью 20 м², на каждом ЗДАНИЕ пропустили

Ответить

Спасибо, поправил

Ответить

Ну пока это отдельные технологии, а вот когда начнут консолидироваться - будет интересно. Идеи ведь считываются сразу: спрашиваешь у робота товар - он ведет к товару (как LoweBot ), в нем же корзинка (как 7fresh), по дороге считывает инфу с полок о товарах (как Pensa) и заодно протирает полы (как Марти).
Вот это будет интересная интеграция и вполне конкурентоспособный робот.

Ответить