Как не допустить выгорание сотрудника и помочь, если оно произошло

Как не допустить выгорание сотрудника и помочь, если оно произошло

Современный мир диктует высокие стандарты, которым люди хотят соответствовать: быть успешным, продуктивным, много зарабатывать и успевать всё. Здесь запускается цепочка, в конце которой при большом количестве нагрузки стоит эмоциональное выгорание.

Как предотвратить его у своих сотрудников, если вы руководитель или HR-специалист? Рассказали в этой статье.

Как распознать и почему происходит

Выгоревший сотрудник — какой он? У каждого симптомы проявляются по-разному, но есть определённые паттерны:

— регулярно опаздывает;

— срывает дедлайны без веской причины;

— отказывается от новых задач;

— ощущает хроническую усталость;

— не испытывает интереса к работе;

— постоянно ошибается.

Как не допустить выгорание сотрудника и помочь, если оно произошло

«Почему так произошло?» — один из главных вопросов, который стоит задать себе как руководителю или HR-специалисту, если вы заметили у сотрудника симптомы выше. Как правило, причины бывают следующими.

Однообразная работа. Если сотрудник день за днём выполняет одну и ту же монотонную работу, то со временем его будни становятся похожими на день сурка. Человек настолько автоматизирует свои действия, что перестаёт что-либо придумывать и теряет навык креативности. Это в итоге снижает мотивацию, внимательность и интерес к работе.

Стрессовые ситуации. С таким часто сталкиваются менеджеры и руководители отделов. Человек перманентно находится в состоянии стресса, и со временем его мозг начинает ассоциировать рабочие задачи с чем-то опасным. Это приводит к повышенной тревожности.

Высокая нагрузка. Когда работы становится чересчур много и на отдых нет времени, мозг накапливает утомление. Это снижает работоспособность и вызывает хроническую усталость.

Отсутствие карьерных целей и обратной связи. Как со стороны коллег, так и со стороны руководителей работник не получает отзывы о своей работе. Это приводит к демотивации и непониманию, зачем тратить столько сил и времени на работу. В статье «Как правильно ставить карьерные цели и добиваться их?» рассказали о том, как сотруднику определить свои цели и найти мотивацию трудиться на благо себя и компании.

Как не допустить

«Лучше болезнь предотвратить, чем потом лечить». Если у сотрудника будут комфортные условия работы, то выгорания не случится. Что для этого необходимо?

Общение с сотрудником. Самое корректное решение, которое поможет предупредить эмоциональный спад — регулярно разговаривать с сотрудником о его состоянии. Так вы покажете своё неравнодушие и он будет чувствовать поддержку.

В ПГК существует три типа опроса сотрудников:— каждые полгода на платформе Happy Job проводятся анонимные опросы, чтобы составить общее мнение о состоянии коллектива. Они помогают собрать искренние и честные комментарии и пожелания;

— каждую неделю data scientist рассказывают, с какими проблемами столкнулись, что препятствует эффективной работе и, наоборот, что понравилось и как это преумножить;

— ситуативно один на один: главная цель таких встреч — создать доверительную атмосферу, свериться с карьерным планом и оценить мотивацию человека.

Что мы делаем, чтобы создать в компании свободную атмосферу, в которой есть время и работе, и отдыху, и саморазвитию?

Ретроспектива в командах. Это ежемесячная встреча отдела IT-специалистов, на которой собираются разработчики, аналитики и оунеры. Выявляются сильные и слабые стороны процессов и команды, обсуждаются текущие результаты, а также варианты решения проблем.

Комфортная обстановка. У каждой компании свой набор приятностей: в ПГК это мягкие зоны по всему офису, массажные кресла, кафе с вкусной и полезной едой, спортзал, где можно потренироваться, и гибридный формат работы для тех, кто предпочитает работать то в офисе, то на удалёнке.

Приятные скидки. Например, на обеды в кафе или на массаж.

Сообщества по интересам. Наши сотрудники устроили в ПГК книжный клуб, вместе путешествуют и даже организовали собственный марафон «Первооткрыватель»! Его суть в том, чтобы двигаться и «складывать» в общую копилку километры, покорённые с помощью бега, прогулок, катания на сапах и даже прыжков с парашютом. Так прошлым летом наши сотрудники преодолели отметку аж в 20 тысяч километров.

Лекции для расширения кругозора. Мы часто проводим для сотрудников встречи с классными лекторами, чтобы поговорить не только о работе, но и о культуре, искусстве, современном мире. У нас в гостях был футуролог Данила Медведев, бизнес-лектор и радиоведущий Леонид Клейн и множество других интересных личностей.

Психологическая поддержка. Если возникли трудности, с которым не может справиться руководитель или HR-специалист, каждый сотрудник в ПГК может получить онлайн-консультацию психолога из сервиса «Ясно» на условиях частичного софинансирования.

Как помочь, если выгорание случилось

Как не допустить выгорание сотрудника и помочь, если оно произошло

Для начала нужно выслушать человека и попытаться решить проблемы. Причиной выгорания может быть одна единственная нелюбимая задача, которую можно делегировать на другого сотрудника. Если таких причин много и с некоторыми из них пока нельзя справиться, то постарайтесь найти компромисс.

Отправить в отпуск. Иногда выгорание — это банальное отсутствие отдыха. Даже если сотрудник говорит, что отпуск ему не нужен, пусть всё равно сходит — это наверняка пойдёт ему на пользу.

Сменить обстановку. Бывают ситуации, когда человеку до работы необходимо добираться час или полтора. Это отнимает много физических и эмоциональных сил. Отправьте сотрудника на удалёнку, если работает в офисе. И наоборот: если трудится дома, то пусть приезжает в офис, чтобы пообщаться с командой и наладить коммуникацию.

Отправить на обучение. Казалось бы, какая учёба, если совершенно нет сил. Но иногда новые знания и повышение квалификации здорово мотивируют и дарят новые перспективы роста и развития.

88
2 комментария

довольно полезные советы, причём последнее время всё чаще обсуждают проблему выгорания

1
Ответить

рады, что статья оказалась полезной!

Ответить