Я - адвокат, и моя задача предвидеть, какую позицию займет гособвинитель и суд. Мошеничество (хищение) совершается 2-мя способами: - путем обмана; - путем злоупотребления доверием. В данной ситуации по правилам, установленным банком: кешбэк выплачивается при покупке (ж.д. билета, и т.д.). Покупки нет - кешбэка нет. Покупка отменена - кешбэк возвращается. Обман был осуществлен путем сокрытия от банка информации о том, что покупка была отменена. Умысел был направлен на хищение кешбэка и подтверждается многократностью возврата ж.д. билетов.
Последнее мое дело (октябрь 2022), в котором я защищал мошенников, это была организованная группа. Моя подзащитная за преступление по ч. 4 ст. 159 УК РФ получила 1 год и 10 месяцев условно. Суд дал такое мягкое наказание, потому что подсудимые вернули деньги потерпевшим. правосибир.ру
Таким образом, с вашей позиций я могу согласиться только в том случае, если банком в программе лояльности прямо установлена ОБЯЗАННОСТЬ клиента уведомлять банк о каждом возврате средств по расходным операциям с кэшбэком не на счет карты.
В этом случае была бы прямая квалификация в форме обмана банка и злоупотребление доверием в форме изначального умысла клиента на взятие на себя и неисполнения ОБЯЗАННОСТИ по уведомлению банка о возвратах (прописанной в программе лояльности) и сокрытию от банка информации о возвратах.
Но если банк не прописал в программе лояльности подобную обязанность, и даже не прописал, что кэшбэк начисляется только за расходные операции БЕЗ возврата или списывается по расходным операциям с возвратом НЕ НА СЧЕТ, то я не вижу оснований для квалификации действий клиента в рамках программы лояльности как мошенничество. Банк предложил условия - клиент ими воспользовался. Повторюсь: максимум можно вести речь о злоупотреблении.
Уточните, пожалуйста, почему вы решили, что банком были установлены именно такие правила? Ведь эти правила должны быть прямым текстом прописаны в программе лояльности, не так ли?
Если в программе лояльности не указано, что кэшбэк начисляется именно за ПОКУПКИ без возврата или не начисляется за покупки с возвратом, и что клиент обязан уведомлять банк о каждом возврате, то о каком именно "обмане" и "сокрытии" можно вести речь?
По факту кэшбэк начисляется не за "покупки", а за "расходные операции по карте с определенными МСС-кодами".
Смотрим, что указано, например, в программе лояльности Почта Банка:
Программа лояльности "Кэшбэк" – программа, СТИМУЛИРУЮЩАЯ Клиента совершать БОЛЬШЕЕ количество ОПЕРАЦИЙ по Карте.
Операция – любая РАСХОДНАЯ ОПЕРАЦИЯ, совершенная Участником Акции, с использованием Карты в соответствующих условиям Акции MCC. Операция включает 2 действия: • Авторизация – акцепт Банка-эмитента на совершение Операции по Карте; • Проведение расчетов – расчеты по Операции между банком-эмитентом и банком-эквайером.
В рамках проводимых Акций Банк рассчитывает Участнику Акции баллы за определенные Условиями Акции Операции с использованием Карты.
Я не вижу здесь каких-либо требований к "покупкам" и "возвратам". Клиент совершал расходные операции и получал за них кэшбэк в рамках программы лояльности. Требования об обязательном возврате на ту же карту или обязательное уведомление банка о возвратах программой лояльности не установлены.
Все, что указано по поводу возвратов - это ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ операций возврата НА СЧЕТ той же карты. Про возвраты иными способами, повторюсь, ничего не указано, никакие ограничения условиями программы НЕ УСТАНОВЛЕНЫ:
Операция отмены (возврата) – возврат денежных средств на Счет Клиента в случае отмены Операции/возврата товара, произведенный в период действия Акции.
В случае проведения Операции отмены (возврата) сумма баллов в текущем и последующих Расчетных периодах уменьшается на сумму баллов, рассчитанную по данной Операции в соответствии с действующими на день отмены /возврата Условиями Акций. Уменьшение может коснуться как баллов, рассчитанных по действующим Акциям, так и по будущим Акциям, которые акцептовал Участник
Я - адвокат, и моя задача предвидеть, какую позицию займет гособвинитель и суд.
Мошеничество (хищение) совершается 2-мя способами:
- путем обмана;
- путем злоупотребления доверием.
В данной ситуации по правилам, установленным банком: кешбэк выплачивается при покупке (ж.д. билета, и т.д.).
Покупки нет - кешбэка нет.
Покупка отменена - кешбэк возвращается.
Обман был осуществлен путем сокрытия от банка информации о том, что покупка была отменена.
Умысел был направлен на хищение кешбэка и подтверждается многократностью возврата ж.д. билетов.
Последнее мое дело (октябрь 2022), в котором я защищал мошенников, это была организованная группа. Моя подзащитная за преступление по ч. 4 ст. 159 УК РФ получила 1 год и 10 месяцев условно. Суд дал такое мягкое наказание, потому что подсудимые вернули деньги потерпевшим.
правосибир.ру
Таким образом, с вашей позиций я могу согласиться только в том случае, если банком в программе лояльности прямо установлена ОБЯЗАННОСТЬ клиента уведомлять банк о каждом возврате средств по расходным операциям с кэшбэком не на счет карты.
В этом случае была бы прямая квалификация в форме обмана банка и злоупотребление доверием в форме изначального умысла клиента на взятие на себя и неисполнения ОБЯЗАННОСТИ по уведомлению банка о возвратах (прописанной в программе лояльности) и сокрытию от банка информации о возвратах.
Но если банк не прописал в программе лояльности подобную обязанность, и даже не прописал, что кэшбэк начисляется только за расходные операции БЕЗ возврата или списывается по расходным операциям с возвратом НЕ НА СЧЕТ, то я не вижу оснований для квалификации действий клиента в рамках программы лояльности как мошенничество. Банк предложил условия - клиент ими воспользовался. Повторюсь: максимум можно вести речь о злоупотреблении.
Уточните, пожалуйста, почему вы решили, что банком были установлены именно такие правила? Ведь эти правила должны быть прямым текстом прописаны в программе лояльности, не так ли?
Если в программе лояльности не указано, что кэшбэк начисляется именно за ПОКУПКИ без возврата или не начисляется за покупки с возвратом, и что клиент обязан уведомлять банк о каждом возврате, то о каком именно "обмане" и "сокрытии" можно вести речь?
По факту кэшбэк начисляется не за "покупки", а за "расходные операции по карте с определенными МСС-кодами".
Смотрим, что указано, например, в программе лояльности Почта Банка:
Программа лояльности "Кэшбэк" – программа, СТИМУЛИРУЮЩАЯ Клиента совершать БОЛЬШЕЕ количество ОПЕРАЦИЙ по Карте.
Операция – любая РАСХОДНАЯ ОПЕРАЦИЯ, совершенная Участником Акции, с использованием Карты в соответствующих условиям Акции MCC. Операция включает 2 действия: • Авторизация – акцепт Банка-эмитента на совершение Операции по Карте; • Проведение расчетов – расчеты по Операции между банком-эмитентом и банком-эквайером.
В рамках проводимых Акций Банк рассчитывает Участнику Акции баллы за определенные Условиями Акции Операции с использованием Карты.
Я не вижу здесь каких-либо требований к "покупкам" и "возвратам". Клиент совершал расходные операции и получал за них кэшбэк в рамках программы лояльности. Требования об обязательном возврате на ту же карту или обязательное уведомление банка о возвратах программой лояльности не установлены.
Все, что указано по поводу возвратов - это ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ операций возврата НА СЧЕТ той же карты. Про возвраты иными способами, повторюсь, ничего не указано, никакие ограничения условиями программы НЕ УСТАНОВЛЕНЫ:
Операция отмены (возврата) – возврат денежных средств на Счет Клиента в случае отмены Операции/возврата товара, произведенный в период действия Акции.
В случае проведения Операции отмены (возврата) сумма баллов в текущем и последующих Расчетных периодах уменьшается на сумму баллов, рассчитанную по данной Операции в соответствии с действующими на день отмены /возврата Условиями Акций. Уменьшение может коснуться как баллов, рассчитанных по действующим Акциям, так и по будущим Акциям, которые акцептовал Участник