Рынок медицинских анализов: итоги года

В середине марта я давал прогноз, что ждет рынок медицинских анализов в 2022 году. С ним вы можете ознакомиться тут

Совпал ли он с реальностью, расскажу ниже

Валерий Саванович, основатель и владелец медицинской онлайн-лаборатории Lab4U
Лабораторной диагностикой занимаюсь с 2009 года

Медицина и медоборудование формально не под санкциями. Импортозамещение хоть и пытается, но не может заменить импортные анализаторы и реагенты. Тут я был прав. Хотя на данный момент такой необходимости - нет, в основном реагенты есть.

Ошибся в росте себестоимости: прогноз был 30-40%, фактически — около 20-25%. Я даже немного рад такому стечению обстоятельств, поскольку пересчитывал экономическую модель на год, исходя из роста 40%.

Основных обстоятельств пять

  1. курс рубля к доллару США, большую часть года был достаточно стабилен, и на низком уровне.Несмотря на это, цены на реагенты в рублях все равно выросли. Поставщики мотивируют это усложнением логистики, инфляцией и много чем другим. Часть платежей у лабораторий идет в рублях, часть в рублях, но в привязке к доллару. Рублевые платежи стало проводить дороже, но не на столько, сколько предполагали. Мы правильно все просчитали и проскочили период “доллар по 120” без крупных закупок

  2. переход на другие замещающие реагенты и анализаторы
  3. перебои с поставкой реагентов крупного поставщика решений для гематологии, аллергодиагностики, но вопрос решается с помощью замены
  4. трансформация системы платежей практически не повлияла на себестоимость
  5. есть проблемы с поставкой оборудования. В результате есть недостаток предложения. Однако Lab4U в основном работает напрямую с производителями. У нас парк оборудования в основном укомплектован, оборудование новое. Исходя из этого наши расходы увеличились не сильно

В вопросе этики я оказался частично прав. Некоторые поставщики лабораторного оборудования и тест систем ушли из России. Часть исследований не выполняется, остальные стали делать на оборудовании и реагентах других производителей по более высокой цене.

Расходная часть на рекламу увеличилась

С 18 марта - дата написания прогнозной статьи - были закрыты и полузакрыты еще часть каналов. Часть аудитории перетекла в ранее созданные и поддерживаемые каналы. Остальных нужно было привлекать с увеличенной стоимостью. Перетекание бюджетов лабораторий в оставшиеся каналы действительно увеличило стоимость лида. В Lab4U мы особое внимание уделили качеству рекламы, что позволило остаться при том же бюджете без просадки в конверсиях.

Также мы занялись тестированием новых каналов, но об этом лучше расскажет моя коллега Анна Федорцова в другой статье.

Российские производители тест-систем для лабораторных исследований

Как и предполагалось, наращивают обороты и цены. В основном, за счет поставки реагентов по госконтрактам. Они все еще не закрывают весь перечень необходимых исследований.

Китайские производители

Они ускорили экспансию на российский рынок. Дилеров и дистрибьюторов много, меню тестов большое, сертификацию они проходят быстро. Мы пока к ним приглядываемся, но в ближайшее время переходить на них не собираемся.

Белорусские креветки

Я предполагал развитие схемы “Белорусские креветки”. Она появилась, только страной ошибся. Параллельный импорт идет из Турции и ОАЭ. Сейчас он в процессе отладки. Как я писал в прошлой статье: реагенты термолабильные, а посредникам нужно платить, что увеличит их стоимость, поэтому для себя мы эту схему не рассматриваем.

Что год грядущий нам готовит по моему мнению

  • в крупных городах может быть просадка по количеству пользователей, если отток людей не остановится. Мы уже почувствовали тенденцию к снижению потребительского спроса
  • себестоимость анализов будет постепенно расти, предпосылок резких скачков я не вижу
  • возможно, какие-то исследования будут выведены или их переведут на другое оборудование
  • количество наших коллег, которые выросли на ковиде, сократится
  • маркетинг станет сложнее и дороже

Что будет делать в 2023 году Lab4U

  • запустим приложение для IOS, на Android успели выпустить в этом году
  • улучшим UI/UX
  • расширим перечень анализов и создадим еще больше комплексов
  • откроемся в других городах
  • облегчим подбор анализов
  • протестируем новые маркетинговые каналы
55
9 комментариев

главное следите, чтоб данные не слили

2
Ответить

Обязательно, в этом прелесть собственной разработки и серверов с минимальными доступами к ним. Однако в этом вопросе "слишком" не бывает.

Ответить

Вас интересуют разработки в области машинной расшифровки лабораторных тестов? Я врач-гематолог и разработчик таких технологий на базе machine learning и rule-based

1
Ответить

Мы эти занимаемся последние 4 года, но всегда интересно обсудить эту тему. Напишите, пожалуйста, на почту social@lab4u.ru. Мои коллеги, которые этим занимаются, с вами свяжутся

1
Ответить

поэтому для себя мы эту схему не рассматриваемПочему бы не открыть такого "посредника" самостоятельно, окупать за счет поставок конкурентам, а себе поставлять по себестоимости?

1
Ответить

Идея дельная, но это не совсем наш бизнес, не особо хочется распыляться на эту схему. Лучше мы сосредоточимся чисто на выполнении анализов и закупкой напрямую у производителей. Если 2023 пойдет по моему плану, то оставим все, как есть. Если нет..... надо будет отдельно думать и считать

Ответить

Если не секрет, какие города рассматриваете для расширения?

Ответить