УАЗ Буханка, как главный символ Байкала. Почему она так идеальна (много фото Байкала и Буханки)

Вчера вечером увидел на всру пост о том, что в Крыму представят Буханку с электродвигателем к концу лета 2023. Поскольку я являюсь обладателем этого чудо-автомобиля, хотелось бы немного вставить свои две копейки.

Байкал, степь Тажераны, местность пик Бишаева. Фото на рассвете. Фотограф: Попова Дарья
Байкал, степь Тажераны, местность пик Бишаева. Фото на рассвете. Фотограф: Попова Дарья

Буханка — электромобиль?

В дополнение той самой статьи: первая электроБуханка появилась ещё в 1959, однако запас её хода был крайне минимален. Она тестировалась на территории аэропорта. Батареи располагались в боковых частях салона.

УАЗ Буханка, как главный символ Байкала. Почему она так идеальна (много фото Байкала и Буханки)

В 1975 проект электроБуханки сдвинулся с мёрвтой точки. Партия дала новое распоряжение — автомобиль должен заряжаться от городской электросети за короткий срок. Думали-думали инженеры и придумали - свинцово-кислотные АКБ, расположенные на уровне рамы (считай, под полом, так как машина очень высокая, клиренс бешенный). Таким образом, освободилось место в салоне, а АКБ получили нужное охлаждение.

К 1978 году электроБуханка научилась заряжаться за 1 час до 70%, а запас хода увеличился до 50 км в городском цикле. Эта версия получила название УАЗ 3801.

УАЗ 3801, электромобиль
УАЗ 3801, электромобиль

Буханка — это чё, название?

Автомобили УАЗ вагонной компоновки (когда двигатель не вынесен вперёд перед водителем, а находится внутри) в народе больше известны под навзанием Буханка из-за своей формы, напоминающей буханку хлеба. Есть ещё другие популярные названия, преимущественно распространённые среди деревенских жителей — Таблетка и Санитарка, поскольку УАЗ Буханка был широко распространён в скорой помощи и в армии (одно из требований Партии при разработке было, чтобы в машину помещались 4 носилки с ранеными военными).

Таблетка / Санитарка
Таблетка / Санитарка

На одной из выстовок в те послевоенные года УАЗ 452 был призан более удачной моделью, чем Volkswagen Transporter:

Volkswagen Transporter, один из символов хиппи
Volkswagen Transporter, один из символов хиппи

Изначально у Бахунки полное название было УАЗ 450, внешне выглядел он так:

УАЗ 450, музейный экспонат, дата релиза: 1958 год
УАЗ 450, музейный экспонат, дата релиза: 1958 год

Ульяновский автомобильный завод произвёл работу над ошибками и выпустил новую, модицифированную версию УАЗ 452 в 1965 году:

Байкал, пролив Малое Море, местность Сурхайте. Туристические Уазики. Фотограф: Попова Дарья
Байкал, пролив Малое Море, местность Сурхайте. Туристические Уазики. Фотограф: Попова Дарья

И вот как выпустили Буханку в 1965 году, так она до сих пор и производится в практически неизменном виде. Это один из самых долго производимых автомобилей в мире. В этом году (2023) неизменности Буханки исполняется 58 лет. Сегодня индекс УАЗ 452 уже не используется, а подразделяется на 3909, 2206 и другие сложные цифры, в зависимости от комплектации (автобус, фермер и т. д.). Для упрощения Ульяновский автомобильный завод официально называет все Буханки, как УАЗ СГР — УАЗ Старая Грузовая Разработка.

УАЗ Буханка, как главный символ Байкала. Почему она так идеальна в байкальских широтах

Когда вы приезжаете в Ольхонский район (или на сам остров Ольхон), первое, на что вы обратите внимание — безумное количество Буханок, а по приезду на сам остров Ольхон, в его главный посёлок Хужир, вам сразу же предложат экскурсию на Буханке. Казалось бы, такой старый автомобиль, некомфортный, допотопный, как так ваще. Почему он так широко распространён?

Во-первых, запчасти на Буханку можно найти в любой деревни любой части России, а за бутылку водки ещё и найдётся местный Вася, который переберёт тебе всю машину. Стоит упомянуть и хорошую ремонтопригодность. Конечно, японские машины тоже встречаются на Байкале, но для их ремонта нужно обязательно ехать в город за запчастями или даже специальными инструментами, плюс в байкальских деревнях мало людей, разбирающихся в иномарках, по сравнению с теми, кто разбирается в Уазиках.

Байкал, Малое Море, местность Сурхайте. Перерыв на обед. Фоторгаф: Сергей Доржиев
Байкал, Малое Море, местность Сурхайте. Перерыв на обед. Фоторгаф: Сергей Доржиев

Во-вторых, Буханка на байкальских дорогах едет в разы комфортнее и мягче, чем легковушки и кроссоверы. Парадокс, однако, но так оно и есть. Всё благодаря мостовой подвеске, рессорам, ремонтопригодности и самому высокому клиренсу, установленному с завода для серийного автомобиля. Японские (или любые другие) автомобили рассчитаны под асфальт, а не под бездорожье и убитую российскую гравийку. Когда городские туристы едут по байкальским дорогами 20-40 км/ч, местные пацаны на Уазиках с 8 туристами на борту летят со скоростью 80-100 км/ч и никто в салоне даже не подпрыгивает.

Это я впереди еду, везу фотографов. Фотограф: Сергей Доржиев
Это я впереди еду, везу фотографов. Фотограф: Сергей Доржиев
Перечесение реки Курма. Да, это снова я впереди, так как в той поездке маршрут фототура разрабатывал я. Фотограф: Сергей Доржиев
Перечесение реки Курма. Да, это снова я впереди, так как в той поездке маршрут фототура разрабатывал я. Фотограф: Сергей Доржиев
Байкал, пролив Малое Море, местность Сарма, пляж Дебей. Дорога по берегой линии Байкала. Фотограф: Сергей Доржиев
Байкал, пролив Малое Море, местность Сарма, пляж Дебей. Дорога по берегой линии Байкала. Фотограф: Сергей Доржиев
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. Вид из Буханки. Через 10 метров — отвесный обрыв в Байкал высотой в 200 метров. Фотограф: Прокофьева Милена
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. Вид из Буханки. Через 10 метров — отвесный обрыв в Байкал высотой в 200 метров. Фотограф: Прокофьева Милена

В-третих, Буханка способна перевозить в себе 9-13 человек (включая водителя). Благодаря тому, что двигатель находится внутри машины, а не выненесен в капот, места в салоне хоть отбавляй. Я исследовал этот вопрос: Уазик — самый просторный полноприводный микроавтобус, как по ширине, так и по длине.

Да что уж говорить — в Уазике помещается целая кухня. В кострюле — горчая уха из байкальского омуля. На фото — Борис, житель изолированной деревни Онгурён на Байкале. Выбрался на большие земли ради гостей. Фотограф: Мольков Александр
Да что уж говорить — в Уазике помещается целая кухня. В кострюле — горчая уха из байкальского омуля. На фото — Борис, житель изолированной деревни Онгурён на Байкале. Выбрался на большие земли ради гостей. Фотограф: Мольков Александр
Довольные гости употребляют уху. Фотограф: Мольков Александр
Довольные гости употребляют уху. Фотограф: Мольков Александр
Как себя чувствуют туристы в Буханке, пока та едет не по дороге, а по направлению. Фотограф: Лашманова Елена
Как себя чувствуют туристы в Буханке, пока та едет не по дороге, а по направлению. Фотограф: Лашманова Елена
Главное — давление в шинах 1.8 атмосфер и стать пассажиром местного жителя, знающего местные дороги и направления, и тогда можно положить голову хоть на металлическую панель. Фотограф: Лашманова Елена
Главное — давление в шинах 1.8 атмосфер и стать пассажиром местного жителя, знающего местные дороги и направления, и тогда можно положить голову хоть на металлическую панель. Фотограф: Лашманова Елена

В-четвёртых, Буханка — ретро-автомобиль. Когда иностранные пешие туристы высаживаются с парома на остров Ольхон, они среди ГАЗ Соболь, Mitsubishi Delica, Toyota Hiace и УАЗ Буханка выбирают именно Уазик. Для иностранцев это небазываемый экспириенс, особенно когда Уазик начинает покорять байкальское бездорожье.

Байкал, степь Тажераны, местность Долина Каменных духов. Фотограф: Иванова Дарья
Байкал, степь Тажераны, местность Долина Каменных духов. Фотограф: Иванова Дарья
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. Фотограф: Елисеева Анастасия
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. Фотограф: Елисеева Анастасия
Байкал, степь Тажераны, местность Долина Каменных духов. Фотограф: Сергей Доржиев
Байкал, степь Тажераны, местность Долина Каменных духов. Фотограф: Сергей Доржиев
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. На рассвете в фототуре. Фотограф: Сергей Доржиев
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. На рассвете в фототуре. Фотограф: Сергей Доржиев

Заключение

Как я и сказал ранее, УАЗ Буханка — самый распростанённый вид транспорта на Байкале, благодяра своей вместимости, проходимости, ремонтопригодности и запчастям в любой удалённой деревне.

Я являюсь тем счастливым человеком, который обладает этим транспортом, показывающем гостям Байкала его лучшие места. Конечно, у Уазика есть свои минусы, такие, как дорогие цены на запчасти, неудобство для водителя, уродское расположение некоторых элементов ходовой и двигателя.

Я устаю, когда управляю им, но я кайфую от этой тачки, точно так же, как и туристы. У меня есть другая машина, на которой я катаю туристов — Toyota Land Cruiser Prado, но у Уазика есть своя аура, роматника, наверное, даже своя энергетика. На Toyota Land Cruiser Prado я просто катаю туристов, а на Уазике я как будто погружаю их с головой в мир Байкала.

УАЗ Буханка — хороший автомобиль, но не для города или асфальта. Моё сердце плачет, когда я смотрю все 100% негативных обзоров на Уазик на Ютубе. Я понимаю и сам переживаю все претензии, которые демонстрируются в этих видео, но их авторы не видят того, что вижу я — той байкальской романтики, когда 8 довольных туристов в салоне пищят от радости, когда мы обгоняем все легковушки по гравийке, проезжаем над камнями, которые пришлось бы обходить пешком, и когда в конце концов выезжаем на вершину горного хребта, скалы которого уходят глубоко в Байкал.

Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. Фотограф: София Трунова
Байкал, степь Тажераны, пик Бишаева. Фотограф: София Трунова

Этот пост мог быть рекламой моих туров на Байкал, но они и так хорошо продаются, но, если что, мой номер +7 (904) 141-64-44 (звонок, What's App, Viber, Telegram)

Рил реклама — мой телеграм-канал с актуальными новостями про крипту и майнинг - @gBaikal (никакого трейдинга, сигналов и прочей сопутствующей ереси).

101101
145 комментариев

пацаны на Уазиках с 8 туристами на борту летят со скоростью 80-100 км/ч и никто в салоне даже не подпрыгивает.

Поржал. Более жуткого по комфорту авто просто не существует. Шум, вонь, каждую кочку ты не просто ощущаешь жопой, а тебя мотает из стороны в сторону, ты подпрыгиваешь и бьешься головой об стены. И это на скорости 40-50, где на ниве тебя лишь слегка потряхивает.

80

Не, про Ниву побрщенул, она реально плохо переносит дороги, сильно козлит. Возможно, твой опыт связщан с плохо подготовленным Уазиком.

Я, как человек, который 5 лет катает туристов на Буханке на Байкале, готов заявить, что грамотно подготовленный Уазик и правильный водитель за рулём удивят любого туриста. Конечно, спору нету, на Крузаке всё равно комфортнее и мягче, но, с другой стороны, Уазик дешевле и в нём помещается 8-12 пассажиров, а в Крузаке — всего 4 (плюс для него цена выше, выходит, что наценка в 2-3 раза больше по сравнению с Буханкой).

Уазики бывают разные. Есть старые, 90-00-х годов, есть свежие, 5-летней давности. Есть ребята, которые шумят их в круг и усивливают все элементы кузова, которые возможно, лишь бы не скрипело по подороге.

Вообще, чем выше скрость, чем мягче, если речь идёт о стиральной доске длиной в 40 км от парома до Хужира (по строву Ольхон).

Всё же в статье я сравнивал скорость с легковушками: в поддержанной легковой / кроссовере иномарке на скорости 40 км/ч больше дискомфорта, чем в Уазике (при условии, что местный водитель сидит, а не наёмный городской), поскольку в иномарке подвсеска Макферсон + на стиральной доске дребезжит весь пластиковый салон, когда в Уазике тупо металл.

Так-то я бы добавил, что лучший траспорт на Байкале по комфорту - это Крузак. Не важно какой, лишь бы подвестка была в ажуре: TLC 80, TLCP 95, TLC 100, TLCP 120, TLC 200, TLCP 150. Однако речь о цене и вместимости.

8

И правда - не подпрыгивают только когда летят. А летать они могут только в одном направлении.

2

где на ниве тебя лишь слегка потряхиваетЯ вот про Ниву на стандартных мостах не поверю никогда.

Ну про Ниву это конечно пиздеж))

Кроме первой причины (каждый Васян сможет отремонтировать) и частично третьей (некоторые туристы падки на такой дизайн), остальные - хуйня, высосанная из пальца.

P.S. Зато благодаря этому посту я нашёл родственницу Гарольда.

64

Лицо человека которого прокатили на 100 км/ч на буханке по сомнительным дорогам, а потом его заставили улыбаться и говорить как это было комфортно

18