Как стоматологии привлекать первичных пациентов в 2023 году

Как стоматологии привлекать первичных пациентов в 2023 году

Как только бизнес адаптируется к одному кризису, так наступает другой и всё надо начинать сначала. Ситуация меняется очень быстро. Скоро статьи на VC будут называться «Как бизнесу продвигаться в первые две недели февраля» или «10 способов привлечь клиентов до конца этого месяца». Строить прогнозы в такой обстановке сложно.

Мы всё же собрали способы, как клинике привлекать первичных пациентов в 2023 году. Эти методы помогли заказчикам Вебфлай сохранить поток клиентов, когда спрос резко упал. А значит эти подходы будут работать и дальше. Если не отвалится интернет)

Отталкиваться будем от того, как пациенты ищут стоматологические услуги — это «сарафанное радио» и интернет. Остановимся на втором источнике. Посмотрим на примере высокомаржинальной услуги и введём в поисковой строке Яндекса запрос «имплантация зубов в воронеже цена».

Поисковая выдача: 1. Контекстная реклама. 2. Карты и справочники. 3. Медицинские порталы. 4. SEO-продвижение
Поисковая выдача: 1. Контекстная реклама. 2. Карты и справочники. 3. Медицинские порталы. 4. SEO-продвижение

В первой строке поисковой выдачи окажется контекстная реклама — самая дорогая, но и наиболее эффективная. На второй позиции — Яндекс.Карты и клиники с высоким рейтингом на геосервисе. На третьем месте — медпорталы и «отзовики». На четвёртом — органическая выдача. Это сайты клиник, которые занимаются SEO-продвижением. Пройдёмся по каждому из этих пунктов.

Контекстная реклама

Рекламные объявления в поисковой выдаче
Рекламные объявления в поисковой выдаче

После ухода Google Ads остались Яндекс.Директ и VK Реклама (площадка для размещения рекламы во «ВКонтакте», «Одноклассниках», на Mail.ru и на «Юле» из одного личного кабинета). Но поскольку Яндекс — наше всё, то рассмотрим продвижение на примере этой платформы.

Яндекс.Директ позволяет создавать рекламу под задачу: приводить клиентов, продавать товары и услуги, возвращать клиентов. Нас интересует привлечение первичных пациентов. Для этого ЯД предлагает рекламу на поиске и тематических сайтах (РСЯ), баннеры и видеорекламу.

Начать продвижение можно в пару кликов. Для запуска рекламной кампании клинике достаточно указать ссылку на сайт или лендинг — ЯД сам предложит картинку, текст и настройки, и посчитает цену.

Конкуренция и стоимость: среднее по больнице

Упрощение запуска рекламы привело к росту конкуренции в нише и удорожанию клика. Контекст пробуют всё больше маленьких клиник — они дают рекламу на 2-3 месяца, сливают бюджет и уходят. А перегрев рынка остаётся.

По данным Яндекс.Сегмента, число рекламодателей за последние 2-3 года не изменилось. Но при этом расходы стоматологий на продвижение выросли в 2 раза, цена клика подорожала в 2 раза
По данным Яндекс.Сегмента, число рекламодателей за последние 2-3 года не изменилось. Но при этом расходы стоматологий на продвижение выросли в 2 раза, цена клика подорожала в 2 раза

Приведём пример на нашем клиенте — воронежской клинике премиум-класса. Чтобы получить «выхлоп» от продвижения через Яндекс.Директ, стоматология тратит на рекламу около 200 тысяч рублей каждый месяц. И запускает кампании регулярно, а не периодами.

Сезонность контекстной рекламы

Сезон у клиник делится на 2 части: первая — с сентября по середину декабря, вторая — с середины января по конец марта. Учитывайте подъёмы и спады для оптимизации затрат, но не останавливайте продвижение. Не выключайте рекламу в несезон, просто сократите расходы и оставьте 10-15% от ежемесячного бюджета. Это будет выгодно. В несезон большинство рекламодателей уходят, конкуренция и цена клика уменьшаются, и вы получите больше конверсии по сниженной стоимости.

Возьмём для примера конец года. Мы рекомендовали клиникам оставить рекламу на период новогодних каникул, когда все её отключают. Это позволило перезапустить рекламные кампании в праздники и получить дополнительную «первичку» по невысокой цене за клик. Пока клиника отдыхает — реклама не останавливалась и работает на будущую запись.

Статистикой по платному продвижению для клиник делимся в Telegram-канале «Вебфлай: продвижение клиник».

Карты и справочники: Яндекс.Карты, 2ГИС, GoogleMaps

На втором месте поисковой выдачи — карты и справочники. В нашем примере это — Яндекс.Карты. В зависимости от региона популярен также 2ГИС и кое-где ещё жив GoogleMaps.

Справочный блок поисковика. В нём показываются компании с высоким рейтингом и положительными отзывами. На выдачу влияет также геопозиция пользователя
Справочный блок поисковика. В нём показываются компании с высоким рейтингом и положительными отзывами. На выдачу влияет также геопозиция пользователя

Пациент при выборе клиники в первую очередь обратит внимание на компании из справочного блока. Чем больше положительных оценок и отзывов, тем выше шанс, что он заинтересуется, посмотрит профиль компании и конвертируется в пациента.

Например, рейтинг воронежской клиники «Ваш стоматолог» на площадке — 4,6 балла. В профиле более 200 отзывов и почти 490 оценок. Эти показатели влияют на трафик —в 2022 году карточку компании посмотрели свыше 55 тысяч человек, более 3 тысяч из них обратились в клинику. «Ваш стоматолог» не использует платное продвижение, но за неполный 2022 год привлёк 3300+ первичных пациентов, в том числе с Яндекс.Карт.

Скриншот профиля клиники «Ваш стоматолог» на Яндекс.Картах. Данные за январь 2023 года
Скриншот профиля клиники «Ваш стоматолог» на Яндекс.Картах. Данные за январь 2023 года

Как поднять рейтинг на Яндекс.Картах

Для ранжирования компании на площадке важна заполненность профиля, знак верификации «Информация подтверждена владельцем» (синяя галочка), отзывы и рейтинг медорганизации.

В Яндекс.Бизнес есть инструкция Как добавить компанию и рекомендации по оформлению карточки. Аналогичные гайды у 2ГИС — Как добавить компанию, и у GoogleMaps — Как добавить профиль компании. На всех площадках выше ротируются аккаунты, у которых заполнены прайс-листы, есть фото, ссылки на сайт и соцсети, отзывы, оценки, и оперативные ответы на комментарии.

И если с наполнением профиля всё просто — один раз внёс данные и обновляешь по мере необходимости, то сложность возникает со сбором отзывов и оценок. Пациенты пойдут писать комментарии на картах, если получили «вау-эффект» от лечения или, наоборот, чем-то недовольны.

Как собирать отзывы

Поставьте табличку с QR-кодом в кабинете врача или на стойке администратора, чтобы пациент вышел с приёма, навёл камеру смартфона на код, перешёл по ссылке и написал комментарий. Чтобы персонал не забывал предлагать пациенту оставить отзыв, укажите это в должностной инструкции или отдельном регламенте.

Автоматизируйте сбор отзывов и обратной связи. Используйте сервис, который отправляет сообщения с просьбой оценить обслуживание. Это могут быть «Индекс NPS», Zabota.2.0, Rang.ai, Rocketdata и другие. Если клиент поставит 9-10 баллов, то приложение переадресует его на внешний ресурс, чтобы оставить положительный комментарий. Или на форму обратной связи, если оценка 8 баллов и ниже.

Но один раз собрать пачку отзывов от пациентов — недостаточно. Оценки и комментарии должны поступать в профиль компании на Яндекс.Картах регулярно. «Ваш стоматолог» использует приложение «Индекс NPS». С ним клиника за 9 месяцев собрала более 50 отличных отзывов на геосервисе.

Платное продвижение на картах

У всех навигаторов и картографических справочников (кроме GoogleMaps) есть платное продвижение. В зависимости от платформы оно даёт: выделение компании на карте, возможность запустить акцию, улучшенную карточку, витрину с товарами и услугами, кнопку для связи подменный номер и другое.

На Яндекс.Картах реклама автоматизирована. Нажатием одной кнопки алгоритм посчитает индивидуальную стоимость продвижения. Цена начинается от 3 тысяч рублей и зависит от сферы бизнеса, местоположения, конкурентов, числа потенциальных клиентов и срока размещения рекламы. В 2ГИС настройкой занимается менеджер. От компании требуется выбор рубрики и оплата.

Медицинские порталы с отзывами

Медицинские порталы выходят в поиске после рекламных объявлений
Медицинские порталы выходят в поиске после рекламных объявлений

В Яндекс.Wordstat свыше 1 млн запросов в месяц по фразе «отзывы пациентов» и около 130 тысяч поисков по словам «отзывы о врачах». Пользователи изучают рейтинги клиник и специалистов на порталах Продокторов.ру, ЛайкДоктор.ру, Zoon.ru, Doctu.ru и других.

Рассмотрим продвижение клиники на примере портала ПроДокторов.ру. Он находится на первом месте поисковой выдачи, более популярен в регионах и называет себя сайтом №1 по количеству отзывов, страниц врачей и посетителей (более 16 млн в месяц).

1. Платная выдача 2. Органическая выдача
1. Платная выдача 2. Органическая выдача

В каждом разделе портала сначала выводятся платные рекламные позиции (спецразмещение), затем клиники, которые подключили к порталу МИС и онлайн-запись (платная услуга), далее идёт органическая выдача —медорганизации с заполненными профилями и отзывами. Например, если у стоматологии хорошие оценки, но нет онлайн-записи, то её место в рейтинге будет ниже.

Вот инструкция «Как зарегистрировать клинику на портале ПроДокторов.ру». После этого откроется доступ в личный кабинет. В нём более 10 разделов: рекламные кампании, управление прайсом, акциями и записью на приём, аналитика, отзывы и другие.

Интерфейс личного кабинета клиники на ПроДокторов.ру
Интерфейс личного кабинета клиники на ПроДокторов.ру

Продвижение клиники на ПроДокторов.ру

На рейтинг клиники на портале влияют отзывы о медорганизации и врачах. Если карточка клиники заполнена, а докторов — нет, то позиция в списке будет ниже. Рейтинг специалиста зависит от отзывов пациентов и информация об опыте. В целом на рейтинг врача и клиники влияют параметры отзыва: количество оценок, средний балл, детальность отзыва и дата посещения.

Чтобы занять верхние строчки в органической выдаче клинике нужно заполнить карточку: указать график работы и стоимость услуг, добавить фото, отвечать на комментарии и собирать отзывы. На ранжирование повлияет наличие онлайн-записи через ПроДокторов.ру, но это уже платная услуга.

В личном кабинете на ПроДокторов.ру есть советы, как улучшить аккаунт клиники
В личном кабинете на ПроДокторов.ру есть советы, как улучшить аккаунт клиники

Отдельно требуется вести карточки врачей: загрузить аватары, указать образование, повышение квалификации, прайс, опыт работы, профиль лечения, график и другое. В отличие от клиник, специалисты могут бесплатно продвигаться на площадке. Вот инструкция «Как врачу продвигаться на портале ПроДокторов бесплатно».

Если работать с рейтингом на площадке, то можно стабильно привлекать пациентов. Например, клиника «Ваш стоматолог» регулярно ведёт профиль на «ПроДокторов» и входит в топ-10 клиник Воронежа. У медорганизации 319 отзывов и средний балл — 4,6. Эти факторы влияют на приток клиентов. Так, в 2022 году карточку клиники на «ПроДокторов» посмотрели более 2200 раз, 300 человек записались на приём через портал. В целом клиника получает около 30 записей на приём ежемесячно.

Рейтинг клиники «Ваш стоматолог» на ПроДокторов.ру
Рейтинг клиники «Ваш стоматолог» на ПроДокторов.ру

Платное продвижение ПроДокторов.ру

Стоимость платных услуг на портале зависит от региона и конкуренции в нише.

Платные услуги:

  • Спецразмещение карточки клиники или врача на первой странице рейтинга по специальности и городу. Длится одни сутки, одновременно выводится не более трёх карточек. Цена услуги определяется путём аукциона.
  • Запись на приём в клинику через ПроДокторов.ру. Плата взимается за каждую конкретную запись. Есть 3 вида услуги: «Заявка на запись» —заявки передаются в клинику по email и/или SMS. «Экспресс-запись» — заявки поступают в клинику на выделенный порталом ПроДокторов номер телефона. «Прямая запись» — подключается при наличии у ПроДокторов специализированного модуля интеграции с МИС клиники.
  • Баннерная реклама. Доступна только для клиник.

SEO-продвижение

Сайты, которые используют SEO-продвижение, выводятся в поисковой выдаче сразу после медпорталов
Сайты, которые используют SEO-продвижение, выводятся в поисковой выдаче сразу после медпорталов

SEO — самый надёжный канал, который приводит клиентов, когда другие источники трафика «отваливаются». В SEO стоимость привлечения лида ниже, чем в контекстной рекламе. Но для этого подхода нужен многостраничный сайт, обновление фото- и текстовых материалов, и регулярная оптимизация.

Работа с SEO начинается на этапе проектирования сайта. От того, какие ключевые слова пациенты вбивают в поиске, когда ищут клинику, зависит структура и наполнение сайта. SEO-ключи подсказывают, какие на сайте нужны разделы, заголовки и поисковые слова. Ведь одну процедуру пациент ищет по-разному, например, «исправление прикуса» или «брекет-системы».

SEO-ключи для сайта стоматологии
SEO-ключи для сайта стоматологии

Запросы делятся на 2 категории: коммерческие и информационные. В коммерческих есть слова «цена/ купить/ сколько стоит». По ним приходят горячие лиды, которым услуга нужна сейчас. Информационные запросы — это «нет зуба что делать», «как лечить кариес» и другие. По ним приходят холодные лиды, которые только интересуются темой.

Зато в информационные запросы легче попасть. Хорошо работает заход через проблемы пациента, когда человек ищет заболевание или симптом: «болит зуб, киста на десне, кровоточат дёсны». По таким запросам клиники пишут статьи в блог. Это сложно, но принесёт долгосрочный результат. И сайт будет работать на вас и привлекать пациентов без дополнительных затрат.

Например, клиника «Ваш стоматолог» в начале 2019 года опубликовала статью «Причины отёка после удаления зуба мудрости, как справиться с опухолью». Статья оказалась в первой строке поисковой выдачи и трафик по ней приходит в клинику уже 4 года — более 2700 посетителей.

Статья клиники «Ваш стоматолог» идёт первой в поисковой выдаче. Статистика Яндекс.Метрики показывает, сколько посетителей заходит на сайт по этому запросу
Статья клиники «Ваш стоматолог» идёт первой в поисковой выдаче. Статистика Яндекс.Метрики показывает, сколько посетителей заходит на сайт по этому запросу

Соцсети

После блокировки «Нельзяграма» охваты в соцсетях упали. В 2023 году этот канал не эффективен, но нужен для присутствия. Например, нашим клиентам пациенты в соцсетях задают вопросы. Поэтому «Вконтакте», Telegram и «Одноклассники» всё ещё источник заявок.

Причин вести соцсети две:

  • Пациенты привыкли больше доверять клиникам, у которых есть аккаунты в соцсетях.
  • Во «Вконтакте», Telegram и «Одноклассниках» есть таргетированная реклама.

В этом материале мы перечислили 5 способов, как клинике продвигаться в 2023 году. По отдельности они работать не будут. Например, контекстная реклама перестанет приводить пациентов, когда её выключат. Сайт не поднимется в поисковой выдаче и SEO-продвижение не будет эффективным, если не работать с рейтингами на картах. А хорошие отзывы на геосервисах не превратят лида в пациента, если у клиники унылый сайт. Работает только комплексное продвижение. Один из примеров в кейсе: «Сайт и продвижение клиники «Ваш стоматолог»: 2500 первичных пациентов в год».

88
4 комментария

Спасибо за статью, особенно полезно было почитать про СЕО: результат отсроченный, но не такой затратный, как контекст 👍.
После блокировки Запретграмма все намного сложнее стало, конечно(. Из числа порталов с клиниками и отзывами еще 32top может оказаться полезным, у них хорошая посещаемость.

2
Ответить

Спасибо за отклик, Мария! И за рекомендацию портала с отзывами)

Ответить

Класс, полезно, спасибо.

Ответить

Спасибо, Виктор! Рады, что вам зашло!)

Ответить