Верховный суд пересмотрел дело о кредите, выданным банком Тинькофф мошенникам

Верховный суд пересмотрел дело о кредите, выданным банком Тинькофф мошенникам

Гражданин вечером потерял телефон. Он тут же оповестил службу поддержки банка о потери телефона с установленным приложением банка. На следующее утро он уже должен был 480 000 рублей банку Тиньков.

В промежутке между 4 и 5 часами утра гражданин якобы взял кредит и тут же полученную сумму отправил третьему лицу.

Получив отказ банка в аннулировании кредита, мужчина начал действовать оперативно:

1)На следующий день было заведено уголовное дело по факту мошенничества неустановленного лица.

Сразу гражданин был признан потерпевшим по делу.

2) Был подан иск к банку о признании кредитного договора недействительным.

Истец утверждал: он «кредитный договор он не заключал, письменная форма договора не соблюдена, договор заключён и денежные средства получены третьими лицами».

Что решили суды

Суд первой инстанции в иске отказал:

1) Оспариваемый кредитный договор заключён без нарушений.

2) На момент заключения кредитного договора истец не сообщал в банк об утрате мобильного телефона.

3) Признание истца потерпевшим по уголовному делу не является основанием для удовлетворения иска.

4) Доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведений ответчика при заключении с истцом кредитного договора не представлено.

С этим согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.

Гражданин дошел до Верховного суда РФ, который взял дело на рассмотрение

Позиция Верховного суда

1. Гражданские права и обязанности могут порождаться как правомерными, так и неправомерными действиями.

Заключение договора в результате мошеннических действий является неправомерным действием.

2. Суды не поставили под сомнение указанные истцом обстоятельствазаключения кредитного договора от его имени без его участия.

Также суд первой инстанции указал, что истец вправе предъявить требования о возмещении ущерба к лицу, совершившему мошеннические действия.

При таких обстоятельствах выводы суда о заключённости и действительности договора противоречат статьи 153 ГК РФ о сделке как о волевом действии, направленном на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

3. Суд не выяснил, каким образом банком согласовывались с заёмщиком индивидуальные условия кредитного договора.

При этом сам текст договора в материалах дела отсутствует.

4. Ссылаясь на несообщение истцом банку о мошеннических действиях, суд не дал оценки имеющейся в материалах дела распечатке электронной переписки со службой поддержки банка, содержание которой свидетельствует об обратном.

5. Согласно постановлению Конституционного суда к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительной выдачи банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица (лиц).

Что и произошло в данном деле.

Данным действиям банка с точки зрения добросовестности, разумности и осмотрительности при заключении договора и исполнении обязательств судами никакой оценки не дано.

Что решил Верховный суд

1. Апелляционное определение и определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу отменить.

2. Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

P.S. Ну, что, можно надеяться на то, что теперь суды будет более тщательно изучать доводы граждан и рассматривать действия банка под правильным углом в подобных делах?

P.P.S. За основу взята статья канала на Дзене «Риэлтор не нужен!» (с разрешения автора)

2424
34 комментария

Неужели лед наконец тронулся, господа присяжные? 😇 Спасибо, что поделились! 👍

Истец молодец, что дошел до ВС РФ, а ВС РФ молодец, что разобрался в деле по существу, а не подошел к нему формально и невнимательно, как нижестоящие суды.

Посмотрим, какое будет решение при новом рассмотрении - я тоже очень надеюсь на формирование положительной судебной практики в пользу клиентов.

На мой взгляд, давно уже пора ужесточать прямую ответственность самих банков за подобный беспредел. Банков, которые так любят сразу же расписываться в собственной безучастности и вежливо направлять клиентов в "правоохранительные органы", которым банк "окажет всяческое содействие".

11
Ответить

Ощущение, что человеку просто повезло.

На самом деле ВС РФ тоже рассматривает жалобы на автомате - видимо, судья только подписывает.

1
Ответить

Вряд ли Тинькофф станет комментировать обстоятельства дела публично, но дело на мой ламерский вкус забавное:

1. Распечатка общения с техподдержкой Т приобщена к делу, но не получила оценки суда.

Все-таки клиент обращался в техподдержку ДО оформления кредита или не обращался?

Когда именно он обращался? Почему не указано время? Когда случилась эта переписка с техподдержкой и признает ли Т. факт этой переписки?

2. "Неизвестный" знал пин-код блокировки экрана? Знал пин-код приложения Тинькофф? Имел палец, "идентичный натуральному"?

4
Ответить

В статье указано, что он сразу же позвонил в банк. Может в статье опечатка и имелось ввиду расшифровка телефонного разговора.

По второму вопросу могу сказать, что порой легко подобрать пароль. Как-то давно было дело: нашёл телефон за городом, графический пароль был "Z")

Ответить

Достаточно вытащить сим карту и вставить в другой телефон. Поэтому ставьте пин-код на симку!
Но как зашли в приложение без номера пластиковой карты с нового телефона, не понятно. Возможно и пластик был потерян вместе с телефоном.

1
Ответить

Это так легко дают кредит на 480 000? Тут полтоса не допросишься...

2
Ответить