Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

В статье расскажем про компанию Luckin coffee, открывшую за 5 лет около 7000 кофеен, став крупнейшей кофейной сетью Китая (Старбакс открыл 6000 точек за более чем 20 лет).

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Про нас кратко

Всем привет! На связи Миша Кузьмин из Сейлсконтрола. Мы с помощью контроля по видео камерам увеличиваем продажи и улучшаем клиентский сервис в хореке более 100 клиентам. Сервис стоит 4 990 ₽/мес, внедряется за 2-3 дня и есть бесплатный период. Работаем с Додо Пиццей, Coffee Way, Настоящей пекарней и многими другими.

Серия статей про фаст-фуд

Это будет третья статья про интересный фаст-фуд.

  1. Первая была про самую сложную для получения франшизу Фил Чик эй и набрала 11 тысяч просмотров. Ссылка на статью.
  2. Вторая была про самую быструю франшизу Sonic Drive. Ссылка на статью.

Про Luckin Coffee

Luckin Coffee – один из лидеров в кофейной индустрии Китая с около 7 тысячами кофеен. Luckin Coffee позиционирует себя как технологическую компанию с упором на онлайн продажи. Компания уделяет огромное внимание кофейным гикам и активно продвигает другие кофейные и не только напитки. У Luckin coffee есть разные форматы торговли: от полноценных кафе до островков. Компания торгуется на бирже. Но обо всем по порядку :)

Предпосылки и стратегия

Предпосылкой к такому бурному росту компании стал тренд на кофе. Китай быстро становится страной, пьющей кофе, потребление растет на невероятные 15% в год, в отличие от общемирового показателя в 2,2%.

Помимо внешних факторов, способствующих бурному росту, сама миссия Luckin coffee позволила открыть такое огромное количество точек:

  1. предложить хороший кофе и еду как в Старбаксе;
  2. обеспечить обширную сеть с близостью к клиентам как в 7-Eleven;
  3. организовать привлекательный выбор недорогих продуктов как в Costco;
  4. предоставить технологическую универсальную торговую платформу как в Amazon.
Основа стратегии Luckin coffee
Основа стратегии Luckin coffee

Несмотря на то, что чай доминирует в Китае, кофе становится популярным напитком как западный символ статуса и престижа, а также как любимый напиток после ужина. Потребление кофе в Китае быстро росло, особенно в крупных мегаполисах.

Убийца Старбакса

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Так амбициозно позиционировала себя компания Luckin coffee на момент открытия первых кофеен в 2018. И это было оправданно.

В первые дни Luckin предлагала ряд бесплатных чашек кофе и купонов на скидку в сочетании со сравнительно низкими ценами, похожими на кофе в магазине. Компания подавал кофе примерно за 3,50 доллара за чашку, в то время как средняя чашка в Starbucks стоила 4,80 доллара.

Условное сравнение экономики стакана кофе между Старбаксом и Лакин кофе
Условное сравнение экономики стакана кофе между Старбаксом и Лакин кофе

На рисунке видим, что стоимость маржи, которая закладывается в конечную розничную цену у Luckin coffee больше у Старбакс. А вот расходы на помещение существенно ниже. Это существенно влияет на маржинальность товара и бизнеса в целом.

Чтобы привлечь более 40 миллионов клиентов, в основном молодых людей в городах второго и третьего уровня Китая, где доминировали чай и растворимый кофе, Luckin coffee продавала в убыток. Для покрытия расходов компания активно привлекала инвестиции и финансирование.

По состоянию на второй квартал 2022 года:

👉🏻 открыто 7 195 кофеен (напомним, что Старбакс в сентябре отпраздновала открытие 6000-го кофейни)

👉🏻 общий доход после уплаты налогов составляет 3 299 миллионов юаней (≈ 456 миллионов долларов)

👉🏻 среднемесячное количество клиентов, совершающие покупки составляет 20,7 млн. человек

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Luckin coffee открыла примерно на 1000 кофеен больше и в 4 раза быстрее чем Старбакс. Разберёмся почему это стало возможным.

Быстрая доставка и дешевый кофе

Сотрудничая с SF Express (первоклассная компания по доставке в Китае), Luckin Coffee гарантирует покупателям доставку заказа в течение 30 минут, если заказ оформлен только в приложении.

Что касается цены, компания регулярно запускает рекламные акции, такие как «Купи 5, получи 5 бесплатно», а также ежемесячные ваучеры на скидку для любителей кофе, снижая среднюю цену кофе Luckin до 20 юаней (2,77 доллара) или ниже.

Приложение Luckin coffee
Приложение Luckin coffee

В 2017 году Luckin Coffee на старте привлёк внимание потребителей акцией, суть которой заключалась в том, что 1 чашку кофе обменивали на установленное приложение. Собирая данные о клиентах таким образом, Luckin может адаптировать свои маркетинговые стратегии, чтобы предлагать рекламные акции и скидки и персонализировать каждого клиента. Хотя сейчас это уже практически стандарт для любой кофейни.

Когда клиенты платили через приложение Luckin, компания приглашала их войти в WeChat.

Лакин в Вичате
Лакин в Вичате

Используя социальные сети, быструю доставку, недорогой кофе и виральность,Luckin coffee нашла первых 20 млн. клиентов.

Кофе как у людей

В отличии от Starbucks, который позиционирует себя как «третье место», где посетители ощущают уют собственного дома или рабочего места, Luckin Coffee предлагает совершенно другую концепцию и форматы.

👉🏻 Pick-up store и delivery kitchen.

Минималистичный формат кофейни (также предлагает доставку), который обычно имеет низкие затраты на аренду и отделку, что позволяет компании быстро расширяться с меньшими затратами.

На левом фото в деловом центре изображен pick-up store, формат delivery kitchen изображён правее.
На левом фото в деловом центре изображен pick-up store, формат delivery kitchen изображён правее.

Данные форматы делают продукт доступнее для потребителей, сочетая качество, цену и удобство. В формат Pick-up store и delivery kitchen компания инвестирует больше всего ресурсов.

Luckin открывает кухни доставки, чтобы расширить охват клиентов. Иногда компания «выходит» в новый город или район сначала в виде кухонь для доставки, поскольку они дешевле в запуске и обслуживании.

👉🏻 Express и popMINI

Luckin верят, что каждый в Китае сможет выпить чашечку высококачественного кофе в любое время и в любом месте. Именно поэтому открываются дополнительные форматы EXPRESS и popMINI.

Слева — Express. Справа — popMINI
Слева — Express. Справа — popMINI

Компания понимает, что потребители не должны стоять в очереди за чашкой кофе. Именно поэтому интегрирует систему заказов на основе приложения и оснащает вендинговые аппараты Schaerer технологией распознавания лиц (то как это работает https://youtu.be/icu3Lys3NKU)

👉🏻 Elite и Relax

Флагманские элитные кофейни с хорошо оформленным залом. Предназначены для удовлетворения потребностей клиентов в офлайн-общении и отдыхе.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Luckin открывает такие форматы для увеличения узнаваемости бренда. По состоянию на 31 марта 2019 г. полноценные кофейни составляли 4,6% от всех точек сети. Кофейни, как правило, просторны и имеют площадь более 120 квадратных метров.

На графике ниже представлены соотношения типов кофеен

Соотношение типов кофеен Luckin coffee
Соотношение типов кофеен Luckin coffee

Варианты использования различных форматов кофеен

Магазины Kitchen, специально созданы для служб доставки.

Формат Express используется в различных сценариях вне дома, включая рабочие места, кампусы и станции технического обслуживания.

Точки pick-up формата удовлетворяют потребности деловых людей в дороге, которые хотят быстро выпить чашечку кофе. Именно для ускорения процесса получения кофе, Luckin упростил путь заказа клиента.

Путь заказа напитка в Luckin coffee
Путь заказа напитка в Luckin coffee

Закажи через приложение > дойди до ближайшего магазина > получи QR-код > отсканируй его и наслаждайся напитком (не надо ждать в очереди и приготовления напитка)

Меню Luckin coffee

Меню Luckin действительно можно считать удачным. Компания уделяет первостепенное внимание высокому качеству кофе. С отборными кофейными зернами арабики и опытными командами бариста, двое из которых были региональными чемпионами мира по версии WBC (World Barista Champion), компания стремится предоставить китайским потребителям опыт употребления свежеобжаренного кофе.

Агнешка Роевская — трехкратной чемпионкой Польши среди бариста
Агнешка Роевская — трехкратной чемпионкой Польши среди бариста

Три года подряд кофейная смесь бренда была удостоена золотой медали на Международной дегустации кофе, мероприятии, организованном Международным институтом дегустаторов кофе (LIAC) в Италии.

Компания продала более 24 миллионов чашек «Кокосового облака латте» с момента его запуска в апреле 2022 года до конца второго квартала.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

В меню много и других напитков.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

В 2018 году Luckin Coffee подписала соглашения о стратегическом сотрудничестве с производителями кофемашин Schaerer и Franke, поставщиком сиропов Fabbri 1905, крупнейшим в мире молочным кооперативом Fonterra и продавцом кофейных зерен Mitsui & Co. Это позволило создать стратегический альянс «Blue Partner» для улучшения продуктов на основе кофе.

Данные напитки сделаны вместе с партнерами
Данные напитки сделаны вместе с партнерами

В июле 2019 года Luckin Coffee выпустила новый стратегический продукт «Xiaolu Tea», который быстро стал популярным напитком после его запуска по всей стране.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Помимо продажи продуктов, связанных с кофе, Luckin Coffee также продает товары компаний-партнеров и выступает в качестве маркетплейса. В дополнение к чистому кофе, они также продают некоторые завтраки и другие продукты питания.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Также продаются другие, совершенно не связанные с кофе, товары (например Air Pods от Apple).

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Таким образом, приложение является не только платформой для заказов, но и становится полноценным маркетплейсом для увеличения общего дохода на одного клиента.

Будучи бизнес-клиентом, вы можете подать заявку на торговый автомат, который Luckin Coffee установит в вашем офисе. Это также создает поток доходов B2B для Luckin Coffee.

Маркетинг

Luckin Coffee активно использует influence-маркетинг. В 2021 году были подписаны соглашения с молодой актрисой Тан Сонъюн и идолом-звездой Lelush.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO
Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

В этой рекламе Лелуш тестировал новые напитки от Luckin coffee, а именно латте со льдом и соленым сыром, боба латте с коричневым сахаром, латте со льдом и кокосовым молоком и метеоритный латте.

Лозунгом кампании на 2021 год было «YYDS» — аббревиатура, состоящая из первых букв каждого слова во фразе yǒng yuǎn dī shén, что означает «Величайший всех времен».

Видео реклама Luckin coffee с Lelush

Чемпионка зимних Олимпийских игр 2022 года Эйлин Гу была показана как лицо бренда Luckin coffee.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

В интернет-рекламе в основном используется продвижение мини-программы WeChat. Компания активно тратит средства на сервисы геолокационного маркетинга (LBS) для продвижения онлайн-платформы, привлекая аудиторию кофеен и близлежащих территорий.

Luckin демонстрирует культуру и ценности своего бренда посредством эффективной коммуникации, и потребители идентифицируют себя с данным брендом.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Основные ценности Luckin: профессионализм, нацеленность на здоровый образ жизни, моду и молодую аудиторию.

Торговая марка

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Торговая марка «Luckin» символизирует удачу, принося радость и счастье в жизнь китайцев. Олень Милу является визитной карточкой бренда. Милу — вымирающий вид оленя. В Китае это знают, и понимают что без человека он не выживет, как и Luckin coffee.

Шрифт и синий цвет ассоциируется с Facebook, что усиливает восприятие Luckin, как высокотехнологичного бренда и повышает его узнаваемость.

Технологии

Традиционная кофейная индустрия имеет проблему недостаточного удобства потребления. Клиенты Luckin coffee могут делать заказы через мобильные телефоны, а затем осуществлять доставку по удобным и эффективным каналам, чтобы они могли получить заказанные товары в относительно короткие сроки.

Оффлайн + онлайн подход Luckin coffee
Оффлайн + онлайн подход Luckin coffee

Рисунок ниже показывает участие технологий во всех бизнес процессах компании.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Для улучшения бизнес-операций компания использует технологию Hybrid MultiCloud и Blockchain. Первая была официально запущена в июне 2022 года, что позволило осуществлять поддержку 5-10 млн. заказов в день.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Технология Big-data используется для анализа записей о покупках, создания портретов клиентов и получения информации о предпочтениях различных потребителей. Узнав о потребительских привычках клиентов, Luckin coffee может точно понять предпочтения клиентов и разместить различную рекламу, предоставить персонализированное меню и увеличить шансы на покупку.

Информационная система может отправлять заказы поставщикам и центральным складам через собранные данные о потребителях для прогнозирования, чтобы соединить потребителей, поставщиков и центральные склады предприятий и обеспечить бесперебойные поставки.

Скандал о мошенничестве

В мае 2019 года Luckin вышла на американскую биржу Nasdaq, где торгуются технологические компании, с оценкой в 5 млрд $. Таким образом, путь от основания до выхода на биржу занял всего 1,5 года.

31 января 2020 года непубличная инвест-компания Muddy Waters Research и её директор Карсон Блок опубликовали 89-страничный отчет, утверждая, что Luckin Coffee фальсифицировала финансовые и операционные показатели. В отчёте заявлено, что они проанализировали видеозаписи 620 точек Luckin Coffee (в сумме 11 260 часов!).

Очевидно, ребята из Muddy Waters не знали про сервис salescontrol.ru. Там все анализируется через камеры автоматически и выводится в удобные отчеты :). Работники получают персонализированные отчеты и рекомендации по улучшению своей работы прямо в телеграмм. А руководители получают консолидированные отчеты по всем своим торговым точкам.

2 апреля 2020 года Luckin Coffee объявила, что внутреннее расследование показало, что ее главный операционный директор, Цзянь Лю, сфабриковал продажи компании в 2019 году на «около 2,2 млрд юаней» (310 млн долларов США).

8 апреля фондовый рынок США прекратил торги по всем акциям Luckin из-за инициирования расследования мошенничества. В середине апреля 2020 года американский инвестиционный банк Goldman Sachs объявил, что будет конфисковывать и продавать акции Luckin, принадлежащие председателю компании Лу Чжэнъяо и находящиеся в залоге у банка после того, как компания объявила дефолт по своему кредиту перед банком в размере 518 миллионов долларов.

29 июня 2020 года Luckin Coffee приостановила торги на Nasdaq и подала на делистинг.

Падение стоимости акций составило с 50 до практически 1 доллара.

После изменений в компании, акции Лакин кофе продолжили торговаться на бирже.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Франшиза

Luckin Coffee объявила в начале 2021 года после серии скандалов, что возобновляет свою программу набора розничных партнеров, принимая заявки на франшизу.

Компания не взимает роялти с партнеров, но франчайзи должны будут заплатить:

  • авансовый инвестиционный взнос в размере от 350 000 до 370 000 юаней (приблизительно 50000 долларов)
  • затраты на ремонт в размере 110 000–130 000 юаней
  • затраты на производственное оборудование в размере около 190 000 юаней
  • депозит в размере 50 000 юаней.

Заявка доступна для:

  • людей в возрасте от 25 до 45 лет;
  • кандидатов без судимостей, задолженностей и непогашенных кредитов;
  • у кандидата есть площадь под кофейню не менее 30 квадратных метров.

Стоит отметить, что Luckin Coffee комплексно поддерживает франчайзи. Компания реализует:

  1. Поддержку бренда: штаб-квартира заставляет партнеров использовать торговую марку Luckin Coffee, единый дизайн и упаковку.
  2. Техническую поддержку: в штаб-квартире есть группа профессионального и технического персонала.
  3. Сервисную поддержку: компания помогает с внедрением новых продуктов и оборудования, осуществляет ежемесячный надзор за работой и руководством, обеспечивает информационную связь и обратная связь центра обслуживания клиентов.
  4. Оперативную поддержку: штаб-квартира предоставляет франчайзи всестороннее и систематическое маркетинговое руководство и обучение.
  5. Маркетинговую поддержку: в штаб-квартире есть полная команда по продвижению в социальных сетях.
  6. Индивидуальный бизнес-план: Luckin Coffee Management Center разрабатывает индивидуальные инвестиционные планы для каждого партнера.
  7. Последующую операционную поддержку

Конкуренты

Несмотря на новый импульс от Luckin, рынок кофеен Китая в 2022 и 2023 году отличается от того, каким он был в 2018 или 2020 году. Теперь на рынке присутствуют не только известные иностранные гиганты, такие как Starbucks или Illy, но и быстро растущее число профессиональных сетей фирменных кофеен, которые привлекают лояльных клиентов среди городского среднего класса Китая.

В то время как Luckin долгое время обеспечивала свой рост за счет расточительных маркетинговых расходов и непомерно высоких скидок, новое поколение китайских брендов кофе вместо этого напрямую удовлетворяет вкусы молодых потребителей.

Одним из примеров местного китайского кофейного бренда, который может осложнить долгосрочные планы Luckin, является шанхайская компания Manner.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Одним из ключевых конкурентных преимуществ Manner являются его технологичность, которая позволяют Manner конкурировать в цифровой среде, предоставляя более привлекательный дизайн и сильные коллаборации.

Коллаборация Manner и UCCA
Коллаборация Manner и UCCA

Благодаря денежным вливаниям в 2021 году от таких компаний, как сингапурская Temasek, Bytedance и венчурное подразделение Meituan, Manner уже может похвастаться впечатляющей оценкой в 4,5 миллиарда долларов.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

Но Manner — лишь одна из многих местных сетей, которая привлекает новое поколения любителей кофе. На китайский рынок выходят также международные специализированные сети, такие как Blue Bottle и японская % Arabica.

Фото кофейни % Arabica
Фото кофейни % Arabica

Как у нас?

В России Додо брэндс пару лет назад запустили свой кофейный проект Drinkit, который в чем-то похож на подход Лакин кофе. Я лично пробовал их кофе в Москве в Омеге плазе и мне очень понравилось.

Luckin coffee – самая быстрорастущая сеть кофеен и убийца Starbucks в Китае. От рекламы и технологий до IPO

В Дринкит также можно заранее заказать и оплатить кофе, а потом придти и забрать его. Есть ли доставка кофе до офиса — я не знаю, но это было бы очень удобно.

В данный момент Дринкит открывается в ОАЭ, что, конечно, круто! Будем надеятся что проект «зайдет» и Додо брэндс будут масштабировать кофейни на другие рынки и в городах СНГ.

Вместо заключения

Исходя из написанного следующие элементы мне показались ключевыми в успехе Luckin coffee:

  1. попадание в тренд рынка;
  2. большие инвестиции на старте, без этого такой агрессивный маркетинг и работа в убыток на старте невозможна;
  3. сильнейший маркетинг: от простого «купи 5, получи 5 в подарок», до привлечения знаменитостей и агрессивного продвижения в социальных сетях;
  4. продвинутая технологическая платформа, позволяющая узко сегментировать миллионы клиентов и обеспечивать бесперебойные поставки на всех циклах;
  5. хороший кофе и меню, вместе с правильным фокусом на клиентах;
  6. правильный подход к поиску мест под кофейни. Лакин удачно выбирает места и привлекает трафик онлайн, тратя меньше средств на дорогую аренду.

Надеюсь вам понравилось, было полезно и интересно.

П.С.Про нас почти кратко

Про Сейлсконтрол: с помощью видео камер и ежедневного мониторинга сейлсконтрол помогает повысить продажи на 10-15% и практически исключить негативные отзывы от клиентов.

Подходит: магазинам, кофейням, пиццериям, пекарням и даже фитнес клубам на входе — в общем, везде где люди работают и коммуницируют с людьми. Нам уже доверяют: Додо пицца, федеральные и региональные сети пекарен и кофеен, розничных магазинов (больше 100 партнеров).

У нас, разумеется, есть бесплатный пробный период, а для подключения сервиса не надо ничего докупать, платить, ждать и долго согласовывать. Запускаем сервис за 74 часа и стоит он от 4 990 рублей в месяц.

2525
39 комментариев

1) Сравнивать с Дринкит с Лакин - это прям совсем не разбираться к кофейном бизнесе.
1 (!) кофейня, которая не может выбраться в город (в выходные не работает) и сеть кофеен, которая вышла в свое время на IPO.

2) про скандал внутри Лакин (а там скам) и делистинг после IPO автор скромно умолчал

3) Лакин - это типичный пример надувания бизнеса для выкачивания денег наивных инвесторов.
Очень дешевый кофе + вливания в рекламу = хайп. Которые держится до того, как основатели могу продать свою долю на максимуме.
Сравнивать эту контору со Страбаксом - второй признак, что автор не разбирается в кофейном бизнесе

10
Ответить

Автор ни разу не умолчал про делистинг и скам. В статье про это есть, разумеется.

У Дринкит и luckin в чем-то похожий подход на технологичность. Я подобрал ближайший пример из России.

Про сравнение — ну их и так сравнивают. По-моему, уместно.

Если у вас есть инфа про дешевый кофе, предоставьте ее пожалкюуйста. Все что я нашел, говорит о том что ребята вкладываются в кофе и после скандала сильно стали серьезнее.

2
Ответить

Что то смахивает на пирамиду, инвестирование в рекламу плюс акции иногда в убыток, но как же тогда отчёты о доходах?

Ответить

Они просто недоливают.

6
Ответить

А разница то очень весомая.. За такой кофеёк из Лакин цену чёт задрали сильно вверх

Ответить

в барах тоже недоливают, но все молчат 😄

Ответить

Метеоритный латте — звучит интригующе

3
Ответить