В небольших проектах или при отсутствии понимания процесса веб-разработки, дизайнеры являются проектировщиками, задают структуру сайта и страниц, предлагают конкретные решения: расположение элементов, слайдеры, цвета и т. п. Эти решения могут не учитывать задачи всех заинтересованных лиц: верстальщика, программиста, маркетолога, заказчика.
Да, полностью согласна. Как говорится, любой каприз за ваши деньги))
На почасовую клиенты редко соглашаются, но вы меня подвели к интересному пункту в КП, который я, пожалуй, добавлю по надобности — это проработка дополнительных вариантов (в случае если у клиента нет четкого видения), где можно зафиксировать стоимость одного концепта и его объем (например, два экрана главной)
Есть косвенная польза от того, чтобы в КП обговаривать разные пункты, путь даже мелочи.
Заказчик мог и не знать, что можно ещё что-то сделать и улучшить результат. И некоторые готовы за это платить.
Например в КП можно добавить опцию: вариацию макета для планшета и широких/больших мониторов, которая как правило не включается в работу (делается только ПК и мобильная версия). Или например индивидуальная разработка иконок. Хочешь стандартные иконки - ок, это входит в работу. А если хочется по интереснее - нужно доплатить.
Пункты 5 и 6, как правило, крайне важные и крайне болезненные.
По первости часто с этим сталкивалась: по ходу работы клиент мог решить добавить какие-то элементы или внутренние страницы, и как раз момент с дополнительными работами обязательно теперь указываю перед началом и предупредить, что все работы за рамками ТЗ оплачиваются по прайсу отдельно. А самое смешное то, что клиент часто очень удивляется, когда я возвращаю его к этому пункту. Многие даже пытаются торговаться.
С вариантами макета история вообще страшная: по сути, это выливается в несколько разных концепций, и, как сказал автор, это огромная лишняя работа, которая, как правило, никем не оплачивается. Это тоже опыт научил обязательно обговаривать сначала.
Да, это боль, возвращать заказчика к договорённостям и говорить, что нужно доплатить за доп. версии.
Хочу дополнить, по моему опыту, к разработке нескольких вариантов макетов прибегают когда нет ТЗ (со стороны клиента) и не детализированы цели сайта. Когда есть понимание ЦА сайта, есть фирменный стиль, есть пользовательские сценарии, концепция сайта и структура разделов - не нужно играться со стилями. Дизайнеру нужно выполнить описанное в ТЗ и сделать макеты аккуратными. И силы потратить на проработку одной версии, а не на то, чтобы макеты сделать не похожими друг на друга)) Для составления ТЗ лучше всего подключать проектировщика, но часто эта роль ложится на дизайнера.
На вскидку написать ещё несколько случаев, когда разработка нескольких вариаций актуальна:
1. есть ТЗ, есть большой бюджет на работы и хочется экспериментов, чтобы было из чего выбирать. Моя студия участвовала в конкурсе от местного представителя John Deere. Нам дали задание сделать 5 вариантов логотипа. А потом я узнал, что таких как мы было ещё 5 исполнителей. Их хотелось, чтобы руководство увидело хотя бы 20 вариантов и выбрало, что нравится.
2. когда дизайнер работает с почасовой оплатой. Не парится, что его сильно торопят или что маленькая оплата будет.
Спасибо, за обратную связь. Уточню, что в статье описываю личный опыт (поэтому и категорию такую выбрал). У кого-то не так. Я десятки раз двигал бюджет в большую строну, когда появлялись ситуации, что не были учтены какие-то работы (как правило со стороны заказчика).
Иногда встречается сопротивление, но увеличить бюджет можно, если:
1. Вы понятно обосновываете увеличение бюджета и заказчик в вас заинтересован. Если нет в вас заинтересованности, конечно будет сложно или не возможно увеличить бюджет.
2. Если сумма доп работ разумная в рамках заказа и клиент готов её предоставить. Нет бюджета, ни чего не получится. Но тогда можно эти доп работы исключить или уменьшить их объем.
Моё субъективное мнение, что возможность увеличивать смету - следствие адекватных и взаимовыгодных отношений с заказчиками. Если вы ценный специалист/компания, не наглеете, проявляете инициативу, даёте хороший и качественный результат, не теряетесь и выполняете обязательства.
Это тема ещё для одной статьи))
"ложиться на вас". Представила. Испугалась.
А по теме - "Не предлагайте и не соглашайтесь делать несколько вариантов макетов в рамках фиксированного бюджета" - не согласна. На практике, клиенты (особенно госка) регулярно запрашивают 2-3 варианта главной/концепции и готовы за это платить. Это просто вносится в фикс и делается, дальше они выбирают лучшую и дело идет своим чередом.