11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

Недавно выступал с этой темой на курсе по карьере и понял, что многие люди действительно не умеют и/или боятся писать незнакомцам. Причем рекомендаций в интернете много, но страх-то от этого не уходит. Поэтому я написал текст с акцентом на мотивацию и общий подход к знакомству с незнакомцами для извлечения максимальной выгоды.

Я не знаю кто ты, но я тебе отвечу, потому что ты мне нравишься
Я не знаю кто ты, но я тебе отвечу, потому что ты мне нравишься

1. Пойми зачем и какой ценой

Сформулируй для себя смысл, цель и пользу, которую ты можешь принести и получить. Для чего ты сотрясаешь хаос и врываешься в личное пространство этого незнакомца? Получить работу? Обратную связь? Позвать на интервью? Предложить коллаб?

Дальше может возникнуть моральная дилемма: я унижаюсь, навязываюсь, я ничтожество и самозванец, зачем кому-то писать, ведь я ничего не умею, ничего не знаю и никому не нужен.

Ответ простой: да, никто никому не нужен, всем на всех наплевать, единственный человек, кому сейчас важен твой успех — это ты. И только ты можешь найти в себе силы навязаться этому незнакомцу ради себя. Это ты не для него делаешь, а для себя.

Так что давай.

2. Прими реальность, перестань сомневаться и действуй

Стучаться к незнакомым людям, которые о тебе не знают — это всегда игра с удачей и случаем. Поэтому, даже если найдешь силы, не ожидай, что ответ изменит твою жизнь.

Лучше вообще не ожидай ответа. Помни, что в большинстве случаев тебе не ответят. Отсутствие ответа — статистически, это нормально. Странно и ненормально — это когда отвечают.

Чтобы достичь этой ненормальности и взломать статистику, нужно пройти большой путь: писать сотням, тысячам людей и компаний, которые будут тебя упорно игнорировать.

Поэтому запомни на берегу: не надейся и не делай ставки на этот ответ, он всегда должен быть просто приятным бонусом и удачей, не более.

11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

3. Изучи контекст и пойми куда писать

Если уж и писать незнакомцам, то лучше подготовиться. Чем занимается компания? Что ей может быть нужно? Как они общаются? Где чаще сидят? В каком часовом поясе живут? Проведи максимально возможный сталкеринг, чтобы точнее попасть в запрос и лучше сформулировать свою ценность для адресата.

Если это человек — тем более: он живет своей жизнью, и если уж мы решили постучаться, то стоит её уважать и адаптироваться.

Куда писать? Тоже реши на этом этапе. Не надо останавливаться на первом попавшемся емейле: если вопрос личный — поищи человека в фейсбуке или в других соцсетях. Если нужно выйти на директора, но есть только общая почта — пиши туда, но вежливо укажи, что письмо для директора.

Вот, кстати, хороший сайт для сталкеринга и поиска инфы:

11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

4. Тема письма или сообщения

Это заголовок, который должен полностью отражать суть. Отклик на вакансию? Так и пишем, добавляем имя и специальность. Сообщение в телеге насчёт коллаба? Так и пишем.

Для тех, кто готов к большому риску: можно добавить шутки типа «Британские учёные нашли крутое копирайтерское портфолио».

11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

5. Поприветствуй и представься коротко

Чаще всего пишем: добрый день, привет, здравствуйте. Добрый день — универсально, для других приветствий важен контекст.

Дальше — кто ты, чем занимаешься, где работаешь. Не нужно себя продавать, оценивать и доказывать крутость, не держи человека за идиота, который вот прямо сейчас купит тебя из-за длинного абзаца в письме. Если ты крутой специалист — он поймёт это по твоему резюме/портфолио.

Добрый день. Меня зовут Артем, я сценарист, который зарабатывает в маркетинге. Моё рекламное портфолио лежит тут, а пишу я вам с идеей одного сериала. Он про…

Опционально: замаскируй лесть под мотивацию, чтобы выделиться среди других и показать старание и подготовку.

Мне очень нравится ваш бренд, особенно корпоративные ролики на ютубе. Смотрю каждый до конца и хочу делать так же. Собственно, поэтому и пишу: я сценарист…

6. Вспомни пользу и цель письма

Четко и коротко опиши что ты предлагаешь, и какую пользу получит адресат. Если хочешь у него работать — скажи, почему нужно выбрать именно тебя, чем ты можешь помочь или как тебя можно использовать.

… Мне в мире нравятся две вещи: ваш бренд и хорошие блоги. Я подумал, что мог бы объединить их, чтобы помочь вам запустить небольшое бренд-медиа. Бюджет скромный, я буду и продюсером, и редактором, и даже автором, а дизайнера подключим вашего на несколько картинок в месяц. Это всё поможет вам повысить знание о бренде и привлечь новых осознанных клиентов за небольшие деньги…

Дай хотя бы один сценарий взаимодействия с тобой, чтобы показать желание участвовать, погружаться в процессы и предлагать идеи.

Не факт, что ваши отношения сложатся точно так, как ты предлагаешь, но сам факт твоего предложения повышает шанс того, что отношения сложатся. Понятно?

Вы приняты
Вы приняты

Опционально: не выебывайся. Если ты пишешь кому-то незнакомому с предложением или просьбой, скорее всего, ты пишешь компетентному человеку, поэтому исходи из того, что он разбирается во всём лучше тебя, не переборщи с деталями и не умничай на пустом месте.

Опционально 2.0: не стесняйся иногда задавать лестные или простые вопросы. Люди обожают выебываться и захотят ответить, если ты создашь им возможность лишний раз почувствовать себя умнее и экспертнее.

Кстати, прочитал вашу статью на vc.ru, очень интересно. Подскажите, а вы где-то учились так классно писать или сами всё?

7. Скажи, как с тобой связаться и зачем

Коротко и по делу. Если пишешь на общий ящик компании, то можно попросить направить письмо в нужный отдел. Для любителей манипуляций: можно заранее поблагодарить за прочтение и/или за ответ 😈

8. Прикрепи нужные файлы

Только самые нужные. Не надо прикреплять кучу ссылок или файлов.

Для портфолио хватит максимум 3 ссылок, для резюме — 1 файла. Символизм тут в том, чтобы а) проявить уважение ко времени собеседника и не заставлять его изучать энциклопедию имени тебя и б) показать себя как человека, способного четко излагать информацию, расставлять приоритеты и презентовать себя.

Тут, например, я рассылал идею своего гениального ситкома про компьютерный клуб. В этой индустрии просто принято сразу кидать сценарий пилота, синопсис сезона и презентацию идеи. Это минимум 3 файла:

11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

Я мог бы ещё прикрепить своё резюме и портфолио. Но не стал. Может, зря?

Нет!

Представь, что тебе пишет редактор и предлагает прочитать 20 его текстов, чтобы оценить, подходит ли он на проект. Что ты думаешь? Во-первых, что он считает тебя за дебила, который не способен оценить скилл по одному-двум текстам. Во-вторых, ты сразу понимаешь, что он плохой редактор, потому что не способен сократить даже своё портфолио. В-третьих, если он не считает тебя за дебила (что, скорее всего так, потому что он просится к тебе на работу), то он всё равно плохой редактор, потому что не подумал о читателе.

И такие ведь люди реально есть, и их много, сам проверял недавно.

9. Фоллоуап и напоминалки

Прошли одно «унижение», написали незнакомцу, напросились в гости, а он молчит. И надо бы ему напомнить о себе, но тогда это будет двойное унижение с диетической колой и картошкой фри.

Но это не унижение, а норма.

Современный мир навязывает нам такую диджитал-полигамию, что даже самые системные и ответственные иногда что-нибудь теряют и забывают. Сотни, тысячи и десятки тысяч уведомлений на почте и в мессенджерах, в которых легко теряется даже самое крутое и важное сообщение от тебя. Поэтому напоминалки — это часть жизни, инструмент достижения целей, а не унижения и самобичевания.

Как их писать: вежливо, без выебона и без подъёбки.

Здравствуйте, удалось посмотреть? А то у нас просто сроки немного поджимают.

Добрый день, подскажите, пожалуйста, получил ли директор моё резюме, а то переживаю, что письмо могло попасть в спам.

Привет, это напоминалка, чтобы моё сообщение выше не потерялось.

Ещё как вариант креативной напоминалки можно отправлять незабудку.

11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

10. Здравый смысл

В основе любой коммуникации лежит здравый смысл. На этом языке люди понимают друг друга идеально. Поэтому пишем так, как хотели бы, чтобы писали нам: без сотни ночных сообщений, без пассивной агрессии, без запутанных смыслов и тайн. Даём человеку шанс быстро узнать себя с лучших сторон и принять решение: общаться с нами дальше или нет.

И да, напоминаю, что большинство таких решений будут отрицательными, но не потому что ты говно никчемное. Ты-то норм, просто не всем вот прямо сейчас надо заводить новых друзей, нанимать новых сотрудников, вписываться в новые проекты или читать твою новую книгу на 120 тысяч слов.

Но если пытаться регулярно, то когда-нибудь твои идеи и предложения совпадут с их ритмами и потребностями.

11. Никогда, никогда не делай ЭТОГО

Не пиши «Здравствуйте» и не жди, пока тебе на него ответят. Так делают самые худшие люди на планете: половина из них — боты и разводчики на деньги, остальные просто не умеют ценить время и уважать контекст других людей.

11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете

Если пишешь кому по делу — пожалуйста, пиши приветствие и сразу же детали дела, вопрос или что там у тебя.

33
2 комментария

мне кажется написать то нетрудно,потому что ты не сталкиваешься с негативом вживую,вот работникам кц не позавидуешь

Зато в перспективе можно очень легко с негативом столкнуться