11 советов о том, как и для чего писать незнакомым людям в интернете
Недавно выступал с этой темой на курсе по карьере и понял, что многие люди действительно не умеют и/или боятся писать незнакомцам. Причем рекомендаций в интернете много, но страх-то от этого не уходит. Поэтому я написал текст с акцентом на мотивацию и общий подход к знакомству с незнакомцами для извлечения максимальной выгоды.
1. Пойми зачем и какой ценой
Сформулируй для себя смысл, цель и пользу, которую ты можешь принести и получить. Для чего ты сотрясаешь хаос и врываешься в личное пространство этого незнакомца? Получить работу? Обратную связь? Позвать на интервью? Предложить коллаб?
Дальше может возникнуть моральная дилемма: я унижаюсь, навязываюсь, я ничтожество и самозванец, зачем кому-то писать, ведь я ничего не умею, ничего не знаю и никому не нужен.
Ответ простой: да, никто никому не нужен, всем на всех наплевать, единственный человек, кому сейчас важен твой успех — это ты. И только ты можешь найти в себе силы навязаться этому незнакомцу ради себя. Это ты не для него делаешь, а для себя.
Так что давай.
2. Прими реальность, перестань сомневаться и действуй
Стучаться к незнакомым людям, которые о тебе не знают — это всегда игра с удачей и случаем. Поэтому, даже если найдешь силы, не ожидай, что ответ изменит твою жизнь.
Лучше вообще не ожидай ответа. Помни, что в большинстве случаев тебе не ответят. Отсутствие ответа — статистически, это нормально. Странно и ненормально — это когда отвечают.
Чтобы достичь этой ненормальности и взломать статистику, нужно пройти большой путь: писать сотням, тысячам людей и компаний, которые будут тебя упорно игнорировать.
Поэтому запомни на берегу: не надейся и не делай ставки на этот ответ, он всегда должен быть просто приятным бонусом и удачей, не более.
3. Изучи контекст и пойми куда писать
Если уж и писать незнакомцам, то лучше подготовиться. Чем занимается компания? Что ей может быть нужно? Как они общаются? Где чаще сидят? В каком часовом поясе живут? Проведи максимально возможный сталкеринг, чтобы точнее попасть в запрос и лучше сформулировать свою ценность для адресата.
Если это человек — тем более: он живет своей жизнью, и если уж мы решили постучаться, то стоит её уважать и адаптироваться.
Куда писать? Тоже реши на этом этапе. Не надо останавливаться на первом попавшемся емейле: если вопрос личный — поищи человека в фейсбуке или в других соцсетях. Если нужно выйти на директора, но есть только общая почта — пиши туда, но вежливо укажи, что письмо для директора.
Вот, кстати, хороший сайт для сталкеринга и поиска инфы:
4. Тема письма или сообщения
Это заголовок, который должен полностью отражать суть. Отклик на вакансию? Так и пишем, добавляем имя и специальность. Сообщение в телеге насчёт коллаба? Так и пишем.
Для тех, кто готов к большому риску: можно добавить шутки типа «Британские учёные нашли крутое копирайтерское портфолио».
5. Поприветствуй и представься коротко
Чаще всего пишем: добрый день, привет, здравствуйте. Добрый день — универсально, для других приветствий важен контекст.
Дальше — кто ты, чем занимаешься, где работаешь. Не нужно себя продавать, оценивать и доказывать крутость, не держи человека за идиота, который вот прямо сейчас купит тебя из-за длинного абзаца в письме. Если ты крутой специалист — он поймёт это по твоему резюме/портфолио.
Добрый день. Меня зовут Артем, я сценарист, который зарабатывает в маркетинге. Моё рекламное портфолио лежит тут, а пишу я вам с идеей одного сериала. Он про…
Опционально: замаскируй лесть под мотивацию, чтобы выделиться среди других и показать старание и подготовку.
Мне очень нравится ваш бренд, особенно корпоративные ролики на ютубе. Смотрю каждый до конца и хочу делать так же. Собственно, поэтому и пишу: я сценарист…
6. Вспомни пользу и цель письма
Четко и коротко опиши что ты предлагаешь, и какую пользу получит адресат. Если хочешь у него работать — скажи, почему нужно выбрать именно тебя, чем ты можешь помочь или как тебя можно использовать.
… Мне в мире нравятся две вещи: ваш бренд и хорошие блоги. Я подумал, что мог бы объединить их, чтобы помочь вам запустить небольшое бренд-медиа. Бюджет скромный, я буду и продюсером, и редактором, и даже автором, а дизайнера подключим вашего на несколько картинок в месяц. Это всё поможет вам повысить знание о бренде и привлечь новых осознанных клиентов за небольшие деньги…
Дай хотя бы один сценарий взаимодействия с тобой, чтобы показать желание участвовать, погружаться в процессы и предлагать идеи.
Не факт, что ваши отношения сложатся точно так, как ты предлагаешь, но сам факт твоего предложения повышает шанс того, что отношения сложатся. Понятно?
Опционально: не выебывайся. Если ты пишешь кому-то незнакомому с предложением или просьбой, скорее всего, ты пишешь компетентному человеку, поэтому исходи из того, что он разбирается во всём лучше тебя, не переборщи с деталями и не умничай на пустом месте.
Опционально 2.0: не стесняйся иногда задавать лестные или простые вопросы. Люди обожают выебываться и захотят ответить, если ты создашь им возможность лишний раз почувствовать себя умнее и экспертнее.
Кстати, прочитал вашу статью на vc.ru, очень интересно. Подскажите, а вы где-то учились так классно писать или сами всё?
7. Скажи, как с тобой связаться и зачем
Коротко и по делу. Если пишешь на общий ящик компании, то можно попросить направить письмо в нужный отдел. Для любителей манипуляций: можно заранее поблагодарить за прочтение и/или за ответ 😈
8. Прикрепи нужные файлы
Только самые нужные. Не надо прикреплять кучу ссылок или файлов.
Для портфолио хватит максимум 3 ссылок, для резюме — 1 файла. Символизм тут в том, чтобы а) проявить уважение ко времени собеседника и не заставлять его изучать энциклопедию имени тебя и б) показать себя как человека, способного четко излагать информацию, расставлять приоритеты и презентовать себя.
Тут, например, я рассылал идею своего гениального ситкома про компьютерный клуб. В этой индустрии просто принято сразу кидать сценарий пилота, синопсис сезона и презентацию идеи. Это минимум 3 файла:
Я мог бы ещё прикрепить своё резюме и портфолио. Но не стал. Может, зря?
Нет!
Представь, что тебе пишет редактор и предлагает прочитать 20 его текстов, чтобы оценить, подходит ли он на проект. Что ты думаешь? Во-первых, что он считает тебя за дебила, который не способен оценить скилл по одному-двум текстам. Во-вторых, ты сразу понимаешь, что он плохой редактор, потому что не способен сократить даже своё портфолио. В-третьих, если он не считает тебя за дебила (что, скорее всего так, потому что он просится к тебе на работу), то он всё равно плохой редактор, потому что не подумал о читателе.
И такие ведь люди реально есть, и их много, сам проверял недавно.
9. Фоллоуап и напоминалки
Прошли одно «унижение», написали незнакомцу, напросились в гости, а он молчит. И надо бы ему напомнить о себе, но тогда это будет двойное унижение с диетической колой и картошкой фри.
Но это не унижение, а норма.
Современный мир навязывает нам такую диджитал-полигамию, что даже самые системные и ответственные иногда что-нибудь теряют и забывают. Сотни, тысячи и десятки тысяч уведомлений на почте и в мессенджерах, в которых легко теряется даже самое крутое и важное сообщение от тебя. Поэтому напоминалки — это часть жизни, инструмент достижения целей, а не унижения и самобичевания.
Как их писать: вежливо, без выебона и без подъёбки.
Здравствуйте, удалось посмотреть? А то у нас просто сроки немного поджимают.
Добрый день, подскажите, пожалуйста, получил ли директор моё резюме, а то переживаю, что письмо могло попасть в спам.
Привет, это напоминалка, чтобы моё сообщение выше не потерялось.
Ещё как вариант креативной напоминалки можно отправлять незабудку.
10. Здравый смысл
В основе любой коммуникации лежит здравый смысл. На этом языке люди понимают друг друга идеально. Поэтому пишем так, как хотели бы, чтобы писали нам: без сотни ночных сообщений, без пассивной агрессии, без запутанных смыслов и тайн. Даём человеку шанс быстро узнать себя с лучших сторон и принять решение: общаться с нами дальше или нет.
И да, напоминаю, что большинство таких решений будут отрицательными, но не потому что ты говно никчемное. Ты-то норм, просто не всем вот прямо сейчас надо заводить новых друзей, нанимать новых сотрудников, вписываться в новые проекты или читать твою новую книгу на 120 тысяч слов.
Но если пытаться регулярно, то когда-нибудь твои идеи и предложения совпадут с их ритмами и потребностями.
11. Никогда, никогда не делай ЭТОГО
Не пиши «Здравствуйте» и не жди, пока тебе на него ответят. Так делают самые худшие люди на планете: половина из них — боты и разводчики на деньги, остальные просто не умеют ценить время и уважать контекст других людей.
Если пишешь кому по делу — пожалуйста, пиши приветствие и сразу же детали дела, вопрос или что там у тебя.
Инцидент произошёл в апреле 2024 года. Данные о нём появились только сейчас.
В этой статье команда WEWALL расскажет, как брокер по недвижимости может упростить процесс покупки, какие задачи он выполняет, чем отличается от других специалистов и почему стоит обратиться именно к нему.
Telegram-бот не работает, но из-за внутренних «техизменений».
Такое предложение выдвинул Российский союз промышленников и предпринимателей.
Подводим итоги недели в подкасте Telegram-канала ForGeeks. Расскажем про закрытие Skype, анонс нового браузера, аналог GitHub, новые гаджеты, ИИ и многое другое. Слушайте новый выпуск, читайте и подписывайтесь на ForGeeks в Telegram.
Есть вещи, о которых лучше знать, чем не знать
мне кажется написать то нетрудно,потому что ты не сталкиваешься с негативом вживую,вот работникам кц не позавидуешь
Зато в перспективе можно очень легко с негативом столкнуться