Почему ваша agile-трансформация не взлетает

Мы, агенты изменений и аджайл-коучи, внутренние и внешние, очень красиво рассуждаем на конференциях и в группах в фейсбуке о том, как надо проводить аджайл-трансформацию.

А что мы реально делаем:

  1. Рисуем классный дизайн
  2. Обучаем руководителей
  3. Назначаем скрам-мастеров и владельцев продукта
  4. Распределяем людей в команды
  5. Вешаем доски

Но давайте начистоту: мы не знаем, как поменять мышление людей и культуру в организации. И спустя несколько долгих месяцев трансформации люди говорят:

«Если не отвечает кто-то конкретный, то не отвечает никто», «Руководитель лучше знает, что нам нужно делать», «Мы в бизнесе 15 лет и знаем лучше наших клиентов, что им нужно».

Или самое мое любимое: «Мне осталось 24 года до пенсии, зачем я буду меняться и напрягаться», было сказано абсолютно серьезно.

Давайте признаемся: у нас не получается создавать самоорганизованные кроссфункциональные команды вокруг ценности для клиента.

Мы создаем фейковые команды. Они могут называться скводы, трайбы, но это все те же функциональные отделы и департаменты. К ним в лучшем случае добавляют людей из других отделов: производства, маркетинга, юридического, но их выделяют на 10-20-30%. Я видела, как человек участвует в 9 командах одновременно, выполняя при этом еще текущие задачи своего отдела.

Мне иногда кажется, что есть две параллельные реальности: одна – на конференциях и совещаниях перед увлеченным аджайлом руководителем, и вторая – в офисе в понедельник утром:

У вас с 9:00 до 12:00 – аджайл, а потом нормальная работа.

Или в курилке:

«Они хотят, чтобы я работал в команде, коллаборировал, но в конце года, они будут оценивать мои личные результаты»

«И нафига я буду высказывать свое мнение, если начальник, ой, владелец продукта, меня потом не отпустит в отпуск и не повысит зарплату»

«Мне говорят: экспериментируй, делай MVP, но как я могу это делать, если я целыми днями должен заполнять карточки проекта и бумажки, чтобы согласовать даже копеечный бюджет?»

Будем откровенны: мы не знаем, как стать клиентоцентричными.

«Это ваша задача – продавать и ублажать клиентов, а наша - защищать компанию и акционеров от рисков» – примерно так говорит больше половины сотрудников – юристы, финансисты, контролинг и т.д.

А если клиенту что-то не нравится, ему говорят: «Мы слышим вас, но это то, что мы предлагаем. Мы рассмотрим возможность внесения изменений в нашу следующую модель, которая выйдет через несколько лет». Тогда клиент думает: «Почему я должен ждать? Если ты не исправишь это сейчас, я найду того, кто это сделает».

Почему так происходит?

Игнорируем иммунитет к переменам

Трансформация – это когда что-то полностью преобразовывается. Трансформация в организации происходит только тогда, когда изменяются люди в ней.

Но люди не меняются, даже если сами этого хотят. Вспомните свои новогодние обещания. Многие даже не строят планов, потому что помнят, как горько было осознавать, что за год так и не активировали абонемент в спортзал или не взялись за свой английский. Люди не меняются, даже если им угрожает смерть. Выяснилось: когда кардиологи предупреждают пациентов, что те умрут, если не изменят образа жизни (не сядут на диету, не будут заниматься физическими упражнениями, не бросят курить), только один из семи пациентов меняет свою жизнь.

Что же людям мешает измениться?

У нас есть иммунитет к переменам: мы отторгаем новое, неизвестное и цепляемся за привычные убеждения. Иммунитет защищает от страхов:

  • Страха стать ненужным компании
  • Страха утратить авторитет и статус
  • Страха потерять себя

Когда мы пытаемся изменить мышление, поведение, культуру в организации, мы сталкиваемся с этим иммунитетом, и поэтому любые перемены происходят сложно, больно и долго.

Делаем простое, не делаем важное

Откуда возьмутся кроссфунциональные команды, если мы имеем в каждой области 1-2 самостоятельных профессионала и армию подмастерьев?

Откуда возьмется самоорганизация, если на деле у нас сохраняется жесткая подчиненность?

Откуда возьмется командная работа, если мотивация и вознаграждение индивидуальны?

Как сотрудники станут внезапно счастливыми, если мы не даем им ресурсов, не устраняем бюрократические препятствия в их работе, а только добавляем больше контроля, митингов и аджайл-коучей?

Мы откладываем на потом сложные и ключевые вещи, те, которые встречают много сопротивления, и делаем интересное и приятное. Гораздо прикольнее организовать тренинги, клеить стикеры, проводить демо-дни и командные сессии, а не перестраивать системы мотивации и найма.

Не верим Копернику

Все гибкие методологии, подходы, практики можно свести к следующему: люди создают ценность для других людей.

Вот почему люди любят аджайл, он для них как глоток здравого смысла. Но сложно быть клиентоцентричными, если сотрудникам прямо или косвенно транслируется только одна цель — выполнить план и заработать денег акционерам.

Организации научились правильно говорить: «клиент для нас – номер №1», «превосходный клиентский опыт», «счастье клиента – приоритет компании», но при этом сами для себя остаются центром вселенной. Нет, они не игнорируют клиента, они делают все возможное, но только в рамках своих внутренних систем и процессов.

Очень сложно принять и поверить, что теперь клиент – это солнце, а компании вращаются вокруг него.

И что же делать?

Изменить людей невозможно, но мы можем создать условия для изменений

Дать смысл

Чтобы встать на путь изменения и развития, человек должен понимать зачем. «Так делают наши конкуренты» или «это модно» – не достаточно хорошие причины. Поймите, какую проблему решаете и почему вы хотите преобразовать организацию, и озвучьте ее людям.

Поддержка

  1. Создайте безопасные условия для экспериментов, чтобы сотрудники могли проверять и расшатывать свои привычные убеждения. Например, хороший вариант – создавать команды, где у лидера нет никакой привычной власти, ему не подчиняются члены команды.
  2. Дайте людям время для перемен. Наберитесь терпения и не говорите так: «Вы топчетесь на месте, у вас тут какая-то терапия. Прошло уже две недели, нет никаких результатов».

Неминуемость перемен

  1. Запустите команду трансформации из самых заряженных людей. Эти люди будут драйвить изменения и двигать трансформацию вперед. Без них ничего не получится.
  2. Будьте готовы, что не всё сопротивление вы сможете преодолеть, страхи и убеждения порой слишком сильны.

Начинайте с…

  1. Начинайте трансформацию с самого сложного и важного. Перекраивайте подчиненность, меняйте мотивацию и оценку в первую очередь. Может быть, беритесь за юристов, финансистов, HR, те подразделения, которые больше всего препятствуют компании «стать аджайл».
  2. Пересмотрите свои взгляды на найм людей. Подбирайте сотрудников под клиента и под продукт, а не под руководителя.
  3. Делайте самодизайн. Команда лучше знает, какие компетенции ей нужны, чтобы создавать продукты и достигать новых целей.
  4. Дайте людям самим решать, что им нужно. Когда у членов команды спрашивают, что им необходимо, чтобы работать по-новому, они редко просят денег. Они говорят о справедливости и признании, и больше всего об устранении бюрократических препятствий, которые мешают им работать. Но самое главное, им нужно заверение, что если они будут работать по-новому, их не съедят заживо их же руководители.

Клиент – единственный босс

  1. Проверьте, что работа каждого в организации приносит пользу конечному клиенту. Что каждый видит, как его работа добавляет ценность клиенту – или не видит. Если работа не приносит никакой пользы клиенту или пользователю, то сразу возникает вопрос, почему работа вообще выполняется. Избавьтесь от понятия «внутренний клиент», это только путает, провоцирует много лишних трудов и уводит нас от настоящего клиента.
  2. Обучите продуктовым и предпринимательским подходам (jobs to be done, lean startup, customer journey map и прочее) тех, кто создает продукты и обязательно тех, кто далек от этой темы. Как получать обратную связь от клиента, как исследовать его покупательское поведение, потребности, как проверять гипотезы быстро-дешево и создавать MVP.
  3. Безжалостно приоритизируйте. Если важно все, не важно ничего.
  4. Поощряйте внутреннее предпринимательство: ярмарка идей, хакатоны, песочницы, фонды.

Трансформировать организацию и меняться самому очень страшно. Но вы же знаете, какая универсальная стратегия успеха? Смело и прямо идти на страх!

1515
38 комментариев

Самая распространенная причина смерти эджайл-трансформаций - это ни к чему не пригодные теоретики в роли эджайл-коучей. Чтобы изменить коллектив нужно уметь заработать авторитет и повести за собой людей. А когда весь опыт и все умения ограничены говорением лозунгов, то таких коучей коллектив просто игнорирует. И случается очередной факап из-за якобы "неправильного" коллектива.

10
Ответить

Ну вообще коучи имеют право на жизнь, имхо — очень много топовых чуваков отмечают, что персональные коучи помогают им концентрироваться на конкретных задачах и проектах.

2
Ответить

Да херня эта ваш аджаел-шмаджаел, бабло просто тянут все эти коучи да и все! Покажите, где в России это реально работает и приносит результат — продажи?

3
Ответить

Не существует никаких достоверных исследований о том, что внедрение т.н. гибких методик приводит к увеличению прибыли (как конечной цели любого бизнеса, т.е. упорядоченной деятельности, направленной на получение прибыли). А инфоцигане были, есть и будут.

3
Ответить

Это вполне успешно работает, но не с помощью аджайл-коучей. Работает там, где предметная область подходящая (а это вовсе не везде), и где аджайл внедряется самими лидерами, которые в него верят и умеют находить баланс между теоретическими целями и реалиями жизни в конкретной предметной области.

3
Ответить

Зачем пыль поднимать, если ничего общего с темой не имеете? Отбивайте свою зарплату дальше, не отвлекайтесь.

2
Ответить