Делаете стартап? — Сначала продай, а потом делайте! Можно иначе? Да, но продай сначала
Первые заказы не проходили без шероховатостей, шло довольно тяжело. Добыча данных — это нетривиальная задача, каждый отдельный случай зачастую требует своих инженерных решений.
Где-то надо сделать так, где-то по-другому. Одному клиенту нужно отгружать данные именно с такой скоростью, другому — скорость вообще не критична. Здесь существенная составляющая бизнеса — переговорный процесс.
Знаете о чём я думал?
Не о том, как сделать «продукт», технологическую инфраструктуру. Не о том, как выстроить процессы так, чтобы работа осуществлялась без сбоев и непредвиденных задержек.
Это всё далеко вторично! Пусть поначалу это будет «через пень-колоду», пусть «первый блин комом», пусть «второй блин комом»… — так или иначе всё заработает.
А думал я о том, как это продавать.
Идеи легкодоступны и лежат на поверхности. Осуществить их в современных условиях относительно несложно. Главный вопрос: где брать трафик⁈ Есть ли ресурсы, чтобы любым доступным способом обеспечивать трафик для осуществления продаж? У кого нет понимания где брать трафик, причем достаточно дешевый, тому не позавидуешь.
Реклама? Да никогда в жизни я не буду давать рекламу! Это очень дорого — 20 рублей/клик, 30 рублей/клик, 50, 100… Сейчас максимальная стоимость до 2500 рублей за один клик доходит! (В зависимости от конкуренции, CTR, релевантности запросу и прочего.) Да зачем это надо⁈
Реклама — о ней все начинают думать в первую очередь — это то, о чём надо забыть в первую очередь — бездонная бочка, куда льются деньги. Все рекламщики только рады и как клещи сосут вас:
— А у нас зарубежные социальные сети!
— А у нас видео-блогеры!
— А у нас супер-блогеры!
— А у нас SMM!
И начинающие стартаперы тоже должны думать только об одном: трафик, трафик, трафик. Искать альтернативные ходы: контент-маркетинг, холодные звонки (пока они ещё работают), пресловутый PR… Как думаете, набивший всем оскомину ChatGPT много бы собрал клиентов (а их уже сто миллионов), если бы просто заказывал рекламу в Google AdSense?
Рассмотрим для примера холодные звонки.
Оператор на телефоне стоит 25 килорублей в месяц. Он звонит, отвечает на вопросы, оформляет заявки. За месяц сделает несколько тысяч звонков. При этом средняя конверсия составит столько-то процентов. Ну, допустим 2%. Или 1%. Потенциально десять клиентов-то можно получить. В нашем примере парсинга, каждый из них принесет 5 килорублей.
(Учтите, я беру «в среднем», а некоторые клиенты платят нам десятки и даже сотни тысяч рублей в месяц за мониторинг цен, потому что им необходимо отслеживать очень большое количество конкурентов.)
Всё постигается из простых математических соотношений: платишь 25 — получаешь 50 — бизнес «в плюсе». Всё!
Бизнес-модель не обязательно должна быть умопомрачительно сложной. В большинстве случаев пять чисел складываются на салфетке и становится ясно: жизнеспособна идея или нет. В одном месяце чуть больше прибыль, в другом меньше, но в целом — ясное видение того, что окупаемость есть и какая именно. Накопительный эффект тоже надо учитывать: старые заказчики, как правило, никуда не исчезают.
Технологии не сделают это
Когда я сейчас начинаю думать о бизнесе, либо размышляю о своих идеях (а они возникают постоянно, нельзя же впадать в стагнацию) — я думаю не о том, как это сделать (что несущественно), а как это продавать!
И те, кто замышляет стартап должны понимать, что в сфере IT (если не говорить о создании каких-то по-настоящему уникальных систем) они придут в итоге к одному — причем независимо от того насколько хороша была идея — сядут и будут ломать голову:
— Ох! Как нам это всё продать? Кто наш покупатель?
Если стартапер не воспримет главную идею, о которой идет речь — он просто «сольёт» деньги инвесторов, которые однажды придут к нему и скажут:
— Вы показываете нам не те цифры!
Так вот, парни и девчонки, мой совет, если позволите: прежде чем что-то делать — собирать там или анализировать технологии — вы чётко для себя ответьте на один простой вопрос: где вы будете брать продажи?
Сейчас даже с интернет-магазином приходится тщательно высчитывать экономику, потому что можно начать продавать вещи с низкой маржинальностью и невысоким средним чеком. И экономика может не срастись только из-за того, что трафик дорогой.
Вы всегда должны вначале продать, а потом делать!
Надеюсь, что было полезно и интересно. Больше информации вы можете найти в моем личном Телеграм- канале «Русский ИТ бизнес» — в нем пишу всю «изнанку», с чем сталкиваемся в процессе работы, без приукрашивания. Если что-то упустил — спрашивайте в комментариях, отвечу обязательно.
Не претендую на истину, но...
Найти боль, которая болит у многих, желательно каждый день.
Предложить решение боли, желательно нестандартно. Ну или можно по старинке, но за счет инноваций решить ее сильно дешевле чем конкуренты.
Прочитать книгу спроси маму.
Провести пару сотен интервью.
Если есть ощущение что все сходится (до этой фазы доходит 1% идей)...
Идти делать.
Продашь потом.
Комментарий недоступен
Найти такую нишу — как в лотерею выиграть.
Если есть боль, но нет решения, то, скорее всего:
— решение есть, но нам оно неизвестно;
— боль не такая сильная, чтобы клиенты готовы были платить за её устранение;
— всё сложно и решить проблему не так просто, как кажется.
Всё-таки, большинство успешных бизнесов — это повторение чего-то, что уже существует, с улучшениями и меньшим количеством ошибок.
Apple iPhone не был первым смартфоном, Google не был первым поисковиком, FB — первой социальной сетью, YouTube — первым видеохостингом и т. д.
только надо понимать, что таких искателей болей ещё миллионы))
Мне очень понравилось как вы написали, честно, но можно простым языком для пеньков, спасибо! Если я верно понял, то типа придумываешь идею, которая решает какую-то проблему для многих, делаешь эту штуку и пытаешься продать?
Комментарий недоступен
Не очень понимаю вашу мысль. Чтобы дать бесплатно попробовать «витаминку» нужно найти, кому давать пробовать (и желательно источник таких желающих) и ещё сделать так, чтобы ему понравилось и он захотел купить. Это и подразумевается под «продать»