Семь мифов маркетинга, которые дорого обойдутся вашему бизнесу в 2019 году

Спасаем бюджет, репутацию и время от неэффективной деятельности и псевдомаркетинговых предрассудков.

1. Волшебные инструменты существуют

Лид в два клика! Настрой воронку вечером и получи десять клиентов утром! Такого рода рекламные призывы сегодня можно встретить на любом онлайн-углу, особенно если вы имели неосторожность попасть в сети ремаркетинга.

У вас может возникнуть сомнение — неужели всё может быть настолько легко? Но нам так хочется чудес. А вдруг это «вьетнамская звёздочка» от всех бизнес-болей, которую сама судьба вам посылает? Купите и настройте, и лиды сами посыпятся, как монетки из-под копыт золотой антилопы из мультфильма.

Вы покупаете, настраиваете, но лиды не сыпятся, а в лучшем случае моросят капельками. Перенастраиваете сервис, и снова результаты не вызывают восторгов. Обращаетесь к разработчикам решения, а они вам в ответ: «Дело не во мне, а в тебе», и ещё много разных нюансов, которые обычно пишут мелким шрифтом в сносках к звездочкам.

В маркетинге случаются чудеса, но их очень трудно превратить в универсальное решение и продавать за 99,99. Это связано с большим количеством переменных. Разные продукты, целевые аудитории, платформы, каналы и так далее. Маркетинг — это комплексная работа, успех в которой не достигается при помощи нескольких кликов. Даже в полном чудес многообещающем 2019 году.

2. Бренд должен быть положительным

Вы очень вежливы в общении с вашими клиентами. Прежде чем опубликовать пост, дважды подумаете, не заденет ли он чьих-либо чувств. Разрабатывая концепцию рекламы, вы беспокоитесь, не будет ли посыл иметь двоякое значение. Не заостряете углы и не провоцируете аудиторию. А на небе только и разговоров, что о том, как кто-то сел клиентам на лицо.

Это похоже на классический сценарий, когда ухажер галантно ухаживает за девушкой, а она не может забыть картежника и пьяницу, который был с ней дерзок.

Обойдемся без ярлыков а-ля «аудитория — это женщина». Но отдадим должное тому, что о брендах, которые сумели вызвать эмоции, говорят. Разумеется, для больших и успешных компаний нет острой необходимости рисковать. Но если вы находитесь на стадии, когда нужно выделиться из общей массы, — забудьте про нейтральность.

С одной стороны, не стоит превращаться в очередного хорошего, но обычного парня, с которым скучно ещё до знакомства. А с другой — помните про чувство меры. Если переборщите, то свой пиар вы, конечно, получите, но за счёт колонки маркетинговых примеров «как делать не надо».

3. Маркетинг = продвижение

Представим, что у вас появилась интересная бизнес-идея. Вы не стали терять время и проделали большую работу, чтобы её реализовать. Даже нейминг и логотип разработали. А потом пригласили маркетологов для продвижения.

Если им не удалось достичь поставленных целей, то высока вероятность, что виноваты в этом вы. Ведь правильный маркетинг должен вступать в игру не на стадии лидогенерации, а ещё до создания продукта. Он помогает найти ответ на вопрос: будет ли востребована ваша идея на рынке?

Это как купить подарок, а потом узнать, к кому на день рождения вы приглашены. Казалось бы, мы так далеко ушли от 1990-х, но множество людей все ещё считает, что маркетинг — это реклама и продвижение. Они ошибаются и платят за это своими проектами, а потом говорят, что сейчас трудно найти хороших специалистов.

Маркетинг начинается с анализа. К сожалению, вероятность того, что подобная идея уже посещала другие блестящие умы, довольно велика. А значит, существует один или даже несколько проектов, которые очень похожи на ваш. Качественный анализ подскажет, стоит ли вообще начинать, и спасёт вас от фиаско и слитых бюджетов. А красивый логотип — это чудно. Но он не поможет, если ваш продукт не нужен рынку.

4. SEO, пиар и email-маркетинг умерли

Если вы видите подобные слоганы на баннерах с анонсами мастер-классов, можете быть уверены — посещать их не стоит. В противном случае будьте готовы к потоку сомнительных фактов в пользу одного из каналов продвижения (Telegram, Instagram и прочее).

Безусловно, мир меняется и некоторые каналы становятся неэффективными. Например, холодные рассылки в Viber действительно мертвы. Но назвать один канал самым эффективным без привязки к ситуации — это как признать все секс-позы неактуальными, выделив какую-то одну.

SEO процветает, потому что естественную выдачу никто не отменял. Разумеется, у поисковиков постоянно меняются алгоритмы, но и специалисты не сидят на месте.

Email — это вообще один из самых эффективных каналов повторного контакта с клиентами (а многие специалисты считают его самым эффективным). Даже построение воронок продаж в большинстве случаев опирается на почту. Назвать email-маркетинг мёртвым — всё равно что расписаться в собственной некомпетенции.

Постарайтесь вспомнить несколько брендов. Первые, которые придут вам в голову. Если вы читали хоть об одном из них на этом или другом ресурсе, то пиар всё еще жив.

5. Хороший маркетинг может спасти плохой продукт

Представим, что вы купили воду в стильной бутылке, но её вкус вам не понравился. Купите её снова? Подставьте в этот пример любой другой продукт или сервис — смысл останется прежним.

В конкурентной борьбе вижуал может значить не меньше, чем полезность или инновационность. Он привлекает внимание клиента и доставляет эстетическое удовольствие. Однако не компенсирует недостатки в основных свойствах продукта. Некоторые потребители готовы пожертвовать оболочкой ради полезности. Но мало кто станет терпеть плохой продукт ради красивой легенды.

Сейчас вы захотите вспомнить несколько исключений из этого правила. Я помогу вам. В некоторых сферах продукты оцениваются по другим критериям. К примеру, индустрия моды. Для модников может быть нормой терпеть неудобства. Но делают это они ради причастности к брендам, которые заслужили мировое признание. Вы, случайно, не владелец одного из них?

Если нет, трезво оценивайте то, что продаёте или узнайте мнение потенциальной ЦА. Желательно кого-то менее лояльного, чем подчиненные и родственники. Самообман — очень убыточное предприятие.

6. Коучинг выведет ваш бизнес на новый уровень

В сегодняшнем культе образовательных мероприятий многие превращаются в сектантов, кочующих от одного ивента к другому в полной уверенности, что всё происходящее там развивает их и приближает к успеху. Недобросовестные коучи пользуются этим и наживаются на заложенном в нас с детства доверии к обучению.

Многие коучи искренне верят в свою экспертность. Они компенсируют недостаток бизнес-опыта харизматичностью и делают ставку не на практические кейсы, а на мотивацию. О какой практике может идти речь, если основная деятельность таких специалистов не предпринимательство, а разговоры о нём? Это такой же уход в сторону теории, как и преподавание в вузе, но с более актуальной информацией.

Критическое восприятие и проверка фактов уберегут вас от нежелательного опыта. Условный Василий Васин продаёт свой мастер-класс, ссылаясь на успешный запуск 80 проектов в 20 странах мира. Звучит заманчиво, но не спешите покупать билет. Для начала узнайте, какие именно проекты продвигал Василий, как долго он был причастен к ним и сколько из них все еще на плаву.

В целом не стоит строить сверх ожиданий от такого формата, даже если коуч действительно опытный. Без глубинного погружения в особенности вашего проекта, он сможет поделиться только общими вещами. Чем больше вы посещаете такие встречи, тем мизернее для вас процент новой информации.

7. Лонгриды никто не читает

Мы живем в самом динамичном мире. Всем приходится максимально ужимать информацию, сокращать и адаптировать ее для быстрого усвоения. Если вы не сможете уместить самое главное в 20 символах или в 15 секундном ролике, то рекламный посыл не увидят, о продукте не узнают, бюджет будет слит.

Это вполне справедливо для одних каналов и не имеет отношения к другим. Преобладание короткой формы характерно для социальных сетей. Да, мир динамичен, но в то же время и разнообразен. Не для всех целевых аудиторий социальные сети стали основным источником информации.

Ориентироваться нужно на то, читает ли ваша целевая аудитория и как много она это делает. Если это миллениалы, которые не гуглят, а ищут ответы на вопросы сразу в YouTube, то лучше не делать ставку на лонгриды и на текстовый контент в целом.

Забавно, что этот миф жив в эпоху контент-маркетинга, когда компании по всему миру создают собственные штатные редакции, а бренды позиционируют себя как менторы и просветители. Лонгриды читают. То, что вы дошли до конца этой публикации — лучшее тому подтверждение.

4646
19 комментариев

Слишком длинный пост.
До конца даже не дочитал.
Кто вообще читает лонгриды?! :)

11
Ответить

согласен. лонгриды нужно оставить как дань прошлому. нам хватит коротких сториз в инстаграме)

1
Ответить

Согласна со всем, кроме коучинга. Но тут, как мне кажется, расхождение в понятиях. Есть инфобизнессемы, которые продают свои «знания» и «опыт», а есть люди, способные провести стратегическую сессию, фасилитировать процесс и выровнять видение в компании на всех уровнях — это те самые коуч-консультанты. И сказать, что вторые не помогут бизнесу, как-то опрометчиво. Хотя в них нуждается скорее крупный бизнес, а не среднички и стартапы.

2
Ответить

Все верно. Тут больше о коучах которые хотят нажиться на образовательных\мотивационных услугах. Ничего против хороших консультантов не имею, они действительно приносят пользу бизнесу.

2
Ответить

интересно дочитать)

2
Ответить

С учетом того, что мне усиленно предлагают сомнительные услуги (те же "лжеобследования")
5 пункт мне кажется спорным.
Хотя, очевидно, это не красивый путь

2
Ответить

Везде есть исключения. Коучи тоже существуют действительно приносящие пользу бизнесу.

Ответить