Моя работа – не работать: причины «тихого увольнения» и как бизнесу с ним справиться

Пока у работодателей в России главной темой обсуждений оставалась массовая релокация и поиск недостающих специалистов, на мировом рынке труда летом 2022 года нарастал новый пугающей тренд – quite quitting или «тихое увольнение». Его применяют к сотрудникам, которые фактически не увольняются, но при этом работают без отдачи: выполняют минимум задач, не проявляют инициативу, выключают компьютер ровно в 18:00. Полная противоположность hard-working culture, в которой мы все привыкли быть быстрее, выше, сильнее.

Моя работа – не работать: причины «тихого увольнения» и как бизнесу с ним справиться

Популярность тихому тренду подарил TikTok, где люди начали рассказывать о своем не столь активном поведении на рабочем месте. Одно из таких видео набрало более 3,6 миллионов просмотров и почти 500 тысяч лайков [из-за ограничений ролик недоступен в России].

Вы все еще выполняете свои обязанности, но больше не подписываетесь на культуру спешки и суеты, в которой работа – вся ваша жизнь. Реальность такова, что работа – не вся ваша жизнь. Ваша ценность как личности определяется не вашей работой.

Уверен автор популярного видео.

Одни руководители просчитывают убытки и гадают, как культ переработок перешел в популяризацию безделья. Другие считают, что во все времена были и будут те, кто работает «от звонка до звонка» и не перетруждаются. Мы в RecruitIT решили копнуть глубже и разобраться, откуда растут ноги quite quitting culture, связан ли тренд с массовым переходом в дистант и как отличить тихое увольнение от здорового work-life баланса.

RecruitIT – кадровое агентство, подбирающее IT и Digital специалистов по всему миру. Следим за карьерными трендами и делимся экспертным мнением по актуальным вопросам в сфере трудоустройства и работы с персоналом. Подписывайтесь на наш VC и телеграм канал, чтобы ничего не пропустить.

Что говорят цифры и эксперты

Вряд ли TikTok тренд заставит ранее активных трудоголиков вдруг работать меньше. У феномена quite quitting есть несколько версий появления на свет.

Первый – последствия ковида и популярность удаленки. Так, в 2022 в США впервые за десятилетие снизилось количество вовлеченных в работу сотрудников — с 36% в 2020 году до 32%, подсчитало агентство Gallup. Кажется, что цифры подтверждают влияние пандемии на рост не вовлеченных сотрудников. Но главный научный сотрудник Gallup Джим Хартер видит тенденцию в целом поколении: 54% из всех родившихся после 1989 года респондентов он назвал «невовлеченными» — они делают на работе необходимый минимум, но не больше, вовремя уходят с работы и не делают сверх того, что прописано в трудовом договоре.

Раньше саботаж на работе тоже был, но когда человек ходит в офис это моментально видно. Руководство видит, что человек постоянно в курилке или болтает с коллегами и сразу же принимает меры. Термин тихое увольнение появился именно из-за удаленки, человек сидит на работе дома, но проследить, чем он занимается, невозможно. Ты ничего не делаешь, но никто ничего не может предъявить.

считает СЕО агентства по подбору ИТ специалистов RecruitIT Александр Крюков

Другая версия появления «тихого увольнения» – просто новое название давно существующего феномена, когда люди знают, что легко найдут новую работу, поэтому спокойно относятся к ее потенциальной потере.

Это похоже на правду, но в череде массовых увольнений вряд ли большое количество сотрудников может быть уверены в своей неприкосновенности. Так решили не только мы, в последние месяцы о массовых увольнениях объявили многие техгиганты: Amazon (18 тыс. сотрудников), признанная в РФ экстремистской Meta (11 тыс.), Twitter, Microsoft (11 тыс.), Google (12 тыс.), Spotify (600), Salesforce (7 тыс.) и PayPal (2 тыс.). Кто-то увольняет из-за финансовых проблем, а другие просто автоматизируют работу. Так Amazon уже долгое время работает над тем, чтобы заменить живых рекрутеров умным алгоритмом подбора персонала, подробнее об этом читайте в нашей статье.

И, наконец, еще одна версия – тихо уволившиеся это все те же работники «от звонка до звонка». Например, если специалист техподдержки всегда вовремя заступает на смену, отрабатывает норму тикетов, получает положительные оценки клиентов и при этом не рвется в менторы – разве это плохо?

Бизнесу нужно дать ответ на этот вопрос. Так, например, Марк Цукерберг принял кардинальное решение:

Некоторые из вас могут решить, что это место не для вас, и для меня такой само-отбор окей <...> В компании, вероятно, есть много людей, которых здесь быть не должно

сказал Марк Цукерберг на созвоне с сотрудниками Facebook в июле 2022 года

Речь идет о новой политике, согласно которой руководители департаментов будут выделять 15% от сотрудников в категорию тех, кому необходимо работать лучше. Это позволит пресечь любые «тихие увольнения», но заставит даже активных работать еще более усердно. «На языке HR это значит или улучшайся или увольняйся» – поясняет автор статьи о тихом увольнении в Business Insider.

Мы в RecruitIT считаем, что у quite quitting есть как положительная, так и отрицательная стороны. Сейчас все больше людей задаются вопросом, для чего выкладываться на работе. Такая рефлексия может привести к переходу в другую компанию или на более интересную должность. С другой стороны – может не привести, и «тихушник» займет место, на котором мог быть драйвовый специалист. Поэтому, работодателю важно определить, в каких зонах люди «от звонка до звонка» приемлемы, а в каких – нет.

Выявить тихое увольнение и отличить от выгорания

Вы приняли решение разобраться с тихо уволившимися сотрудниками, но не спишите рубить всех, кто уходит домой ровно в 18:00. Предлагаем действовать последовательно.

  • Шаг 1. Очертите «тихие» и «hard working» зоны

Выделите зоны, где готовы к сотрудникам «от звонка до звонка» и те, где важна отдача. На примере с техподдержкой понятно, что «тихушники» не всегда ломают систему бизнеса.

Придется поработать со своим видением корпоративной культуры и кадровой политикой, чтобы понять, какое поведение на рабочем месте для вас уместно, а с чем мириться вы не готовы. Кто-то берет новичка с расчетом на его усердие, стремится воспитать профессионала, иногда просто нужен рядовой специалист и не столь значимо, стремится ли он к карьерному росту.

  • Шаг 2. Оцените масштаб

Если видите, что в коллективе 1-2 сотрудника, которые похожи на quite quitting клуб, то работайте с ними точечно (как – расскажем дальше). Но если тенденция массовая, то придется кардинально работать над мотивацией, ведь бизнес не может расти с людьми, которые не хотят большего, всегда нужны герои-двигатели.

  • Шаг 3. Не перепутайте тихо уволившихся с выгоревшими и последователями «work-life balance»

Отчасти снижение активности на рабочем продиктовано выгоранием. Годы переработок без ощутимого результата подталкивают сотрудников к мысли, что старания не имеют значения, так зачем перетруждаться? Рабочее выгорание достаточно комплексная проблема – не всегда дело только в зарплате. Важна и корпоративная культура в компании. Если ты не чувствуешь свой вклад в общее дело, тебя не хвалят, а коллеги – не больше, чем аватарки в мессенджере, – как тут чувствовать себя успешным, нужным и полезным?

Определенно сказать, что в таком-то случае человек придерживается стратегии «тихого увольнения», а вот здесь просто соблюдает баланс работы и жизни достаточно проблематично. Точно так же, как и понять, связано ли с отсутствием амбиций выгорание или сотрудник просто не хочет делать лишнюю работу. Знать это может только сам человек, а в некоторых случаях и ему придется покопаться в себе, чтобы понять – а на своем ли я месте?

С уверенностью можно отсеять в категорию «тихого увольнения» тех, кто не хочет расти в должности, брать на себя новые задачи или развиваться в компании. Важно понимать, что некоторым просто комфортно быть там, где они есть и это не значит, что человек саботирует рабочий процесс. Для работодателей советуем просто задать себе пару вопросов:

  • Выполняет ли сотрудник поставленные задачи;
  • Насколько эффективно он распоряжается своим временем, не саботирует ли работу;
  • Как он видит свое развитие в компании (если не видит вообще, то это явный сигнал)
  • Ожидаем ли мы от него сверх-активности, инициативы и амбиций к росту в должности.

Если вы видите, что от месяца к месяцу или даже от недели к неделе специалист работает все меньше, пропускает дедлайны, реже выходит на связь или не появляется на рабочих встречах – это тревожный звоночек. Первый вариант – человек выгорел и утомился, ему сложнее даются те обязанности, с которыми раньше он справлялся на ура. Второй – вы столкнулись с «тихушником» который решил не париться и просто получать с вас деньги, работая все меньше и меньше. И в том, и в другом случае первым шагом будет просто поговорить с сотрудником. Что делать затем читайте дальше.

«Рабочий баланс – это когда сотрудник не работает в нерабочее время. Или выходит в субботу и воскресенье только за дополнительную плату. Когда в рабочее время сотрудник отказывается выполнять задачи, мотивируя тем что очень занят, но при этом чем он на самом деле занят непонятно – это саботаж и тихое увольнения. Разница простая, когда сотрудник хорошо работает он готов к кратковременной встряске если она будет вознаграждена, а отказ от выполнения задач, отсрочки и прокрастинация – это тихое увольнение.»

Считает руководитель рекрутингового ИТ агентства RecruitIT Александр Крюков

Как справиться с «тихим увольнением»?

Компании по-разному реагируют на спад трудовой активности сотрудников. Многие, как это делает Meta*, внедряют новые и весьма жесткие меры по отсеиванию худших и идут путем увольнений.

  • Смена формата работы

Сотрудники должны по меньшей мере три дня в неделю быть в офисе – такое требования выдвинул СЕО компании Amazon Энди Джесси. Дистанционный формат уже по традиции считают удобным из-за экономии на аренде офисов, оптимизации рабочего времени сотрудников, им не надо тратить время на дорогу, меньше усталости от разговоров ни о чем в офисе. Но судя по решению Amazon есть реальные основания считать, что очный формат живее всех живых и может быть очень полезен для бизнеса.

«Команды, как правило, лучше связаны друг с другом, когда они чаще видятся лично. Есть что-то особенное в том, чтобы общаться лицом к лицу, смотреть в глаза и видеть, что коллега полностью погружен в тему обсуждения.» – считают в Amazon

Разговор с человеком вживую и контакт глаз вовлекает больше, чем зум-встреча перед экраном. Кто из нас не сидел на рабочем созвоне с бутербродом и чашкой чая? Организовать продуктивную и вовлеченную работу из дома та еще задача.

Но в офисе можно точно так же делать необходимый минимум, а в остальное время усиленно делать вид – тут от дистанционки отличие только в том, что дома притворяться нет необходимости. Поэтому просто вернуть всех в очный формат работы под страхом увольнения на наш взгляд мало, чтобы замотивировать коллектив на работу. Если примите решение внедрить гибрид, то делайте это в комплексе с другими методами, о которых расскажем ниже.

  • Укрепление корпоративной культуры

Наша культура была одной из важнейших составляющих успеха Amazon первые 27 лет, и я ожидаю, что так будет и в последующие 27 с лишним лет. Дальнейшее ее укрепление является главным приоритетом.

Фрагмент из письма СЕО Амазон Энди Джесси

Важно не только совмещать формат работы из дома с живыми встречами, но и развивать корпоративную культуру компании, которая дает сотрудникам чувство единения, наполняет их работы смыслом и мотивирует не просто отсидеть положенные часы, а бок о бок с коллегами сделать что-то важное в течение рабочего дня.

Решение Amazon во многом и завязано на том, чтобы продвигать корпоративную культуру при очном формате работы проще.

Легче учиться, моделировать, практиковать и укреплять нашу культуру, когда мы большую часть времени находимся в офисе вместе и окружены нашими коллегами. <...> Когда вы общаетесь лично, люди, как правило, более вовлечены, наблюдательны и настроены на то, что происходит на собраниях, и на передаваемые культурные подсказки.

Пишет Энди Джесси в своем заявлении

Если для вас приемлем только дистанционный формат, планируйте совместные живые активности с коллективом на праздники, добавьте рабочие ритуалы, которые будут вас объединять. Например, разбавьте деловые созвоны более неформальными конференциями в зуме, во время которых вы будете обсуждать итоги недели или месяца, или делиться планами друг с другом.

  • Работа с карьерной картой

Построение индивидуального плана карьерного развития в рамках компании имеет большое значение когда дело касается активности сотрудников. Когда знаешь, что для получения повышения в должности и прибавки к зарплате в +25% нужно потрудиться, работать хочется куда больше, чем когда перспективы туманны.

Не каждый бизнес может позволить себе регулярные повышения зарплат, да и начальниками все не будут. Важно здесь обсуждать со специалистом его стремления, отмечать активность. Мы уже писали объемную статью о том, когда пора повышать сотрудника – разобрались с критериями для повышения и поговорили о том, насколько это важно. Поэтому здесь не будем повторяться, переходите и читайте наш материал.

Дополним лишь то, что регулярные встречи 1:1 помогут установить контакт с человеком и лучше понять его мотивацию. Не обязательно сразу повышать сотрудника, достаточно просто пересмотреть его КПИ, внедрив в него показатели, которые будут драйвить специалиста.

Но если и это не помогает, то остается последнее.

  • Увольнение

Нет ничего проще, чем справиться с «тихим увольнением» с помощью громкого и реального увольнения сотрудника. Иногда это неизбежно: разговоры со специалистом ни к чему не приводят, а его нежелание расти вместе с бизнесом превращается в убытки. Увольнять нужно, особенно в случаях, если сотрудник из лагеря «тихо уволившихся» занимает место в стратегически важных местах бизнеса, где катастрофически важна инициативность, а не работа от звонка до звонка. К тому же бездеятельные специалисты в офисе, которые не выполняют свои обязанности или работают из-под палки будут саботировать весь рабочий процесс: кому захочется напрягаться, когда коллега ничего не делает, а получает столько же?

Это абсолютно нормальное решение на благо вашей компании. О том, как точно определить, когда пора увольнять сотрудника и как это сделать корректно и избежать репутационных потерь разобрались здесь.

Работать нужно головой, а не по часам. Большинство наших заказчиков ищут сотрудников не для работы с 9 до 18, а для реализации масштабных идей. Бизнесу важен результат. Если сотрудник выбирает «тихий уход», то он хоронит свой потенциал. На работе мы проводим большую часть времени, в чем тогда смысл тратить свою жизнь на то, что тебя не драйвит?

Уверен Александр Крюков, СЕО агентства по подбору айти персонала RecruitIT

Не бойтесь терять сотрудников, которых нужно заменить. Оставляйте заявку на подбор и команда RecruitIT приведет в ваш бизнес сильных, проактивных и амбициозных сотрудников.

Если же вы тот самый «quite quitting» специалист или чувствуете, что выгорели и сил работать уже нет – приходите на нашу карьерную консультацию. Поможем разобраться в причинах упадка мотивации, разберем ваши сильные и слабые стороны и вместе составим карьерный путь к работе мечты.

Расскажите, что думаете о таком тренде и стали бы вы сами «тихо увольняться» на работе? Будем рады обсудить эту спорную тему в комментариях.

22
8 комментариев

Удивительно. Работодатель потратил кучу времени и сил чтобы придумать как выжать максимум работоспособности из сотрудника ничего не давая ему взамен. Или давая символический минимум. На 99% работ твоя производительность НИКАК не влияет на твою зарплату, бонусы или перспективы повышения. Таким образом какой смысл рвать жопу? У меня на работе менеджер если привлечет дополнительно заказчиков и повысит сумму заявок пусть в 1,3 раза, получит плюс тысячу к зарплате. То есть при повышении показателей на 30% плюс к зарплате 2,5% Офигеть счастье за разорванную жопу. И так везде. Последние годы работникам четко показали. "Компания не ваша", она собственника, а вы только наемный персонал. Так зачем напрягаться свыше трудового договора? Ответа нет.

3
Ответить

Если в компании ваши дополнительные усилия никак не отмечают, то конечно не имеет смысла их прикладывать (только если вы не очень преданный делу человек и работаете за идею). Но в то же время это повод задуматься и найти то место, где тебя будут ценить, а мы уверены таких компаний больше чем 1%. Все же так не везде, но еще сильно зависит от сферы деятельности. Если вам ок работать сколько положено и нет амбиций к карьерному росту – одно дело, хотите большего – ищите компанию, где амбиции реализуемы а ваши усилия заметят.

Ответить

Тихо увольняться бы не стал, но и перерабатывать тоже (это в 99% случаев никак не ценится). За все время я ни разу не просыпался с мыслью «ну блин, опять на работу», я рад работать, но работа это вообще ни разу ни моя жизнь, это лишь инструмент для того чтобы эту жизнь как раз таки и наполнить на той или иной стадии если нуждаешься в каких либо ресурсах которые работа может дать

1
Ответить

Звучит как тот самый здоровый подход, когда жизнь и работа в балансе. Про переработки – тут важно понимать себя и свои желания + обсуждать карьерные амбиции с работодателем. Если текущая должность / зп и занятость устраивают – то все ок. Хочется больше денег или быстрее продвигаться по карьерной лестнице – есть смысл приложить больше усилий, но еще важно чтобы их заметили в компании.

Ответить

перерабатывать на работе и чтоб за это не платили это себя не уважать

Ответить

Согласны! Но на определенных этапах даже если не платят за переработки они все же могут быть полезны самому сотруднику. Например, для новичка, который так быстрее получит опыт или связи. Или для стажера, которому нужно показать, на что он способен.

Ответить

Его применяют к сотрудникам, которые фактически не увольняются, но при этом работают без отдачи: выполняют минимум задач, не проявляют инициативу, выключают компьютер ровно в 18:00.Это ещё инициативные. До проходной ещё 10 минут идти.

Ответить