Это сферический конь в вакууме, а в статье речь пойдет о сферическом клиенте в вакууме. Привет, меня зовут Иван, я digital-маркетолог веб-студии Pyrobyte. Рассказ пойдет об одном из 5 фундаментальных анализов, которые применяю для построения маркетинговой стратегии. Чтобы материал лучше заходил возьмем для примера сферический завод по производству минеральных утеплителей в информационном вакууме, и на его примере рассмотрим как пошагово провести анализ ЦА и что потом можно с ним делать.Поехали!1 шаг: Определяем целевую аудиторию.Для этого используем метод 5W Марка Шеррингтона.Суть метода состоит в том, чтобы получить ответы на 5 вопросов.What? (Что?) – Отвечаем на вопрос, что мы продаем.Для нашего завода ответ будет звучать следующим образом:Продаем минеральную вату в упаковках по 5 листов 2Х2 и в рулонах по 15 на 2 метра крупным и средним оптом.Who? (Кто?) – Из первого вопроса вытекает второй: кто наш потребитель или кому мы продаем?На этом этапе определяем основные сегменты с которыми будем работать.Для нашего завода я выделил 3 группы клиентов:1. Компании - застройщики многоэтажного строительства.2. Строительные магазины.3. Бюджетные организации в сфере госзакупок.Why? (Почему?) – Необходимо понять мотивы потребителя к покупке и на что он обращает внимание в процессе принятия решения.Для этого анализируем отзывы клиентов, слушаем звонки отдела продаж, проводим опросы среди имеющихся клиентов.When? (Когда?) – Изучаем сезонность спроса через Wordstat Yandex, и смотрим, при стечении каких обстоятельств клиенту требуется наш товар.Where? (Где?) – Выясняем, где наибольшее количество потенциальных клиентов готовых к покупке.Бюджетные организации лучше искать на портале госзакупок.На застройщиков можно выйти на крупных тендерных площадках.А торговые сети, скорее всего, будут искать информацию через поисковики и тематические порталы.2 шаг: Подробно раскрываем каждый сегмент.Люди покупают у людей, хотя и расплачиваются не своими деньгами. Поэтому нам важно в процессе анализа понять механизм принятия решения, чтобы грамотно построить воронку продаж.Для лучшего понимания, сделаем описание представителя сегмента застройщика для нашего завода.Социально-демографический портрет:Клиент: Федор Михайлович Достославский;возраст: 35 лет;Место работы: Руководитель отдела снабжения стройматериалами/ЛПР федерального застройщика "Ежевика";Покупать будет оптом большую партию, чтобы хватило на утепление 20 этажной новостройки в 2 слоя минимум;Обращает внимание на стоимость и условия покупки т.к. бюджет на закуп утверждается заранее.В сфере строительства, покупка материалов происходит через объявление тендеров на собственной площадке либо открытой платформе.Реже наш клиент будет искать информацию в поисковиках и напрямую выходить на завод чтобы купить партию материалов.Боли:Поставщик не вовремя доставит товар;Выйду за рамки бюджета и сметы;Не хватит материалов для стройки;Поставщик профакапит сроки поставок.Потребность: Найти поставщика материалов, способного в указанные сроки поставить указанный объем материалов, при этом качественных и недорого.Критерии выбора:Условия поставки;Условия оплаты;Производственные мощности;Соответствие продукции строительным нормам и т.п.Страхи перед покупкой:Поставщик не уложится в сроки;У поставщика произойдет накладка и не сможет сделать нужный объем материалов;Долго будет доставлять и т.п.Возражения:Не устраивает цена;Не устраивают сроки;Не устраивают условия доставки и т.п.Мотиваторы:Базово выделяем 8 мотиваторов:Комфорт;Отвечаем на вопрос "Как я могу обеспечить комфорт в работе с клиентом?"Престиж;К примеру, можно делать минеральную вату черного цвета и преподносить ее как утеплитель элитного класса.Безопасность;Тут мы можем сказать о безопасности расчетов и готовности быстро решать форс мажоры.Выгода;Придумываем заранее как можем с позиции выгоды заинтересовать клиента.Любознательность;Если утеплитель делается по уникальной технологии или из уникальных материалов, стоит об этом рассказать.Общение;Процесс взаимодействия с клиентом, служба поддержки, сервис, выделенный менеджер и т.п.Авторитет;Сюда относим сертификацию товара, соответствие требованиям различных инстанций.Здоровье.Отвечаем на вопрос, насколько товар безопасен для здоровья. 3 шаг: Проанализировать поведенческие характеристики и понять кто и что влияет на клиента в процессе принятия решения.Интересы клиента: Исследуем прямые интересы клиента в сфере нашего продукта:К примеру, для нашего клиента прямыми интересами будет изучение технологий строительства, новых стройматериалов, законов, СНИПов и т.п.Исследуем косвенные интересы нашего клиента:Продажи недвижимости, поиск новых тендеров на застройку, и т.п.Кто или что влияет на решение клиента:Руководство;Надзорные органы;Лидеры мнений;Эксперты отрасли;Коллеги по цеху и т.п.Сейчас практически в любой сфере есть свои лидеры мнений, блогеры, эксперты и т.п. Можно изучать их контент, а можно создать собственный блог и стать лидером мнений в своей отрасли.Источники информации которым клиент доверяет:Формируем список газет, журналов, тематических пабликов, и т.п. которые впоследствии могут стать новыми каналами коммуникации с клиентом.Изучаем покупательскую активность клиента:Что покупает до нас? (бетон, кирпичи, арматуру, и т.п.);Что покупает после нас? (отделочные материалы, штукатурку, керамику и т.п.);Что покупает вместе с нами? (крепеж, леса, и т.п.).Эта информация поможет найти компании и организации с которыми можно наладить партнерство и совместно получать заказы.4 шаг: Исследуем поведение клиента на разных стадиях потребности и способы взаимодействия с ним.Используем для этого лестницу Ханта.Ступень 0: клиент не видит проблемы.Соответственно и работать с клиентом на этой стадии мы не будем...Ступень 1: проблема есть, но решений нет.Работаем с помощью контента и информируем клиента о своем решении. Размещаем статьи в тематических изданиях по стройке, выступаем на конференциях, пишем гайды, инструкции, делаем видео-обзоры на продукт.Ступень 2: поиск решений.Работаем с помощью поисковой рекламы, и SEO и информируем о нас.Настраиваем поисковую рекламу по околоцелевым и целевым запросам, пишем статьи по SEO ключам, заходим на тендерные площадки и откликаемся на тендеры.Ступень 3: решение найдено, но его преимущества не очевидны.Работаем с помощью лендингов, презентаций, и подключаем отдел продаж.Поисковая реклама по прямым запросам, контент, лендинги, продающие страницы, красивые презентации продукции и работа отдела продаж.Ступень 4: преимущества решения известны, но клиент не убеждён.Работает отдел продаж, а задача маркетинга на этом этапе разработать дополнительные плюшки в виде программ лояльности, скидок, условий и т.п. которые помогут убедить клиента.Ступень 5: клиент покупает.На этом этапе важно оказать сервис который сделает клиента постоянным.РЕЗУЛЬТАТ.В результате проделанной работы у вас появится майнд-карта размером с половину футбольного поля. А также список площадок, где можно найти клиентов, список каналов и способов коммуникации, и понимание, на какой стадии и каким образом взаимодействовать с клиентом.От того, насколько качественно проделана эта работа, зависит фундамент маркетинговой стратегии и ее дальнейшая реализация.Ну и в конце немного статистики.80% компаний строят свою стратегию вокруг 3 и 4 стадии теплоты потребности, вкладывая бюджеты в рекламу и конкурируя между собой по цене.10% компаний помимо 3 и 4 стадии стараются охватить 2, участвуя в тендерах и выставках. Тут меньше конкуренция но больше работы в долгую.7% начинают выстраивать отношения с 1 стадии вкладывая усилия в контент.3% работают с нулевой стадии формируя тренды.И это был 1 из 5 фундаментальных анализов, которые необходимы для формирования маркетинговой стратегии, есть еще 4, хочешь узнать подробнее подписывайся мой телеграм канал Кот Маркетолога чтобы не пропустить следующую статью.
У меня дипломная работа была "Маркетинговые исследования цветочного бизнеса".. Было оригинально).. В 2010...
Аналитика всегда актуальна.
Третий шаг прям зацепил. Очень подробно всё расписано. Большое спасибо за статью!
Всегда пожалуйста!
интересная статья
Спасибо
зашел только из-за обложки, начал читать и сразу перестал