Как крупные инвестиции меняют рынок доставки продуктов

На что идут миллионы рублей и как улучшается работа сервисов.

Институциональные инвесторы продолжают вкладывать деньги в сервисы по доставке продуктов, и объёмы вложений становятся всё больше. Если первые инвестиции в сервисы составляли от 20 до 100 млн рублей, то теперь суммы достигают полумиллиарда.

На днях стало известно, что сервис Instamart привлёк 500 млн рублей. Инвесторами стали Mail.Ru Group, первый зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис и президент «Трансконтинентальной медиакомпании» (ТМК) Александр Митрошенков. Почему же крупные инвесторы заинтересованы в развитии непрофильного для них бизнеса?

Ранее такую крупную сумму – 500 млн рублей в российский e-grocery вкладывала только группа компаний «Ташир», единственный инвестор сервиса доставки продуктов SaveTime. В случае же Instamart — инвесторы пришли из разных направлений. Для Mail.Ru Group и Хасиса это не первый опыт инвестиций в сервис по доставке продуктов, в 2016 и 2018 годах они уже вкладывали в компанию инвестиции.

Александр Митрошенков впервые решил вложить средства в e-grocery. По его словам, ему понравилась открытость компании и что «как акционер можешь в любое время получить доступ к данным о том, как идут дела компании».

Для многих бизнесменов тренд перехода на онлайн-продажи становится очевиден, и они хотят «оседлать» это направление, в конечном счёте получив прибыль.

Сервисам по доставке крупные инвестиции помогают развиваться сразу в нескольких направлениях:

  • Агрессивное продвижение — бесплатные доставки и даже скидки на сами продукты при определённых заказах. Без инвестиций такие методы развития применить нельзя, поскольку это, безусловно, генерирует большие убытки;

  • Быстрое региональное развитие, так как при большом запасе средств можно, не взирая на расходы и игнорируя эффективность, расширяться;
  • Увеличение персонала. Нанимается избыточный персонал, чтобы обеспечить высокую доступность сервиса по скорости доставки. При этом сотрудники простаивают часть времени, на что и идут инвестиции, но скорость получения заказа повышается;

  • ИТ-направление — в этот блок, как правило, инвестируют уже развитые и продвинутые сервисы.

Что касается клиентского сервиса — тут даже крупные инвестиции не всегда помогут. Сервис — это корпоративная культура, миссия, операционное совершенство, это то, как руководители и персонал воспринимают клиентов. Хороший сервис может быть и при отсутствии денег, и плохой при их избытке. Однако на скорость доставки инвестиции все же повлиять могут.

С 2016 года в самые крупные сервисы российского e-grocery с учётом последнего транша в Instamart инвестировали порядка 2,5 млрд рублей. Для сравнения: это почти 10% от всего объёма рынка доставки продуктов в стране. Пока крупные инвестиции приходятся только на федеральных игроков, в регионах о значительных инвестициях речи не идет.

Однако региональные игроки играют важную роль — они приучают клиентов к сервису по доставке. Потребительские предпочтения клиентов в зависимости от региона, по данным iGooods, практически не отличаются. Поэтому вводить особые предложение при выходе на новые рынки крупным игрокам не приходится, они видят спрос и заинтересованность клиентов в доставке продуктов.

При расширении сервис по доставке непременно сталкивается с необходимостью увеличить расходы на персонал — они растут пропорционально росту заказов. Поэтому тут нельзя придерживаться стратегии «мы быстро вырастем, а масштабы позволят нам экономить на расходах». При быстром масштабировании появляется риск снижения качества оказания услуг — новый персонал нуждается в обучении, а ИТ-платформы — в совершенствовании.

По данным аналитического агентства Infoline, в 2018 году рынок доставки продуктов питания ритейлерами и службами доставки вырос на 50%, до 23 млрд рублей. Крупнейшие игроки среди сервисов доставки продуктов по обороту: iGooods (оборот 1,2 млрд рублей), Instamart (800 млн рублей) и Golama (400 млн рублей), следует из исследования Infoline.

Рост интереса россиян к заказу продуктов на дом не меньше, чем к заказу готовой еды. Поэтому перспективы у рынка большие, сейчас e-grocery не достиг и 1% от общего объёма продаж продуктов ритейлерами.

1818
15 комментариев

Инстамарт просто клон компании Instacart, наши ничего нового не придумали как всегда.

1
Ответить

Instacart - один из первый сервисов по доставке, сейчас это один из крупнейших сервисов в США - работает в 4 тыс. городов. У него большой опыт во всех направлениях, поэтому неудивительно, что наши сервисы его учитывают. При этом российский рынок отличается от США и тут нужны свои уникальные решения

Ответить

Ищу партнеров или заказчиков для продвижения новой схемы доставки, между дорого и бесплатно и 300 руб до дверей. Без постоматов. Коллективная доставка с бронирование места-времени не до дверей.
Пример - молочная цистерна переезжающая с места на место по динамическому расписанию.

Ответить

Если это цистерна с крафтом, то я в доле!

1
Ответить

Напишите мне в vk

Ответить

А не проще при региональной экспансии покупать местных игроков? У них и персонал обучен и клиентская база наработана..

Ответить

При заходе в каждый город мы оцениваем игроков, которые работают на нем. К примеру, в Сургруте сервис HeyFood начал работать под брендом iGooods.

1
Ответить