На чём мы будем летать в 2030 году: будущее пассажирских самолётов

Подборка мировых и российских инновационных проектов.

С конца 1990-х годов Airbus и Boeing — крупнейшие компании на мировом рынке пассажирских самолётов. Рынок делится на три сектора: узкофюзеляжные самолёты, широкофюзеляжные и самолёты класса VLA (very large aircraft — «очень большой самолёт»). В секторе узкофюзеляжных самолётов конкуренцию составляют компании Embraer и Bombardier.

Авиакомпании стараются снизить уровень шума самолётов, а также сделать их более экологичными и безопасными. Председатель компании Airbus India Чарльз Чемпион говорит, что авиационная промышленность должна сократить выбросы на 50% к 2050 году.

Для этого Airbus разработала проект Smarter Skies: самолёты будут катапультироваться в небо и организованно летать по воздушным траекториям, как стаи птиц.

Сильные игроки рынка (NASA, Lockheed Martin, Airbus, Boeing) проектируют новые концепции самолётов: создают гибрид самолёта и вертолёта, устанавливают солнечные панели на крышу и крылья для выработки энергии, делают стеклянный пол или потолок для облегчения веса. Но эти проекты они планируют реализовать к 2050 году.

Тем временем стартапы работают над созданием электросамолётов, которые снизят стоимость региональных рейсов. Электросамолёты в качестве такси — одна из главных тенденций. Ещё в 2017 году Uber и стартап Kitty Hawk одновременно объявили, что планируют запустить летающее такси, Uber пообещала запустить сервис в 2020 году.

Таких проектов сейчас больше 15 по всему миру. При этом многие разработчики стараются спроектировать не просто самолёт с электрическим двигателем, а добавить другие возможности, например, вертикальный взлёт и посадку (VTOL, VerticalTake-Off and Landing).

Электрификация самолётов — это наиболее значительное новшество в авиации после внедрения реактивного двигателя.

Михаил Гордин , генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени Петра Баранова

Одна из проблем разработчиков — большой вес батарей. Электросамолёт на шесть–девять пассажиров компании Eviation весит 6 тонн, а его батареи весят 2,7 тонны.

Что касается российских самолётов, с 1996 года разработано девять моделей, из них три получили серийное производство. А первые лётные испытания прототипа самолёта на электротяге в России должны пройти в 2020 году.

Ниже — девять интересных мировых и российских проектов, которые планируют реализовать в ближайшие несколько лет.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fboomsupersonic.com%2Foverture&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Boom Technology </a>
Источник: Boom Technology

Дата создания проекта: 2014 год.

Разработки сверхзвуковых самолётов продолжаются, несмотря на то, что существующие сверхзвуковые самолёты Concorde и Ту-144 оказались убыточными из-за большого расхода топлива.

Цель американского стартапа Boom Technology — создать самолёт Overture, который будет переходить на сверхзвуковую скорость над океаном. Выпуск самолёта назначен на 2025 год. Скорость Overture будет составлять 2300 км/ч, дальность полёта — 8300 км, он сможет перевозить до 75 пассажиров.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fboomsupersonic.com%2Foverture&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Boom Technology</a>
Источник: Boom Technology

На сайте компании указано, что цена билета будет такая же, как в обычном дозвуковом самолёте. Стоимость программы оценивается в $6 млрд, стоимость самолёта — $200 млн.

Сейчас компания работает над прототипом Overture под названием XB-1. Сверхзвуковые полёты запланированы в 2020 году.

Ранее стартап помог в создании 40 самолётов и космических кораблей SpaceX и NASA. Работает при поддержке Virgin Group. Получил инвестиции в размере $10 млн и предзаказ на 20 самолётов от Japan Airlines.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flilium.com%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Lilium Jet</a>
Источник: The Lilium Jet

Дата создания проекта: 2015 год.

Разработка проходит при поддержке бизнес-инкубатора Европейского космического агентства в Германии. Компания заявляет, что создала первый в мире электрический вертикальный взлётно-посадочный самолёт. Он развивает скорость до 300 км/ч, способен за час с небольшим долететь из Москвы в Нижний Новгород и позиционируется как воздушное такси.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flilium.com%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Lilium Jet</a>
Источник: The Lilium Jet

Это самолёт с большим панорамным окном. Малошумный двигатель сделан из карбона: материал в пять раз прочнее и в три раза жёстче, чем алюминий.

Источник: The Lilium Jet

Большое внимание создатели уделяют безопасности: если один двигатель откажет, то это не скажется на работе самолёта.

В 2017 году полномасштабный прототип совершил первый полёт. Компания обещает, что в 2019 году взлетит первый реальный самолёт, а в 2025 году такси можно будет заказать. Цена не разглашается, однако модель позиционируется как «самолёт для всех».

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FEviationAero%2Fmedia&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Twitter</a>
Источник: Twitter

Дата создания проекта: 2015 год.

Израильская компания Eviation Aircraft работает над созданием девятиместного электросамолёта бизнес-класса, который при скорости 480 км/ч на одном заряде преодолевает свыше 1000 км. Прототип был представлен в 2017 году. По подсчётам основателя, полёт на Alice обойдётся на 90% дешевле, чем на керосиновом самолёте.

Создатели позиционируют Alice как удобный и быстрый транспорт для перемещения между регионами страны. Обещают много места для пассажиров и большие окна. Инновация Eviation Aircraft — в разработке нового типа воздушно-алюминиевой аккумуляторной батареи, ёмкости которой хватит для перелёта на большое расстояние.

Источник: YouTube

Двигатель самолёта малошумный и экологичный. Самолёт представят в июне 2019 года на Парижском авиашоу, а первый коммерческий рейс запланирован в 2021 году. Стоимость самолёта оценивается в $2,9 млн.

Eviation Aircraft также разрабатывает беспилотный электрический самолёт Orca. Ранее создатели занимались разработками в области логистики дронов, металловоздушных энергетических решений и систем моделирования воздушных потоков.

Дата создания проекта: 2014 год.

Британский стартап Samad Aerospace впервые представил модель электросамолёта Starling Jet на авиасалоне Singapore Airshow 2018.

Starling Jet вмещает десять пассажиров и может летать на расстояние до 2400 км. Скорость самолёта — до 740 км/ч. В 2019 году планируется запуск прототипа, а в продажу он поступит в 2024 году.

Это гибридный самолёт — один из семейства летательных аппаратов Starling.

Но прежде компания планирует выпустить другие модели:

  • лёгкий беспилотный летательный аппарат UAV Starling для перевозки грузов — в 2019 году;
  • полностью электрический самолёт e-Starling — в 2022 году.

Samad Aerospace предлагает желающим инвестировать в проект и обещает рассмотреть партнёрские предложения.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftransportup.com%2Fbartini-flying-car%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TransportUP</a>
Источник: TransportUP

Дата создания проекта: 2015 год.

Российская компания Bartini, резидент «Сколково», работает над новым видом городского такси и планирует в 2020 году представить беспилотный электросамолёт, который развивает скорость до 300 км/ч. Будет две версии модели: двухместная и четырёхместная. Стоимость одного аппарата составит 7 млн рублей. В октябре 2018 года сделали первый прототип в масштабе один к двум, он успешно завершил тестовые полёты.

Аэротакси сочетает в себе возможности самолёта и вертолёта: взлетает вертикально, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, потом аппарат летит подобно самолёту.

Источник: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fiz.ru%2F800657%2Fdmitrii-liudmirskii%2Fzaimem-etot-dron-v-rossii-sozdaiut-aerotaksi&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Известия</a>»
Источник: «Известия»

Самолёт оснащён блокчейн-технологией: пользователь через приложение вызывает такси до специальной парковки, переводит токены со своего кошелька на кошелёк машины, затем она платит электрозаправке. Далее такси доставляет пассажира до выбранной парковки.

Компания — участник технологического инкубатора McFly, сообщества интересующихся летающими автомобилями. На сайте можно купить токены.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fflyter.aero%2Fproducts&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Flyter </a>
Источник: Flyter

Дата создания проекта: 2018 год.

Российская компания Flyter обнаружила аэродинамический эффект flyt (подробности эффекта не раскрываются) и начала разработку универсального самолёта ПАК ВВП 420-120. Это авиационный комплекс вертикального взлёта и посадки, его взлётный вес — 420 кг, масса полезной нагрузки — 120 кг.

Аппарат будет развивать скорость до 250 км/ч, дальность — 900 км. Двигатель будет работать на керосине, однако авторы также планируют разработать электрическую версию.

В 2018 году авторы выявили сложности с двигателем, после чего занялись разработкой самолёта, который способен выдерживать большую нагрузку. В 2018 году они закончили аванпроект ПАК ВВП 720-200.

Главная особенность самолёта в том, что на основе одной машины планируется сделать три модификации: грузовой беспилотник, беспилотное такси с вертикальным взлётом, пилотируемое такси.

В первую очередь создатели планируют разработать прототип грузового беспилотника. Концепция основана на простоте и экономности: беспилотник позволит в два раза снизить стоимость доставки грузов в отдалённые районы по сравнению с вертолётом (от 32 до 45 рублей за 1 кг).

В марте 2019 года компания Flyter представила видеоиллюстрацию самолёта вертикального взлёта и посадки семейства ПАК ВВП 720-200. Сейчас стартап создаёт полноразмерный стенд в виде консоли крыла, который продемонстрирует flyt-эффект.

Полное видео — по ссылке

Новое в дизайне интерьера самолётов

Менеджер выставки Aircraft Interiors Expo (AIX) Полли Маграу считает, что в будущем исчезнет зонирование салона и разделение на бизнес- и эконом-классы. Появятся кресла, которые можно легко модифицировать: сделать больше или меньше. От цены билета будет зависеть уровень обслуживания, способы развлечения и возможность контролировать освещение и температуру.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flightglobal.com%2Fsponsored%2Fairbus%2Finteriors%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Flight Global</a>
Источник: Flight Global
Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flightglobal.com%2Fsponsored%2Fairbus%2Finteriors%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Flight Global</a>
Источник: Flight Global
Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flightglobal.com%2Fsponsored%2Fairbus%2Finteriors%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Flight Global</a>
Источник: Flight Global

Лондонская дизайнерская фирма Pearson Lloyd в 2018 году представила концепцию Eco Seat: лёгкие и тонкие кресла. Компания предлагает способ увеличить плотность пассажиров — добавить места в салоне, сохранив их комфортность.

Кресло состоит из композитного корпуса из углеродного волокна и центрального «позвоночника», что уменьшает его объём. Вес самолёта очень важен: при его увеличении расходуется больше топлива. Например, один ноутбук на борту повышает стоимость эксплуатации на 21 рубль.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.dezeen.com%2F2018%2F04%2F24%2Fpearsonlloyd-economy-class-aeroplane-seat-design%2F&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dezeen</a>
Источник: Dezeen

Немецкая компания Recaro также создала экономичное сиденье для дальних перевозок, которое делает сон удобным: с шестиступенчатой поддержкой шеи, регулируемой амортизацией для поддержки спины и пространством для ног. За эту концепцию проект получил премию Crystal Cabin на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге в 2019 году.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fedition.cnn.com%2Ftravel%2Farticle%2Fcrystal-cabin-awards-2019%2Findex.html&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CNN Travel</a>
Источник: CNN Travel

Компания Airbus в сотрудничестве с французской Safran придумала, чем занять неиспользуемое пространство в грузовом отсеке: разместить в нём модули с двухъярусными кроватями. Создатели говорят, что готовы реализовать проект уже в 2021 году.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fedition.cnn.com%2F2018%2F09%2F28%2Fsuccess%2Fairbus-cargo-hold-beds%2Findex.html&postId=64531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CNN Travel</a>
Источник: CNN Travel

В отсеке нет окон, и людям с клаустрофобией такое предложение не подойдёт. Сейчас обсуждается вопрос: спальное место можно будет купить отдельно или оно будет входить в дополнение к обычному креслу.

3838
29 комментариев

Спойлер: на A320 и B737. Все эти фантазии оставьте фантастам.

18

Максимум на каком-нибудь 797...
Я понимаю, что тут все айтишники, а не авиаконструкторы, но это мусорная статья уровня "Яндекс.Дзена". При словах про новейший секретный эффект заржал в голос.

8

Я тоже хочу чтобы всегда были B737 и А320.
Не нужны эти самолеты будущего...

Думаю что следующее поколение самолётов будет в виде летающего крыла... Все к этому идёт.

Печально, что среди перечисленных перспективных моделей именно российские несут яркие печати булшита: у одного — интегрированный блокчейн (без комментариев) и отсутствие несущих плоскостей для продольного полёта (а как же экономия???), у другого — дикая аэродинамическая схема с уникальным секретным эффектом и _особенность_ в виде модификации под грузовик, беспилотное такси или пилотируемое такси (это — особенность???).

19

"Менеджер выставки Aircraft Interiors Expo (AIX) Полли Маграу считает, что в будущем исчезнет зонирование салона и разделение на бизнес- и эконом-классы."

Будущее ужЕ здесь!

8

Хм, а нахрена flyt-кукурузникам вертикальный взлёт? Это затратно, ненадёжно, сами винты будут балластом весь полёт, а для приземления всё равно придётся использовать взлётно-посадочную полосу.

3