На чём мы будем летать в 2030 году: будущее пассажирских самолётов
Подборка мировых и российских инновационных проектов.
С конца 1990-х годов Airbus и Boeing — крупнейшие компании на мировом рынке пассажирских самолётов. Рынок делится на три сектора: узкофюзеляжные самолёты, широкофюзеляжные и самолёты класса VLA (very large aircraft — «очень большой самолёт»). В секторе узкофюзеляжных самолётов конкуренцию составляют компании Embraer и Bombardier.
Авиакомпании стараются снизить уровень шума самолётов, а также сделать их более экологичными и безопасными. Председатель компании Airbus India Чарльз Чемпион говорит, что авиационная промышленность должна сократить выбросы на 50% к 2050 году.
Для этого Airbus разработала проект Smarter Skies: самолёты будут катапультироваться в небо и организованно летать по воздушным траекториям, как стаи птиц.
Сильные игроки рынка (NASA, Lockheed Martin, Airbus, Boeing) проектируют новые концепции самолётов: создают гибрид самолёта и вертолёта, устанавливают солнечные панели на крышу и крылья для выработки энергии, делают стеклянный пол или потолок для облегчения веса. Но эти проекты они планируют реализовать к 2050 году.
Тем временем стартапы работают над созданием электросамолётов, которые снизят стоимость региональных рейсов. Электросамолёты в качестве такси — одна из главных тенденций. Ещё в 2017 году Uber и стартап Kitty Hawk одновременно объявили, что планируют запустить летающее такси, Uber пообещала запустить сервис в 2020 году.
Таких проектов сейчас больше 15 по всему миру. При этом многие разработчики стараются спроектировать не просто самолёт с электрическим двигателем, а добавить другие возможности, например, вертикальный взлёт и посадку (VTOL, VerticalTake-Off and Landing).
Электрификация самолётов — это наиболее значительное новшество в авиации после внедрения реактивного двигателя.
Одна из проблем разработчиков — большой вес батарей. Электросамолёт на шесть–девять пассажиров компании Eviation весит 6 тонн, а его батареи весят 2,7 тонны.
Что касается российских самолётов, с 1996 года разработано девять моделей, из них три получили серийное производство. А первые лётные испытания прототипа самолёта на электротяге в России должны пройти в 2020 году.
Ниже — девять интересных мировых и российских проектов, которые планируют реализовать в ближайшие несколько лет.
Дата создания проекта: 2014 год.
Разработки сверхзвуковых самолётов продолжаются, несмотря на то, что существующие сверхзвуковые самолёты Concorde и Ту-144 оказались убыточными из-за большого расхода топлива.
Цель американского стартапа Boom Technology — создать самолёт Overture, который будет переходить на сверхзвуковую скорость над океаном. Выпуск самолёта назначен на 2025 год. Скорость Overture будет составлять 2300 км/ч, дальность полёта — 8300 км, он сможет перевозить до 75 пассажиров.
На сайте компании указано, что цена билета будет такая же, как в обычном дозвуковом самолёте. Стоимость программы оценивается в $6 млрд, стоимость самолёта — $200 млн.
Сейчас компания работает над прототипом Overture под названием XB-1. Сверхзвуковые полёты запланированы в 2020 году.
Ранее стартап помог в создании 40 самолётов и космических кораблей SpaceX и NASA. Работает при поддержке Virgin Group. Получил инвестиции в размере $10 млн и предзаказ на 20 самолётов от Japan Airlines.
Дата создания проекта: 2015 год.
Разработка проходит при поддержке бизнес-инкубатора Европейского космического агентства в Германии. Компания заявляет, что создала первый в мире электрический вертикальный взлётно-посадочный самолёт. Он развивает скорость до 300 км/ч, способен за час с небольшим долететь из Москвы в Нижний Новгород и позиционируется как воздушное такси.
Это самолёт с большим панорамным окном. Малошумный двигатель сделан из карбона: материал в пять раз прочнее и в три раза жёстче, чем алюминий.
Большое внимание создатели уделяют безопасности: если один двигатель откажет, то это не скажется на работе самолёта.
В 2017 году полномасштабный прототип совершил первый полёт. Компания обещает, что в 2019 году взлетит первый реальный самолёт, а в 2025 году такси можно будет заказать. Цена не разглашается, однако модель позиционируется как «самолёт для всех».
Дата создания проекта: 2015 год.
Израильская компания Eviation Aircraft работает над созданием девятиместного электросамолёта бизнес-класса, который при скорости 480 км/ч на одном заряде преодолевает свыше 1000 км. Прототип был представлен в 2017 году. По подсчётам основателя, полёт на Alice обойдётся на 90% дешевле, чем на керосиновом самолёте.
Создатели позиционируют Alice как удобный и быстрый транспорт для перемещения между регионами страны. Обещают много места для пассажиров и большие окна. Инновация Eviation Aircraft — в разработке нового типа воздушно-алюминиевой аккумуляторной батареи, ёмкости которой хватит для перелёта на большое расстояние.
Двигатель самолёта малошумный и экологичный. Самолёт представят в июне 2019 года на Парижском авиашоу, а первый коммерческий рейс запланирован в 2021 году. Стоимость самолёта оценивается в $2,9 млн.
Eviation Aircraft также разрабатывает беспилотный электрический самолёт Orca. Ранее создатели занимались разработками в области логистики дронов, металловоздушных энергетических решений и систем моделирования воздушных потоков.
Дата создания проекта: 2014 год.
Британский стартап Samad Aerospace впервые представил модель электросамолёта Starling Jet на авиасалоне Singapore Airshow 2018.
Starling Jet вмещает десять пассажиров и может летать на расстояние до 2400 км. Скорость самолёта — до 740 км/ч. В 2019 году планируется запуск прототипа, а в продажу он поступит в 2024 году.
Это гибридный самолёт — один из семейства летательных аппаратов Starling.
Но прежде компания планирует выпустить другие модели:
- лёгкий беспилотный летательный аппарат UAV Starling для перевозки грузов — в 2019 году;
- полностью электрический самолёт e-Starling — в 2022 году.
Samad Aerospace предлагает желающим инвестировать в проект и обещает рассмотреть партнёрские предложения.
Дата создания проекта: 2015 год.
Российская компания Bartini, резидент «Сколково», работает над новым видом городского такси и планирует в 2020 году представить беспилотный электросамолёт, который развивает скорость до 300 км/ч. Будет две версии модели: двухместная и четырёхместная. Стоимость одного аппарата составит 7 млн рублей. В октябре 2018 года сделали первый прототип в масштабе один к двум, он успешно завершил тестовые полёты.
Аэротакси сочетает в себе возможности самолёта и вертолёта: взлетает вертикально, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, потом аппарат летит подобно самолёту.
Самолёт оснащён блокчейн-технологией: пользователь через приложение вызывает такси до специальной парковки, переводит токены со своего кошелька на кошелёк машины, затем она платит электрозаправке. Далее такси доставляет пассажира до выбранной парковки.
Компания — участник технологического инкубатора McFly, сообщества интересующихся летающими автомобилями. На сайте можно купить токены.
Дата создания проекта: 2018 год.
Российская компания Flyter обнаружила аэродинамический эффект flyt (подробности эффекта не раскрываются) и начала разработку универсального самолёта ПАК ВВП 420-120. Это авиационный комплекс вертикального взлёта и посадки, его взлётный вес — 420 кг, масса полезной нагрузки — 120 кг.
Аппарат будет развивать скорость до 250 км/ч, дальность — 900 км. Двигатель будет работать на керосине, однако авторы также планируют разработать электрическую версию.
В 2018 году авторы выявили сложности с двигателем, после чего занялись разработкой самолёта, который способен выдерживать большую нагрузку. В 2018 году они закончили аванпроект ПАК ВВП 720-200.
Главная особенность самолёта в том, что на основе одной машины планируется сделать три модификации: грузовой беспилотник, беспилотное такси с вертикальным взлётом, пилотируемое такси.
В первую очередь создатели планируют разработать прототип грузового беспилотника. Концепция основана на простоте и экономности: беспилотник позволит в два раза снизить стоимость доставки грузов в отдалённые районы по сравнению с вертолётом (от 32 до 45 рублей за 1 кг).
В марте 2019 года компания Flyter представила видеоиллюстрацию самолёта вертикального взлёта и посадки семейства ПАК ВВП 720-200. Сейчас стартап создаёт полноразмерный стенд в виде консоли крыла, который продемонстрирует flyt-эффект.
Новое в дизайне интерьера самолётов
Менеджер выставки Aircraft Interiors Expo (AIX) Полли Маграу считает, что в будущем исчезнет зонирование салона и разделение на бизнес- и эконом-классы. Появятся кресла, которые можно легко модифицировать: сделать больше или меньше. От цены билета будет зависеть уровень обслуживания, способы развлечения и возможность контролировать освещение и температуру.
Лондонская дизайнерская фирма Pearson Lloyd в 2018 году представила концепцию Eco Seat: лёгкие и тонкие кресла. Компания предлагает способ увеличить плотность пассажиров — добавить места в салоне, сохранив их комфортность.
Кресло состоит из композитного корпуса из углеродного волокна и центрального «позвоночника», что уменьшает его объём. Вес самолёта очень важен: при его увеличении расходуется больше топлива. Например, один ноутбук на борту повышает стоимость эксплуатации на 21 рубль.
Немецкая компания Recaro также создала экономичное сиденье для дальних перевозок, которое делает сон удобным: с шестиступенчатой поддержкой шеи, регулируемой амортизацией для поддержки спины и пространством для ног. За эту концепцию проект получил премию Crystal Cabin на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге в 2019 году.
Компания Airbus в сотрудничестве с французской Safran придумала, чем занять неиспользуемое пространство в грузовом отсеке: разместить в нём модули с двухъярусными кроватями. Создатели говорят, что готовы реализовать проект уже в 2021 году.
В отсеке нет окон, и людям с клаустрофобией такое предложение не подойдёт. Сейчас обсуждается вопрос: спальное место можно будет купить отдельно или оно будет входить в дополнение к обычному креслу.
Спойлер: на A320 и B737. Все эти фантазии оставьте фантастам.
Максимум на каком-нибудь 797...
Я понимаю, что тут все айтишники, а не авиаконструкторы, но это мусорная статья уровня "Яндекс.Дзена". При словах про новейший секретный эффект заржал в голос.
Я тоже хочу чтобы всегда были B737 и А320.
Не нужны эти самолеты будущего...
Думаю что следующее поколение самолётов будет в виде летающего крыла... Все к этому идёт.
Печально, что среди перечисленных перспективных моделей именно российские несут яркие печати булшита: у одного — интегрированный блокчейн (без комментариев) и отсутствие несущих плоскостей для продольного полёта (а как же экономия???), у другого — дикая аэродинамическая схема с уникальным секретным эффектом и _особенность_ в виде модификации под грузовик, беспилотное такси или пилотируемое такси (это — особенность???).
"Менеджер выставки Aircraft Interiors Expo (AIX) Полли Маграу считает, что в будущем исчезнет зонирование салона и разделение на бизнес- и эконом-классы."
Будущее ужЕ здесь!
Хм, а нахрена flyt-кукурузникам вертикальный взлёт? Это затратно, ненадёжно, сами винты будут балластом весь полёт, а для приземления всё равно придётся использовать взлётно-посадочную полосу.