Манифест профессионального сотрудника

Манифест профессионального сотрудника

Преамбула

  • Профессионал - это человек, стремящийся достигать результаты системно, предсказуемо, а не в силу везения и стечения обстоятельств.
  • Никого невозможно заставить стать профессионалом, но в компании можно создать условия, комфортные для роста их числа, определив правила, комфортные для людей, предрасположенных к профессиональному подходу, и неприемлемые для «ремесленников».

Базовые принципы

1. Думать о смыслах выполняемой работы.

Сотрудник всегда должен думать, зачем он делает то, что он делает, пытаться понять какая польза для его команды/отдела/компании от его работы. Работа по принципу «как в ТЗ написано, я так и сделал» – это непрофессиональный подход.

2. Нести ответственность за свою работу.

Сотрудник старается работает хорошо, независимо от внешних обстоятельств, коллег, начальника и подчиненных. Не хочешь/не можешь делать хорошо - не делай вообще. «Здесь все так делают, поэтому и я так делаю» – это непрофессиональный подход. Чтобы понять, что значит «делать хорошо» смотри пункт 1.

3. Постоянно обучаться и расти.

Сотрудник должен постоянно совершенствоваться, чтобы оставаться востребованным в меняющихся условиях и быть способным решать все более сложные задачи. Ощущение, что ты все знаешь лучше коллег и тебе уже нечему учиться - это явный признак того, что ты, возможно, эксперт, но перестаешь быть профессионалом.

4. Уважать коллег, руководителя, подчиненных.

Уважение – это априорное признание порядочности. Уверенность в том, что за словами и действиями коллег стоит желание сделать работу хорошо, признание наличия нужных для работы компетенций. Твой коллега говорит то, что он говорит, и делает то, что он делает, не потому, что он идиот, а потому, что находится в другом контексте, т.е. знает что-то, чего не знаешь ты, или не знает чего-то, что знаешь ты. И токсичность, и обидчивость в равной степени являются проявлением непрофессионализма.

Из этих принципов следуют конкретные правила поведения профессионала, который работает в команде.

Правила поведения

1. Полученное задание должно быть проанализировано перед началом работы.

Прежде чем брать на себя ответственность, необходимо определить, какие нужны ресурсы, сколько требуется времени, есть ли соответствующая экспертиза для выполнения задания. О своих сомнениях и соображениях требуется сообщить руководителю. Оценка работы тоже требует время, фактически это отдельная задача, к ней нужно относиться именно так. После выполнения задания также необходимо проанализировать свою работу независимо от достигнутых результатов, чтобы совершенствовать свой инструментарий и минимизировать влияние случайности в будущем. Победа любой ценой – это непрофессиональный подход.

2. Выражения типа «Почти сделано», «Сделано, но..» приравниваются к «Я не сделал».

Задание считается выполненным только при выполнении 100% требований задания, задания выполненные на 50%, 75% или 99% считаются невыполненными. О препятствиях к 100%-ому выполнению задания следует сообщать руководителю и всем заинтересованным лицам заранее, до намеченной даты сдачи. Сначала сотрудник пытается решить проблему самостоятельно. Информирует руководителя в момент, когда убедился в невозможности решения своими силами, и делает это обязательно до «точки невозврата», пока вмешательство руководителя еще может иметь смысл. Нельзя не сделать задание из-за того, что руководитель или стейкхолдер не уточнил какие-то требования.

3. Нельзя дать ответственность за задачу, ее можно только взять.

Если в постановке задачи есть противоречия – сообщи. Не бери ответственность за задачу, пока не будешь уверен, что вы с руководителем понимаете задание и его цель одинаково. Не готов взять на себя ответственность из-за отсутствия соответствующего опыта, ресурсов или времени – не бери.

4. Несогласие с параметрами задания или регламентами исполнения не может служить поводом для их игнорирования.

Нельзя по собственному желанию менять условия задания и зону своей ответственности, но можно предложить руководителю сделать это при постановке задания. Если считаешь, что он чего-то не знает – сообщи. Все параметры задания можно и нужно обсуждать, но после принятия решений по этим параметрам договоренности нарушать нельзя.

5. Запрещено в качестве мотивации к невыполнению задания использовать формулировки «Не успел», «Забыл».

Причиной может быть выполнение более приоритетных задач с уточнением того, кто такие приоритеты санкционировал. Время – это тоже ресурс, о его нехватке следует сообщать сразу же после обнаружения проблемы.

6. Сотрудник имеет право требовать от руководителя пояснений о целях поставленной задачи.

Отсутствие понимания целей не позволяет сотруднику работать профессионально, поэтому, отказывая обозначать цели без веских на то причин, вы демонстрируете либо неуважение к подчиненному, либо свой непрофессионализм.

7. Определение конкретных шагов в рамках выполнения делегированного задания остается за исполнителем.

В рамках принятых в компании бизнес-процессов исполнитель может выбирать, когда и как ему действовать для достижения поставленной цели. Вмешательство в ход выполнения за рамками определенных руководителем контрольных точек можно интерпретировать как неуважение к подчиненному.

8. Необходимо опираться на факты и цифры, а не на мнения и ощущения.

Это касается как постановки задания, критериев сдачи, так и определения причин его несдачи.

Регулярно пишу в Telegram-канал Токсичный манагер про управление и все, что с ним связано. Заходите.

22
2 комментария

Страшно быть профессионалом. Ума не приложу, как можно всю жизнь делать одно и то же и не повесится