Какими должны быть школы и детские сады сегодня: ТОП-5 трендов

Открытость, безопасность, универсальность и адаптивность — главные характеристики школы будущего.

<p>Проект школы на 775 мест, ГК ПИК, г. Москва</p>

Проект школы на 775 мест, ГК ПИК, г. Москва

Современная школа — не только образовательное, социальное и культурное пространство для детей. Сегодня это универсальное место, объединяющее всех — и школьников, и их родителей, и учителей, и экспертов, и местных жителей. За последние пять лет изменилось не только содержательное наполнение, но и архитектура таких пространств. Все чаще они превращаются в центры притяжения для целых районов. Меня зовут Сергей Остроух, я — генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО, и я расскажу о тех характеристиках современных образовательных проектов, которые мы видим в своей работе.

Образовательная архитектура стала смелее

Первое, что стоит отметить, — заказчики стали смелее. Мы много проектируем для частных девелоперов и видим, что сегодня они рассматривают социальные объекты, в первую очередь детские сады и школы, как пространство для экспериментов и собственного роста. Иными словами, школа с авторской архитектурой и современной «начинкой» — это конкурентное преимущество проекта, а не обременение, как было еще совсем недавно.

Холл образовательного комплекса «Мир», г. Доброград
Холл образовательного комплекса «Мир», г. Доброград

И у властей, и у бизнеса, и покупателей появился запрос на оригинальную интересную форму, противоположную старым экономным вариантам — панельным или блочным прямоугольным коробкам с окнами-бойницами. Сегодня легко встретить конструкции со сложной геометрией — круглые, треугольные, многосоставные.

Образовательный комплекс, ЖК «Белые ночи», ГК «А101», г. Москва
Образовательный комплекс, ЖК «Белые ночи», ГК «А101», г. Москва

Пространство для всех

Необычная форма зданий определяется их разнообразным функционалом. Сегодня в школу активно приходит дополнительное образование — почти в каждом учреждении есть свои театральные студии, кулинариумы, научные лаборатории, спортивные секции и много чего еще. Их размещение требует изменения планировочной структуры здания школы — дополнительных входов, просторных залов, оборудованных классов, панорамных окон. Для этого задействуются коридоры, создаются универсальные пространства, уходит жесткое функциональное разделение, в здание добавляется много света и воздуха.

Общественные пространства выходят на первый план. Сейчас уже стало расхожей практикой конструировать центральный атриум школы, мы делали такие проекты для застройщиков ГК «А101», ПИК, «Брусники» и для школы в Доброграде.

Школа «Формула», ГК «А101», г. Москва
Школа «Формула», ГК «А101», г. Москва

Атриум служит центром организации пространства — такая структура характерна для западноевропейских школ, а у нас все еще встречается нечасто. Это тем более важно, что школы сегодня превращаются в образовательные комплексы, где обучаются дети разных возрастов, начиная с детского сада. Не в последнюю очередь такой подход обусловлен экономикой проекта, когда на ограниченном участке необходимо разместить и детский сад, и школу.

Школа онлайн

Архитектура школы напрямую связана и с технологической начинкой. Ни для кого не секрет, что во время пандемии появился большой спрос на удаленный формат обучения, который отчасти сохраняется и сегодня. Возможность выстроить образовательный процесс онлайн требует полного технологического переоснащения традиционных школ.

Понятно, что эта тенденция получит развитие в будущем и уже через несколько лет школа как социальный институт будет функционировать по-другому — прежде всего как место коммуникации. Именно поэтому, проектируя здания сегодня, важно предусмотреть возможность что-то изменить в будущем, когда появится такая необходимость. Для этого мы создаем трансформируемые пространства, которые могут менять свой функционал в зависимости от образовательных задач.

<p>Схема организации пространства школы на 775 мест (слева) и детского сада на 350 мест (справа)</p>

Схема организации пространства школы на 775 мест (слева) и детского сада на 350 мест (справа)

Школа как сердце района

Еще одна тенденция — и она характерна для многих стран — связана с тем, что школы все чаще становятся центрами притяжения для целых районов: здесь открываются лектории, образовательные курсы и спортивные секции для взрослых. Так, например, произошло с одним из наших ярких проектов — школой в г. Доброград. Это совсем небольшой объект, рассчитанный на 275 учащихся, плюс детский сад на 100 мест. Тем не менее он стал центром притяжения для всех жителей города: здесь проводят публичные мероприятия, здесь отдыхают и общаются не только школьники, но и взрослые. Все это стало возможным в условиях правильного подхода к интеграции объекта в окружение, в результате школа стала связующим звеном сопутствующей коммерческой и жилой инфраструктуре: от жилых домов до парков и гостиничных комплексов.

Доброград — город, который построили с нуля во Владимирской области, сегодня он активно развивается, и сюда переезжают целыми семьями. Среди них — учителя, для которых должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура, и ее нужно интегрировать в пространство школы. Ведь именно здесь формируется профессиональное сообщество, которое задает философию всего проекта.

Образовательный комплекс «Мир», г. Доброград
Образовательный комплекс «Мир», г. Доброград

За пределами классов

Нестандартные архитектурные и планировочные решения получают продолжение в дизайне среды. Сегодня все без исключения заказчики уделяют большое внимание комплексному благоустройству территории. Здесь школа становится одним из ключевых формообразующих элементов всего пространства жилого квартала.

Одним из распространенных приемов формирования функционального благоустройства территории школы является геопластика — открытые амфитеатры, спорт-площадки и зоны активности, которые делаются на разных уровнях.

Другой важной составляющей территории школы является разумный баланс между открытостью пространства и безопасностью: мы разделяем объекты на зоны, в которых находятся только ученики — их мы огораживаем, и на зоны, открытые для района и посещения жителями — их делаем открытыми, интегрируем их в смежные территории, такие как бульвары, парки и другие объекты поблизости.

Модернизация вместо стройки

Для того, чтобы создать современное образовательное пространство, совсем не обязательно строить физически новое здание (конечно, если речь не идет о новых проектах, где нет существующей инфраструктуры). Например, недавно мы закончили работу над проектом модернизации школы 1939 года постройки в Ярославле. Школа носит имя Валентины Терешковой, она лично курировала все процессы и задала направление работы всей команды.

Мы разработали полное информационное переоснащение школы, адаптировали ее под сегодняшние запросы школьников и учителей. В итоге получили современное и открытое пространство. Идеальный сценарий — это строить объекты образования с нуля, но не всегда это получается. Именно поэтому модернизированные школы будут появляться в ближайшие годы все чаще, особенно в регионах, где не всегда есть финансовые и административные возможности строить новые объекты.

1919
17 комментариев

такая модернизация школ ,как глоток свежего воздуха ,действительно то ,чего не хватало

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за комментарии. Всегда есть куда расти, мы растем с каждым проектом + нацелены создавать лучшие практики именно у нас. Мы отслеживаем международные практики, но не ко всему сейчас готовы бюджеты, нормы и т.д. - выжимаем максимум из имеющихся вводных
Также зовем к себе всех неравнодушных - если есть чем поделиться - выходите на связь)

2
Ответить

Круто 👍

2
Ответить

построить классную школу - это кончено круто, но провести реформу образования - это бесценно

2
Ответить

Про последний проект было бы интересно почитать подробнее и увидеть фото

1
Ответить

обязательно сделаем! Там очень много активностей проходит с нашим и без нашего участия - отдельно расскажем про школу и сад - там много интересного получилось

2
Ответить